Урок по теме: "Православное учение о человеке"

Православное учение о человеке.

Урок № 9.

Цель: осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности;

раскрытие понятий душа, образ Божий в человеке, духовный мир (мир Огня), болезни души,

Задачи:

- получение новых знаний о человеке с точки зрения православной антропологии, о значении души и тела в жизни человека;

- развитие аналитического мышления, навыков коллективной работы, коммуникативных способностей, умения размышлять, формулировать и высказывать свои мысли и суждения,

- воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие.

Образовательные технологии: личностно-ориентированные, ИКТ, технология развития критического мышления. здоровьесберегающие, безотметочные.

Форма организации деятельности:

  • фронтальная,

  • групповая

  • индивидуальная

Методы

  • словесные,

  • наглядные,

  • практические



Планируемый результат

 Личностные УУД:

-построение образа «Я», осознание себя как православного человека;

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  - определение правил работы в группах;

 - оценка  усваиваемого содержания (исходя из личностных ценностей);

 - устанавление связи между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определение и формулирование цели деятельности на уроке;

 - осмысление последовательности действий на уроке; умение работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять коррекцию собственных выводов, самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Звуковое сопровождение: фонограмма песни Игоря Талькова «Чистые пруды»

Литература:

1. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.

2. Н. Заболоцкий. Некрасивая девочка.


Оборудование: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

План урока:

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

Образ Бога в человеке. Беседа о связи Бога и человека.

    1. Ознакомление с новым материалом (восприятие, осмысление, закрепление)

Тело и душа. Раскрытие понятия «душа».

- отличие души и тела (словарная работа, работа с раздаточным материалом, заполнение кластера)

Значимость души. Раскрытие понятия о душе как образе Божием в человеке.

- беседа о теле человека как о храме для души.

- отличие человека от животного

4. Обобщение и систематизация изучаемого материала

Как сохранить чистоту души? Разговор о том, как жить человеку, чтобы сохранить душу в чистоте. Обращение к личному опыту учащихся.

- раскрытие понятия «болезни души»

- работа с учебником, заполнение кластера.

прослушивание стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»- заполнение кластера.

5. Подведение итога. Составление синквейна.

7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. (слайд 1)

- Добрый день, ребята. Сегодня на уроке основ православной культуры нас ждут новые знания и открытия.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся. ( слайд 2)

Бог и человек.

- Сегодня на уроке вы узнаете:

1. Чем Бог одарил человека.

2.Когда болит душа.

3.Что такое образ божий в человеке.


Учитель: Ребята, сегодня наш урок я хочу начать с песни Игоря Талькова «Чистые пруды» ( слайд 3: музыка включается и выключается по щелчку)

У каждого из нас на свете есть места,
Куда приходим мы на миг объединиться,
Где память, как строка почтового листа,
Нам сердце исцелит, когда оно томится.

Учитель: Как вы думаете, ребята, о каком месте может идти речь в песне? В каком месте православный человек может обрести покой и исцеление от тревог? (в храме)

Учитель: Для чего люди приходят в храм? ( Чтобы просить совета, помощи, защиты, чтобы молиться, быть ближе к Богу, общаться с Богом через молитвы)


Учитель: Православие говорит нам, что религиозный человек верит в Бога. А как вы понимаете слова: «Человек верит в Бога?», в чем заключается его вера?

( у Бога можно просить исцеления, помощи, совета, мудрости в принятии важного решения)
Учитель: В православии человек тесно связан с Богом, и если человек верит в Бога, то во что верит Бог? Откройте учебник на стр. 32 и назовите тему нашего урока, а затем прочитайте первый абзац.

Учитель: Итак, мы узнали что Бог верит в человека, ведь человек создан по образу и подобию самого Бога. Бог, доверяя человеку, дает ему свободу. А что такое образ ?

(внешние очертания, оболочка, лик).

Учитель: Верно. А как вы думаете, что дал человеку Бог, создавая его по своему образу?

( внешнюю оболочку, тело)

Учитель: Ребята, перед вами на партах лежат фигурки человечков.

(приложение 1)

На каждой фигурке напишите, что может делать тело человека. Тем, кто испытывает затруднения, можно воспользоваться карточками – подсказками, которые лежат на ваших столах. ( приложение 2)

Дети в минигруппах составляют модель тела человека. ( Тело может ходить, сидеть, расти, ползать, болеть и т.д.) (слайд 4)

Учитель: Да, всё верно. Наше тело как рабочий механизм отвечает за нашу безопасность и движение. Но что отличает человека от животных?

(Человек может говорить, мыслить, у него намного выше уровень развития)

Учитель: Да, это так. Чтобы человек был подобен Богу, Бог дал человеку душу. Слово « душа» произошло от слова «дышать». Душа невидима, но именно душа делает человека человеком.

У вас на столах лежат сердечки, символизирующие душу человека. Напишите на них, что может делать душа.( приложение 3)

Дети в минигруппах составляют модель души человека.( Душа может думать, мечтать, любить, переживать, болеть) (слайд 5)

Учитель: Можно ли утверждать, что душа- это образ Божий в человеке, а тело- храм для души? Почему?

Дети доказывают своё мнение.

  1. Ознакомление с новым материалом (восприятие, осмысление, закрепление)

Тело и душа.

Учитель: Итак, мы с вами поняли, что у человека есть видимое тело и невидимая душа. Друг без друга они обойтись не могут. Наклейте фигурку человека на сердечко. Тело и душа не разлучны. Откройте учебник на странице 33 и прочитайте материал с третьего абзаца по четвёртый.

Дети самостоятельно читают .

Учитель: Итак, мы отметили на фигурах общие и различные свойства тела и души. Как вы думаете, когда про тело и душу говорят, что они растут?

Дети обсуждают в минигруппах и высказывают свое мнение.

Значимость души.

Учитель: Обратимся к материалу учебника. Прочитайте в группах самостоятельно, чем отличается человек от животного. Выпишите на карточку- подарок дары, которые дал человеку Бог в знак своей веры в него. (приложение 4)

Учащиеся в минигруппах работают с материалом учебника и выписывают дары Бога: свобода, понимание добра и зла, творчество и мысль.

Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.

Дети рассказывают о результатах своей работы.(слайд 6)

Учитель: Действительно, все эти чудесные дары отличают человека от животных. Это- образ Божий в человеке. Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремится к духовному миру. Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” и так далее. Где можно встретить такие высказывания?

(в книгах, стихах)

4. Обобщение и систематизация изучаемого материала

Как сохранить чистоту души?

Учитель: Верно, их чаще всего можно встретить в стихах или прозе, когда поэты и писатели пишут о любви. Это не метафоры, как думают некоторые, наоборот, именно эти выражения очень точно передают истину. Душа человека невидима для нашего земного физического зрения, и принадлежит она такому же невидимому Духовному Миру. А еще этот Духовный Мир называют Миром Огня, или Огненным Миром. Этим Огнем заполнено все пространство Космоса, поэтому его называют небесным Огнем. Конечно, это не такой огонь, который мы видим в пламени костра или свечи, хотя природа их одна и та же. Физический, плотный огонь костра или свечи сравнительно груб по своим свойствам. Такой плотный огонь способен согревать наше тело или, если он чересчур силен, нанести ожоги. Но в природе существует и другой, невидимый, тонкий Огонь, который невозможно увидеть глазами, но его может почувствовать наша душа. Этот Огонь бывает разного свойства. Если он вспыхнет резким пламенем, то может даже опалить душу и причинить ей боль. Если же он горит мягко, ровно и спокойно, то такой Огонь согревает душу человека. Вы не раз сами чувствовали действие такого Огня на себе. Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали?

(слайд 7)

- Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви, который посылают на Землю наши Старшие Космические Братья — Великие Святые Души. И тогда, во время такой молитвы, сердце человека согревается этим Огнем, и человек получает утешение. Такую же радость и покой ощущают люди, общаясь с живущими на земле в плотном теле Святыми, потому что сердце Святого излучает Огонь Любви и сострадания. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа.

А тело и душа болят по- разному? Обсудите в группах и выскажите своё мнение.

Дети обсуждают и высказывают предположения.

Учитель: Действительно, тело и душа болят по- разному. Иногда может случиться так, что тело здорово, а душа болит. А когда душа болит? А какие болезни души вы знаете?

Выслушиваются мнения детей.

Учитель: Перед вами на столах в конверте карточки. Ваша задача выбрать и наклеить на жёлтый листок в столбик названия болезней души.

Дети в минигруппах составляют список болезней души.

Учитель: Проверим, что у вас получилось. Какие болезни души вы выделили?

Дети зачитывают ответы, дополняют и исправляют друг друга.

Учитель: А теперь подумаем, как можно эти болезни вылечить. К каждой болезни подберите и положите напротив лечебное средство. ( Приложение 5)

Дети в минигруппах составляют список для лечения болезней.

Учитель: Какие лечебные средства вы нашли? (слайд 8)

Дети зачитывают ответы, дополняют и исправляют друг друга.

Учитель: Итак, человек состоит из тела и души и они должны научиться жить вместе.

Тело – это храм для души, а душа – образ Божий в человеке.

Вы, наверное слышали такое выражение «внутренний мир человека», что это такое, по-вашему?

(мысли, чувства, ум, мечты, все, что нельзя увидеть, но можно ощутить). Вот этот внутренний мир и есть образ Бога в человеке)

4. Что нужно душе? (слайд 9)


Учитель: Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого « Некрасивая девочка»


Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Учитель: Почему девочку радует чужое счастье?

(Девочка не завидует тому, что у её товарищей появились велосипеды, она рада за них)

Учитель: Почему девочка “ликует и смеётся”, если она некрасива?

( Девочка не задумывается о своей внешности, с ней дружат, с ней играют, а для неё это главное)

Учитель: Каков духовный мир девочки?

( Духовный мир девочки составляют хорошие качества: душевная доброта, отзывчивость, радость за других)

Учитель: Почему сердце “едва ли” можно сломать, как игрушку?

(Если сердце доброе, его не изменишь неприятностями. душа остаётся доброй навсегда)

Учитель: Какую красоту ценит автор в девочке: телесную или душевную?

( Автор сравнивает душу девочки с пылающим огнём. Это волшебный мир доброй души девочки)

Учитель: Мы с вами поняли, что душа важнее тела. Значит, чтобы душа была в порядке, нужно оберегать ее от всего дурного и неполезного, как и тело.

Тело может питаться некачественной пищей и заболеть, и душа, впуская в себя нечистые чувства и желания, может стать нездоровой.

В результате того, что в душе поселяется зло, у души появляются болезни, которые не так легко вылечить. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 35. Что означает фраза «Душа обязана трудиться?»

Дети рассматривают иллюстрацию и высказывают свои мысли.

( О своей душе нужно постоянно заботиться, оберегать её от злых поступков и мыслей, не поддаваться болезням души)

Подведение итога.

Учитель: Подводя итог нашему разговору, главные выводы мы запишем в тетрадь в виде синквейна.

(Учитель составляет синквейн на доске, дети в тетрадях)

Учитель: Назовите главное понятие нашего урока. (душа)

Учитель: О какой душе мы вели разговор? ( богатая, красивая, здоровая)

Учитель: Что даёт человеку добрая душа? (красит, помогает, защищает)

Учитель: Составьте предложение из 4 слов, выражающее ваше отношение к теме урока.

(Человек должен заботиться о своей душе)

Учитель: Как назвать душу человека по-другому? (внутренний мир)


Учитель: Прочитайте ещё раз то, что мы записали. (слайд 10)


Домашнее задание: (слайд 11)

Поразмышляйте дома вместе с родителями и подготовьте ответ на вопрос : Что такое внутренняя красота человека? Подберите пословицу на тему « Тело и душа»




Приложение 1



Malchik_4_0.jpg









Приложение 2

Карточка- помощница

ходить

думать

питаться

садиться

наклоняться

мечтать

расти

любить

переживать

болеть

























Приложение 3

серд.jpg









Приложение 4



x_2b9553b5.jpg











Приложение 5



ненависть любовь

зависть доброжелательность

ложь правда

жадность щедрость

жестокость милосердие

предательство преданность

раздражительность радость



























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ