Урок по теме : "Проблема преодоления заикания у детей младшего школьного возраста с заиканием"


Проблема преодоления заикания у детей младшего школьного возраста с заиканием

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 2



ВВЕДЕНИЕ

Заикание - нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. Кратковременное заикание наблюдается у 4% детей, а относительно стойкое — у 1% всех детей. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек. Расстройство чаще всего развивается в возрасте 4—5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления, и ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера. Однако возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте, в период становления речи, т. е. на 2— 3-м году жизни.

Среди многочисленных речевых нарушений заикание одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося.

Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии.

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникает. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу.

Актуальность отмеченной проблемы определила выбор темы курсовой работы: «Проблема преодоления заикания у детей».

Объект исследования — речевая деятельность младших школьников с заиканием.

Предметом исследования является – поиск путей совершенствования логопедической работы по преодолению заикания у младших школьников.

Цель исследования – изучить оптимальные методы и приёмы по преодолению заикания у детей младшего школьного возраста.

В ходе поставленной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы преодоления заикания в отечественной логопедии.

2. Рассмотреть эффективные методы и приёмы преодоления заикания.

3. Разработать рекомендации для родителей по данной проблеме.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Клинические и психолого-педагогические аспекты изучения проблемы заикания

1.1. Заикание – как расстройство деятельности ЦНС

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В средние времена в заикании Гиппократ усматривал болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге, а Аристотель с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата. Возможность нарушений в центральном или периферических отделах речевого аппарата при заикании признавал Авиценна [3].

На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь.

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

1) Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А. Куссмауля, а затем в работах И.А. Сикорского.

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом.

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой.

К 30-м годам и в последующие 50-60-е годы XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи, например, Ю.А. Флоренская рассматривала заикание как симптом невроза, другие, М.Е. Хватцев С.С. Ляпидевский, Н.И. Жинкин, как особую его форму. Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. Руководствуясь павловским учением о высшей нервной деятельности человека, заикание называют не симптомом и не синдромом, а заболеванием центральной нервной системы в целом [8].

При функционировании нервной системы в ней постоянно взаимодействуют два основных нервных процесса — возбуждение и торможение, которые в норме бывают хорошо уравновешены и могут беспрепятственно сменять друг друга. Постоянная смена возбуждения и торможения происходит и во время речи. При действии же "сверхсильного" раздражителя имеет место резкое перенапряжение возбудительного процесса, приводящее к нарушению нормального взаимодействия между возбуждением и торможением. Одним из проявлений этого нарушения и является возникновение заикания.

Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А. Гиляровский [3]. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности – речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц.

У детей раннего возраста, по мнению В.Н. Мясищева, механизм заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза развития. Реактивный невроз развития понимается как острое нарушение высшей нервной деятельности. Заикание возникает в раннем возрасте на фоне задержанного физиологического косноязычия при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль.

Причины заикания

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие.

Первая группа причин еще не вызывает заикания, а только предрасполагает к нему.

Предрасполагающие факторы (почва):

  1. Отягощенная наследственность (наличие у родителей заикания, различных нервно-психических и других хронических заболеваний, изначально обусловливающих некоторую ослабленность нервной системы ребенка) [12]. По наследству может передаться лишь неполноценность нервной системы, т. е. передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска.

2. Осложненное протекание беременности и родов (внутриутробные и родовые травмы, асфиксия): может неблагоприятно сказаться на состоянии нервной системы ребёнка – вызвать её неустойчивость к неблагоприятным воздействиям. [12].

3. Физическая ослабленность: тяжело протекающие, часто повторяющиеся соматические заболевания раннего возраста, истощают нервную систему и снижают ее устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям.

4. Отставание ребенка в речевом развитии, которое осложняет непростой период овладения им фразовой речью и тем самым значительно увеличивает вероятность возникновения заикания.

5. Перегрузка речевым материалом, слишком раннее разучивание сложных по содержанию стихотворений с последующей демонстрацией "достижений", непосильна для еще незрелого речевого аппарата ребенка.

6. Нервная, неспокойная обстановка в семье, неправильные воспитательные приемы, в силу чего ребенок находится в постоянном нервном напряжении.

Другая группа причин уже непосредственно вызывают заикание, как бы "производят" его. Эти причины играют роль непосредственного толчка.

Производящие фактор (толчок):

  1. Испуг - острая психическая травма, нанесенная домашними, дикими животными, катастрофами, зрелищными мероприятиями, семейными ссорами, физическими травмами, медицинскими манипуляциями [13].

Длительнодействующая психическая травма - напряжённый психологический климат в семье или неправильное воспитание в семье: длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений, трудность адаптации ребенка в детском учреждении;

2. Одновременное действие двух противоположных раздражителей. Здесь имеет место отсутствие единства требований к ребенку со стороны взрослых, когда один из них побуждает ребенка к какому-то действию, а другой запрещает это же самое действие.

3. Переучивание леворукости. Ведущее у "левшей" — правое полушарие. Переучивая ребенка с одной руки на другую, одновременно "меняется" доминантность полушарий, и осуществление речевой функции приходится на менее приспособленное для этого полушарие головного мозга.

4. Подражание заикающимся. Если в семье кто-то из родителей заикается, то нередко бывает трудно разграничить роль наследственности и подражания в происхождении заикания у ребенка. Поэтому заикающимся взрослым лучше сводить к минимуму речевое общение с детьми, особенно в период становления у них речи [20].

5. Неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей.

Симптомы заикания

Физиологические симптомы (первичные):

1. Судороги речевых мышц в процессе речи. Это основной признак заикания.

Судороги различаются по форме - тонические, клонические, смешанные.

По локализации судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием), респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

  • Смыкательная ("А-а-а-аня") или ("а-а-а-а").

  • Размыкательная (наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).

  • Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

В артикуляционном аппарате выделяют судороги - губные, язычные и мягкого неба.

2. Сопутствующие движения. К ним относятся судорожные сокращения неречевых мышц в процессе речи (судорожное запрокидывание головы, непроизвольные судорожные движения рук, ног, туловища).

3. Вегетативные расстройства. Вегетативная нервная система выполняет важную функцию в организме, связанную с иннервацией внутренних органов. При заикании, регулирующая и контролирующая роль коры ослабляется, что приводит к появлению различных "вегетативных расстройств - неустойчивости пульса, колебаниях артериального давления, сердцебиениях, повышенной потливости, побледнении или покраснении кожи, появлении "гусиной кожи". [15].

Возникают непроизвольно, причем могут присутствовать уже с самого первого момента возникновения заикания.

Психологические симптомы (вторичные):

1. Логофобия - страх перед речью, боязнь звуков или слов, которые наиболее трудны для произнесения заикающимся. Чаще всего начинает проявляться с подросткового возраста. Логофобия нередко приводит к ограничению речевого общения, замкнутости или, наоборот, агрессии.

2. Уловки – относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь. Двигательные - движения руками, ногами, кивательные движения головой, может быть покусывание кончика языка, нижней губы, облизывание губ. Речевые – эмболы, «вставки» в речь, не связанные с ее содержанием (э, ну вот, как его).

Для психических симптомов заикания характерно их сознательное и "вторичное" происхождение — они как бы "надстраиваются" над физическими симптомами.

Степень фиксации

Нулевая степень фиксации.

Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения за свою неправильную речь. Умеренная степень болезненной фиксации.

Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, стараются меньше общаться, стараются замаскировать свой недостаток.

Выраженная степень болезненной фиксации.

Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности. Чаще это - подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их.

Степени заикания

легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться.

средняя - в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии- сильное заикание.
тяжелая - заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Типы заикания

Постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях);

Волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);

Рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).


1.2. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся с разными клиническими формами заикания


В семидесятых годах прошлого века, в литературе появляется много публикаций с новой трактовкой клинической картины заикания. В них разрабатываются и выделяются две клинические формы заиканияневротическую и неврозоподобную, имеющие разные патогенетические механизмы (Драпкин Б.З., Асатиани Н.М., Ковалев В.В.) [9].

Невротическая форма заикания

Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее имевшегося у ребенка невроза. Такие дети еще до появления заикания отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна, аппетита. В качестве ближайшей причины заикания здесь чаще выступает какая-либо психическая травма, играющая роль «последней капли» - испуг, изменение привычного жизненного стереотипа, так и длительные психотравмирующие ситуации. Заикание возникает остро - в возрасте 2 – 6 лет.

Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, прежде всего заиканием. Важное значение в происхождении заикания принадлежит также ряду внешних факторов, особенно неблагополучному «речевому климату» в виде перегрузки информацией, двуязычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка, наличию заикающихся в близком окружении ребенка.

Характерной особенностью невротического заикания является и то, что при нем не обнаруживается признаков органического поражения головного мозга. Это свидетельствует о функциональном характере нарушения. Здесь не отмечается выраженной патологии в протекании беременности и родов у матери, а также отклонений в раннем, общем и речевом развитии ребенка. Раннее психофизическое развитие происходит в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки формируются своевременно.

Речевой онтогенез имеет у них определённые особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18 месяцам жизни. В короткий промежуток времени (за 2-3 месяца) дети начинают говорить развёрнутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.

Темп речи часто ускорен, дети недоговаривают окончания слов, пропускают отдельные слова и предлоги. Звукопроизношение у детей с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо носит черты функциональной дислалии.

При невротической форме заикания чаще всего обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Дети хорошо переключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом. В то же время, характерно недоведение движения до конца, повышенная двигательная утомляемость.

В дошкольном возрасте наличие заикания не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. У многих в 7 лет наблюдается рецидив заикания при поступлении в школу из-за увеличения эмоциональной и физической нагрузки, повышения психической и речевой напряжённости. Позднее возникает логофобия.

Течение заикания волнообразное - от резко выраженного заикания (в условиях волнения), до почти совершенно плавной и незатруднённой речи (в привычной домашней обстановке).

Невротическое заикание почти всегда сочетается с другими невротическими расстройствами: колебаниями настроения, расстройствами снами, тиками, энурезом, боязнью темноты.

Клиника невротического заикания характеризуется ведущим синдромом заикания с преобладанием в начальном периоде заболевания тонической судороги в дыхательно-вокальной мускулатуре с постепенным присоединением тоникоклонических судорог в артикуляционной мускулатуре. Часто отмечаются скрытое повышение тонуса вокальных мышц, выраженное нарушение речевого дыхания, дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей.

Таким образом, для невротической формы заикания характерны следующие особенности:

  1. Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет.

  2. Наличие развёрнутой фразовой речи до появления нарушения.

3.Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация).

4.Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.

5.Возможность плавной речи при определённых условиях.

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 года постепенно, без видимых внешних причин. При нём часто отсутствуют указания на испуг или другие психотравмирующие переживания. В данном случае у детей обнаруживаются признаки поражения головного мозга. Здесь отмечается неблагополучное протекание беременности и родов у матери, множественные заболевания ребёнка в раннем детстве, запаздывание в речевом развитии, когда фразовая речь нередко появляется лишь в трёхлетнем возрасте. [4].

Первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формируется к 3 годам, развёрнутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни. Имеются нарушения произношения многих звуков, медленное накопление словаря, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года.

Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, отмечается малоподвижность нижней челюсти, недостаточная подвижность языка и губ. Отличается от нормы и просодическая сторона речи: темп либо ускорен (тахилалия), либо резко замедлен (брадилалия). Слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

Дети с этой формой заикания отличаются плохой координацией движений рук и ног. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений. Плохо развивается музыкальный слух. Словесная инструкция по двигательным задачам недостаточно, необходимы наглядные образцы.

Психическое состояние детей характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, вспыльчивостью в одних случаях, и вялостью, пассивностью – в других. Внимание неустойчиво, повышенная утомляемость, истощаемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Плохо переносят жару, езду в транспорте. С трудом подчиняются дисциплинарным требованиям.

Реакция личности на дефект речи отсутствует – мало пользуются специальными логопедическими приёмами, маскирующими дефект речи.

Неврозоподобное заикание протекает как бы волнообразно, то несколько смягчаясь, то утяжеляясь, однако периодов свободных от судорожных запинок речи, обычно не наблюдается. Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе. При физическом и психическом утомлении детей, в период соматических заболеваний запинки усиливаются, ухудшается качество речи.

Итак, неврозоподобное заикание – это остатки апраксических нарушений при поражении головного мозга. Неврозоподобное заикание характеризуется преобладанием клонотонического судорожного компонента в артикуляционных мышцах, частым наличием сопутствующих тикообразных гиперкинезов.

Таким образом, для неврозоподобной формы заикания характерно:

  1. Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 года.

  2. Появление запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.

  3. Начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией.

  4. Отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации.

  5. Физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.







Глава 2. Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся

    1. Комплексный подход преодоления заикания

При реабилитации заикающихся должен быть использован комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.

В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их - устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося [18].

Комплексный подход подразумевает 2 аспекта:

  1. Это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направлена на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

  2. Комплексный подход включает систему чётко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов – врача, логопеда, психолога, логоритмиста, специалиста по физическому воспитанию.

Выработка устойчивой плавной речи представляет собой основную цель реабилитационной работы с заикающимися. Это возможно благодаря решению 3 задач:

  • Формирование навыка плавной речи

  • Воспитание личности заикающегося

  • Профилактика рецидивов и хронификация заикания

Решение первой задачи связано с применением целого ряда логопедических технологий:

  1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов.

  2. Регуляция эмоционального состояния.

  3. Развитие координации и ритмизации движений.

  4. Формирование речевого дыхания.

  5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

  6. Развитие просодической стороны речи.

  7. Развитие планирующей функции речи.

Решение второй задачи связано с психолого-педагогической работой, направленной на воспитание и перевоспитание отношения к себе, к своему речевому дефекту и формирование социальной активности. Это осуществляется с помощью психотерапии, психологических тренингов, логопедических занятий.

Показателем эффективности коррекционной работы является отсутствие рецидивов заикания, что обеспечивается решением третьей задачи.

Комплексный метод реабилитации заикающихся реализуется поэтапно. Все виды коррекционной работы должны идти от простого сложному.

С психолого-педагогического изучения фактически начинается логопедическая работа, оно определяет выбор средств и приемов до начала и в процессе работы, позволяет оценить ее результативность и дать рекомендации по ее окончании.

Основные разделы обследования:

- сбор анамнестических сведений, позволяющих судить об особенностях его раннего развития, о причинах заикания и разворачивающейся картине его проявления;

- определения места и форм речевых судорог, частоты их проявления и сохранных речевых возможностей;

- обследование состояния устной и письменной речи;

- выявление сопутствующих речевых и двигательных нарушений, психологических особенностей.

Результаты изучения заикающегося фиксируются логопедом в соответствующей документации.

Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы).

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся [20].

Все перечисленные воздействия и мероприятия в большинстве случаев осуществляются одновременно или оздоровительная часть комплекса предшествует работе над речью. Рассмотрим каждое из них в отдельности.

Лечебно-оздоровительная работа

В результате лечения общего невроза и связанных с ним вегетативных проявлений у заикающихся заметно ослабевает страх перед речью, наступает внутреннее облегчение - возрастает вера в возможность преодоления заикания. Эта часть воздействия осуществляется врачом-невропатологом в тесном контакте с родителями и предусматривает использование различных медикаментозных средств и физиотерапевтических процедур. Цель медикаментозного лечения - нормализация деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата, устранение судорог, снятие психогенных наслоений, оздоровление организма в целом.

Важную роль в деле нормализации нервной системы заикающегося играет и правильный режим дня.

Очень важно своевременное лечение возможных соматических заболеваний, поскольку наличие их у ребенка ослабляющим образом действует как на его нервную систему, так и на весь организм в целом, что отрицательно сказывается на состоянии речевой функции и затрудняет преодоление заикания [15].

Психотерапия в комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии – оздоровление психики заикающегося.

Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная, прямая, общая психотерапия. Косвенная - обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры. Прямая - лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения. Для заикающихся школьников наибольшее значение имеет общая психотерапия. В отношении детей младшего школьного возраста психотерапия должна носить действенно-предупреждающий характер. Положительный эмоциональный климат воспитательного учреждения и семьи способствует развитию у ребенка чувства уверенности в себе, повышает его самооценку.

Психотерапия направлена на преодоление психических симптомов заикания, но в результате их исчезновения или ослабления значительно уменьшаются и проявления речевой судорожности. Поэтому не случайно одним из основных условий избавления от заикания считается полное исчезновение фобий [15].



Коррекционно-педагогическая работа

Педагогическую часть комплексного подхода составляет логопедическая работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном.

Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы. Они предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы. На занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают правильное отношение к дефекту.

Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций воспитание правильной речи.

Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих.

Речевой режим школьников предполагает выбор ими необходимых речевых упражнений, понимание ими требований правильной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.

Так как при заикании нарушается темп и ритм речи, то в части комплексного метода существенное место отводится логопедической ритмике: проводятся плавные, неторопливые движения под музыку, сопровождаемые речью, что нормализует двигательную сферу заикающегося, наилучшим образом способствует преодолению речевой судорожности[15]. У заикающегося появляются уверенность в движениях, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей. Логопедическая ритмика имеет большое значение для перевоспитания личности заикающегося, социальной адаптации, а также для тренировки и коррегирования его общей и речевой моторики.

Инструментальные методы воздействия

а) технические средства обучения

В логопедической практике широко используется звукозаписывающая аппаратура. Выработке навыков плавной речи способствуют «обучающие магнитофонные занятия». Заикающиеся, отработав текст, выступают перед микрофоном, затем прослушивают свою запись. Эти занятия позволяют заикающимся управлять своим речевым поведением: темпом, плавностью, звучностью голоса, правильным лексико-грамматическим оформлением фразы.

б) использование приёмов логопедического массажа при заикании

Под влиянием массажа у заикающихся уменьшается скованность артикуляционных движений. Массаж оказывает благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, которые играют главную роль в речевом процессе.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами направлена на обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося ребенка; создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении; организацию необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий.

Формами этой работы являются: обеспечение родителей и педагогов необходимым минимумом знаний о заикании и заикающихся в виде цикла бесед о сущности и причинах заикания, об особенностях его проявления и методах устранения, о значении и направленности речевых занятий, о роли родителей и педагогов в коррекционно-педагогическом процессе, об особенностях домашнего режима, об отношении окружающих к заикающемуся ребенку и их воздействии на него в воспитании уверенности.

Необходимо также присутствие родителей на логопедических занятиях для практического ознакомления их с принципами подхода к преодолению заикания, с приемами по предупреждению и устранению у детей речевых судорог[16].

    1. Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий

Одно из направлений коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми связано с психологической школой Р.Е.Левиной. Плеяда учёных, воспитанных этой школой, разрабатывает целостную систему воздействия на заикающихся дошкольников и школьников (А.В. Ястребова, Н.А. Чевелева). Данные исследователи исходят из представлений о том, что заикающиеся дети обладают достаточным словарным запасом, в то же время они недостаточно адекватно его используют, неконкретно формируют мысль, недостаточно выдерживают логическую последовательность речи.

Для нормального речевого общения детям необходимо коррегировать не только речевые запинки, но и психическую деятельность, также развивать планирующую функцию речи. Внутреннее проговаривание дает возможность отобрать необходимую лексику и грамматические конструкции до “включения” звучащей речи, что организует внутренне-речевое планирование в целом.

В комплексных психолого-педагогических системах реабилитации заикающихся выделяют несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи, которая реализуется на материале сопряженной, отраженной, ответно-вопросной, пересказе, рассказе, спонтанной формах речи.

Сопряженная речь - проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. При этом ребенку рекомендуется смотреть на артикуляцию логопеда. Обычно у детей в процессе сопряженной речи судорожных запинок не наблюдается. Отработка этого вида речи проходит в игровой ситуации, с непосредственным предъявлением называемых предметов. Постепенно количество слов во фразе может увеличиваться до 4-5-ти и более.

Отраженная речь - представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз). В этом виде речи заикания не наблюдается. В этот период работы над речью вводится отраженное повторение небольших стихотворений, состоящих их 2-4-х строф.

Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова, которые содержал вопрос, добавляя лишь одно хорошо известное ему слово. Постепенно, по мере выработки навыка плавной речи, ответы ребенка становятся все более самостоятельными и распространенными. Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.

Самостоятельное описание картинок. Дети обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. В этот период для работы над речью используется процесс и результат изобразительной деятельности ребенка. В диалоге логопед уточняет процесс деятельности ребенка, материал, которым он пользуется. Если ребенок справляется с заданиями, рекомендуется переходить к обсуждению результатов деятельности. На этом этапе ребенок самостоятельно строит фразу.

Пересказ прослушанного небольшого текста. Предлагаемые детям рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Полезно обыгрывание сюжета рассказа при помощи игрушек, картинок. Особое внимание уделяется на этом этапе правильному грамматическому оформлению фразы.

Спонтанная речь является наиболее сложной для ребенка. Занятия по развитию спонтанной речи проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. На этом этапе предусматривается использование самостоятельной речи детей при выполнении ими различных поручений, а также вводятся самостоятельные игры-диалоги (например “Телефон”, “Покупатель и продавец”).

На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала на тему, предложенную логопедом.

Работа со школьниками имеет свои особенности.

  1. Меняется тип ведущей деятельности, главной является учебная деятельность, но элементы игровой деятельности сосуществуют с учёбой.

  2. Игровая форма заменяется уроком.

  3. Если у дошкольника вся работа ведётся через семью, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.

  4. В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном большое значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.

Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.

  1. Наряду с косвенной психотерапией шире используются виды рациональной психотерапии. Рациональная психотерапия состоит в разъяснении в форме беседы заикающемуся сущности его речевой патологии, воспитании убежденности в возможности избавления от судорожных запинок.

  2. Речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой.

В устранении заикания велика роль учителя школы: он создаёт в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся, постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопедом и семьёй заикающегося. В моменты подавленного настроения он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны личности, на интересующую его деятельность. Учитель вовлекает заикающегося в общественную жизнь класса, а затем школы, в кружки. Именно учитель начальных классов вызывает основной интерес заикающегося и способствует его развитию.

Коррекционная работа над речью не должна ограничиваться только формальными упражнениями. Необходимо говорить не только о системе речевых занятий, но и о реабилитационном воспитании заикающегося школьника.

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методические рекомендации, предложенные для работы или с дошкольниками (для младшего школьного возраста), или с подростками и взрослыми (для старших школьников).

Например, Н.А.Чевелёва предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников IIV классов в процессе ручной деятельности.

Принципиально эта методика мало отличается от предложенной раннее системы логопедических занятий с заикающимися дошкольниками. Меняется выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками.

Соответственно учебным четвертям автор выделяет 4 периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н.А. Чевелёва считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопунктах, в специальных школах.

Система логопедических занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники, санатория, предложенная В.И. Селивёрстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознательную активность самих детей.

Построение комплексного реабилитационного воздействия делится автором на три этапа:

1. Подготовительный этап. Наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом, в этот период начинают работу по развитию моторики, расширению словарного запаса. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых речевые судороги у заикающегося не проявляются.

2. Тренировочный этап. Наряду с моторикой, осуществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций. Занятия включают дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи. В процесс логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ранее отмечались запинки.

3. Заключительный этап. Продолжается комплексное психолого-педагогической воздействие на личность заикающегося в целом. На этом этапе закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

Система логопедических занятий предусматривает постепенное нарастание сложности речевых ситуаций. На всех коррекционной работы происходит активное привлечение родителей.

Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36 занятий).

В системе логопедических занятий А.В. Ястребовой выделяется три периода в обучении учащихся.

В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка как путём целенаправленных наблюдений над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений по упорядочению её темпа и плавности.

Содержание логопедических занятий первого периода способствует: 1) упорядочению темпа, ритма, плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного запаса, представления и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.

Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.

В третьем, заключительном периоде занятий продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников обусловливает следующие основные направления логопедической работы: а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над её темпом и плавностью; б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы; в) развитие речевой активности детей.

На каждом из этапов проводится по 25 занятий, составляющих 5 циклов или ступеней коррекционного воздействия. Каждый из таких циклов имеет свою коррекционную задачу — отработку (обучение) конкретных умений и навыков общения, осуществляемую с определенной целью в специально сконструированных коммуникативных ситуациях.

Таким образом, в этих методиках указана необходимость последовательного усложнения программы высказывания в процессе обучения заикающихся детей навыкам свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной. Построение коррекционной работы с учетом постепенного развития планирующей функции речи дает возможность снизить аффективные реакции заикающегося ребенка, связанные с поиском слова.

Прогноз преодоления заикания

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста. Чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее.

Для заикания, развивающегося на почве врожденного отягчения, а также появившегося без видимых внешних воздействий, предсказание менее благоприятно. Здесь часты рецидивы. Успешнее устраняются судороги дыхательные, чем голосовые, клонические формы исчезают легче, чем тонические.

Наиболее благоприятным является возраст 2—4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10—16 лет, пубертатный период (обостренная психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, отрицательные личностные качества). Не редко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания, т.к. зависит от индивидуальных особенностей заикающегося и тяжести его заикания, от особенностей всего лечебно-педагогического комплекса и методики логопедической работы и даже от выбранной системы оценок результатов этой работы. Успешное преодоление сопряжено с систематической, тщательно скрупулезной и довольно длительной работой, требующей усилий со стороны и специалистов и самих заикающихся. И результат такой совместной, направленной работы позволяют оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания.





























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. Заикание - нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте.

  2. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

  3. Заикание – это не симптом, а заболевание центральной нервной системы в целом. В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов в коре головного мозга. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой у ребёнка области высшей нервной деятельности – речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.

4. Заикание возникает чаще всего в детском возрасте, в период от 3 до 5 лет, когда ребёнок овладевает фразовой речью.

5.Отмечается сложный системный характер заикания, возникновение которого связано как с биологическими, так и с психологическими причинами.

6.Выделяют 2 клинические формы заикания – невротическую и неврозоподобную, обусловленные разными патогенетическими механизмами..

Для невротической формы заикания характерно:

  • Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет.

  • Наличие развёрнутой фразовой речи до появления нарушения.

  • Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травма).

  • Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.

  • Возможность плавной речи при определённых условиях.

Для неврозоподобной формы характерно:

  • Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 года.

  • Появление запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.

  • Начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией (органическое поражение мозга)

  • Отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации.

  • Физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.

7. При невротической форме заикания терапевтические действия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью медикаментов, различных психотерапевтических приёмов, от стресс-терапии до аутогенной тренировки. Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.

8. Заикающиеся с неврозоподобной формой нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия должны быть регулярными в течение значительного времени.

9. В преодолении заикания должен использоваться комплексный подход. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.

Работа специалистов направлена на всестороннее изучение картины проявления заикания, причин его возникновения, психофизического состояния заикающегося, его личностных особенностей. Роль логопеда как ведущего специалиста в процессе работы очень велика. Ведь именно его воздействие является всегда обязательным и определяющим в комплексе, а роль других специалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приёмами уничтожить и дополнить представления об особенностях заикания, способствовать эффективности логопедического воздействия.

10. Весь лечебно-педагогический комплекс условно можно разделить на 2 составные части – лечебно-оздоровительную и коррекционно-педагогическую и включающим в себя целый ряд различных медико-педагогических воздействий и мероприятий:

  • Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося

  • Психотерапия

  • Непосредственная работа над речью (логопедическая часть)

  • Обеспечение благоприятного социального окружения и нормальных бытовых условий

11. В комплекс мероприятий, направленных на преодоление заикания у детей младшего школьного возраста входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Их цель - оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; предотвращение психических травм, адаптация заикающегося.

12. В коррекционный процесс необходимо включать работу по развитию планирующей функции речи. Такую работу принято начинать с обучения заикающихся проговариванию высказывания про себя. Внутреннее проговаривание дает возможность отобрать необходимую лексику и грамматические конструкции до “включения” звучащей речи, что организует внутренне - речевое планирование в целом (в том числе и моторную программу).

13. Обязательной формой логопедической работы является консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребёнка. Целью этой работы является обеспечение благоприятных условий для лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребёнка, создание правильного отношения к нему дома, в детском учреждении, в коллективе сверстников, в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребёнка, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда. В процессе занятий с ребёнком логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний о заикании.

14. Очень важно, чтобы родители поняли, что даже если ребенок чуть заметно заикается и происходит это очень редко, все равно необходимо немедленно обратиться к специалисту. Это первый сигнал о неблагополучии, а малейший стресс, испуг или просто усталость могут усилить заикание. Чем раньше начнется лечение, тем оно будет эффективнее.

Комплексные мероприятия, направленные на все звенья и уровни патологической системы речи, а также на личность заикающихся, позволяют получить стабильный коррекционный эффект.

В настоящее время от логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической и психолого-педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также знаний клинических проявлений невротических состояний. Только при этом условии могут быть правильно интерпретированы психофизиологические, психологические и психолого-педагогические данные о заикающихся, что и определяет направление реабилитационных, а также профилактических мероприятий.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание – М.: 1998. – 304 с.

  2. Волкова Г.А. Логопедия. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак пед вузов. - М.: Владос, 1998. - 680с.

  3. Гиляровский В.А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение. – т.1 СПб.:, 1932.

  4. Заикание /Под ред. Н.А. Власовой, К.-П. Беккера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 256 с.

  5. Заикание. Предупреждение его появления и усиления. Методические рекомендации в помощь слушателям курсов / Составители: К.Г. Ермилова, Л.А. Зайцева; Под ред. В.А. Янковского. - Мн.: РИУУ, 2007. - 24 с.

  6. Жинкин Н.И. Заикание – М.: 1985.

  7. Ковшиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб.: Питер, 2006. - С. 4-25.

  8. Кочергина В.С. Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста. – М.:, 1958.

  9. Ковалёв В.В. Заикание - Л.: 2006. - С. 40-46.

  10. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей //Дефектология. - 2009. - № 3. - С. 9-17.

  11. Леонова Л.В. Психолого-педагогическое изучение и коррекция заикания у учащихся общеобразовательных школ // Логопедия: методические традиции и новаторство М. -Воронеж, 2008, - С. 263 - 270.

  12. Логопедия: Заикание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 304 с.

  13. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. – СПб.: ООО "СЛП", 1997. - 144с.

  14. Павлова С.И. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков // Нарушения речи и голоса у детей. Пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов /Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.: Просвещение, 2005. - С. 65-70.

  15. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – 352с.

  16. Парамонова Л.Г. Методические указания по работе школьного логопеда с родителями и учителями заикающихся // Методические материалы по лечению расстройств речи / Отв. ред. Н.В. Чепурная. - Л.: Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи, 2006. - С. 47-51.

  17. Рау Е.Ю. Значение стресса и фрустрации в появлении и развитии невротической формы заикания // Заикание, проблемы теории и практики. - М., 2002. - С. 51-63.

  18. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М.: Гном-Пресс, 1998. -36с.

  19. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 200 с.

  20. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  21. Синяк В.А. Логопедия: Учебное пособие для студентов-заочников дети с особенностями психофизического развития дефектологических факультетов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2005. - С. 59-70

  22. Терентьева В.И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у заикающихся учащихся младшего школьного возраста // Дети с особенностями психофизического //. Дефектология- 2007. - № 4. - С. 20-23.

  23. Тяпугин Н.П. Заикание. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2006. - 156 с. - С. 68-69.

  24. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.

  25. Флоренская Ю.А., Авербух И.С. Повторные больные и трудные случаи заикания. – М.:, 1982.

  26. Хватцев М. Е. Заикание. – М.:, 1959.

  27. Чевелёва Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. – М.:, 1978.

  28. Шкловский В.М. Заикание. М.:, 1994, 248 с.

  29. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов. – М.:, 1974.

  30. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы: Пособие для учителей-логопедов - М.: Просвещение, 2000. - 104 с.

  31. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е . - М.: АРКТИ, 2007. - 131 с.















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ