Выступление на городском семинаре «Экспериментальная модель «Экология и диалектика». Из опыта работы»
Выступление на городском семинаре «Экспериментальная модель
«Экология и диалектика». Из опыта работы»
Особенности формирования вероятностного мышления учащихся на уроках литературы. Диалектика необходимого и случайного на примере изучения романа Л. Н. Толстого «Воина и мир».
Одним из ведущих принципов обучения в модели «Экология и диалектика»является принцип интеграции. В старших классах интеграция осуществляется через использование общих методологических принципов. Диалектика необходимого и случайного — важнейший из них.
С диалектикой необходимого и случайного дети познакомились, прежде всего, в процессе обучения ЗОМ (Закономерностям окружающего мира). Это важнейший компонент современного миропонимания. Литература обобщает духовный опыт человечества, учит законам бытия. Законы эти едины как для конкретного человека, так и для общества и мира в целом. Овладение этими законами — залог успеха человека в жизни, социуме. Любое литературное произведение даёт возможность приобрести тот жизненный опыт, который мы сами не пережили, познать общие законы бытия.
Вот как это выглядит на конкретном примере при изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в 10 классе. По мнению писателя, жизнь — это сложное единство случайного и закономерного. Человек ищет, путается, ошибается, находит, разочаровывается, снова ищет... и так всю жизнь, ибо стремится к идеалу, а совершенству, как известно, нет предела. «Можно сказать, что всё время непрерывно совершается сотворение мира и точно так же всё время происходит процесс, который принято называть «концом света» (Паскаль).
Жизненные искания Пьера Безухова — яркое тому подтверждение. Непосредственность, открытость, отсутствие семьи (он ничего не смог перенять от родителей, которых не знал, т. к. жил и воспитывался за границей) заставляют ребят придти к мысли, что Пьер начинается «с себя». То, что он открыт миру, очень важно, потому что самоорганизация возможна лишь для открытой системы. Замкнутая же приводит к деградации (здесь хорошо вспомнить о Раскольникове, замкнувшемся на своей идее и отгородившемся от людей). Проведя анализ двух эпизодов, (1-й: разговор с князем Андреем, здесь Пьер серьёзный, вдумчивый, философствующий; 2-й: кутёж у Курагина, тот же Пьер, но хмельной, разгульный, авантюрный) ребята делают вывод, что в душе героя хаос: чувственное и нравственное, добро и зло — всё сплелось. Родится ли порядок? Что для этого необходимо? Почему (за один вечер!) при князе Андрее он был один, а при Курагине — другой? Вывод напрашивается сам собой: раз в душе смятение, необходим духовный наставник. Каков наставник, таков и наш герой. Характер Пьера, весь строй его души направлен на формирование собственной личности. Он не просто открыт духовному наставничеству, он ищет его: это один из самых мощных факторов проявления личности Пьера. Обогащённый чужими взглядами, совершающий собственные ошибки, он не подчиняется ничьей воле, а идёт дальше своим путём, по-прежнему открыт людям. Из-за случайных совпадений жизнью Пьера руководит на определённом этапе князь Василий, безнравственный и беспринципный. И случайности складываются в закономерность: женитьбу на Элен. Измена, дуэль с Долоховым, и мир Пьера из относительно упорядоченного снова превратился в хаос. «Словно в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь», — пишет Л. Н. Толстой. Мир распался на куски, Пьер испытывает глубокое недовольство собой и желание начать всё с нуля. Как?
Случайная встреча в Торжке с масоном Баздеевым рождает новые возможности. Новый наставник Пьера предлагает ему возродиться в другом, «очищенном» состоянии, вступив в масонское братство, построить свою жизнь на основах добра и справедливости.
Женитьба на нелюбимой развратной женщине чуть было не привела его к гибели, случайная встреча в Торжке на почтовой станции подарила общение с одним из замечательнейших людей. Случай не только разрушает наши планы, судьбу, он ещё дарит возможность иного пути, выхода из тупика. Если бы Пьер замкнулся в своём горе, эта встреча была бы невозможна. Поэтому да здравствует открытость, долой попытки изолироваться от мира, от людей. Только открытое поведение приведёт к успеху. Это откровение стало нормой жизни Пьера, оно спасало его и на Бородинском поле, и в осаждённой французами Москве, и в плену.
Толстой, понимая всю важность этого, заставит Пьера «спасти» князя Андрея, удалившегося от жизни после смерти жены. «Надо жить, надо любить, надо верить...», — скажет он своему другу. Надо, что бы ни случалось с нами в жизни.
Отказ от стереотипов поведения, исключающий варианты, уважение к случаю, максимальное использование его возможностей, обогащение опытом других, мучительная работа души, вечный поиск — это и есть те законы, те пути, которые единственно возможны для человека нравственного и мыслящего.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ