Выступление по теме «Учительские дети»

Шенкаренко Светлана Викторовна, учитель английского языка, МАОУ Подгорнская СОШ

Томская область, Чаинский район



Выступление по теме «Учительские дети»

Когда я приняла решение участвовать в конкурсе «Учитель года», я долго мучилась и долго не могла принять решение какую же педагогическую тему вынести на обсуждение. Хотелось говорить о той теме, которая была бы интересна, доступна и знакома каждому. В голове вертелись слова «родители», «родительская опека», «родительская забота». Мне хотелось говорить о родительской теме, но в тоже время я понимала, что на этом конкурсе не стоит становиться классным руководителем, который читает какую-то педагогическую тему на родительском собрании. И в одно прекрасное утро я вдруг понимаю, что я хочу говорить о своих, о кровных детях, о детях учителей. Итак, моя педагогическая тема так и называется «Учительские дети» (слайд)


Когда я ясно увидела тему, о которой я хочу говорить, передо мной сразу возник вопрос: а имею ли я право выносить данную тему на обсуждение? А существуют ли какие-то проблемы в данном вопросе? И я благодарна коллегам, которые меня поддержали, которые приняли участие в анкетировании. И я действительно увидела, что проблемы существуют. (слайд)

1.Считаете ли правомерным выделять такое понятие, как «учительские дети»?

Большинство учителей ответили, что выделять такое понятие неправомерно, так как дети-это всегда дети, хотя такое понятие существует.

2.Отличаются ли они от обычных детей? чем?

Учителя ответили по-разному:

-более совестливые и незащищенные;

-любой ребенок чем-то отличается от другого;

-отличаются тем, что они всегда на виду;

-этим детям достается больше остальных (много удобных моментов сообщить маме учительнице о нерадивости ее ребенка).

3.Как вы считаете, достаточно ли внимания вы уделяете своим детям?

Единогласный ответ «нет».

4. Какие проблемы вас волнуют, как родителя?

Всех очень волнует проблема-мало уделяем внимания собственным детям.

Неодназначное отношение родителей к нашим детям.

Не хочу, чтобы к моему ребенку относились предвзято, хочу, чтобы в школе он чувствовал себя комфортно.

Отношение некоторых преподавателей к ребенку как к учительскому.


Материалов на данную тему оказалось очень мало. Все, что удалось найти больше похоже на крик о помощи. А крик о помощи идет от учительских детей:

«Работа отняла маму.

С утра мама убежала на работу, и мы с ней практически не виделись. Она обещала прийти на обед, но я зря разогревала суп целых два раза.

Конечно, я уже человек взрослый. Мне есть с кем поговорить, у меня много подруг. Но иногда мне почему-то хочется поговорить именно с мамой».

«Самое ужасное в твоей жизни (просто кошмар), что любой учитель может встретить твою маму в коридоре и «наябедничать» на тебя в любой день, в любой час и в любую минуту».

«Как тяжело быть дочерью простого учителя! Учительские дети-самые обделенные!

Мама учит чужих детей, а на своих не остается ни времени, ни сил. Нам нельзя баловаться, ведь маме придется краснеть перед своими коллегами. Учительским детям нужно хорошо учиться, ведь им придется поступать за счет своих знаний, так как для поступления в вуз теперь нужны огромные деньги».

Считаю, что материалов на данную тему мало, потому что эту тему должны поднимать сами учителя, и искать решения должны тоже мы-учителя. Мы же умалчиваем об этом в

3силу своей скромности или из-за силы общественного мнения, либо в силу каких-либо других причин.

«В трудные дни организации приюта в Бургдорфе Песталоцци получил известие, что его единственный сын умирает…Песталоцци не поехал к умирающему. Он не мог оставить Бургдорфа ни на один день. Только еще с большей яростью принялся за работу…» Из книги С. Соловейчика «Час ученичества»

Поступок Песталоцци не подлежит обсуждению. Он поступил так, как велел ему долг. Долг перед чужими детьми. У «настоящего» педагога чаша весов не может перевесить в сторону своего ребенка. Это негласный закон, устойчивое общественное мнение.

С древнейших времен статус учительства предполагал полную самоотдачу. У учителя должны быть «духовные» дети, а не кровные.

У Корчака не было собственных детей. У Макаренко не было родных детей (он усыновил ребенка подросткового возраста).Множество внебрачных детей Руссо воспитывалось в работных домах. Но ребенка как такового, ребенка, о котором бы он думал, которого бы растил, воспитывал.-у него не было. Список великих «бездетных» педагогов можно продолжать. Что это-случайность или закономерность?

Неужели от педагога требуется то, чего Господь не решился потребовать до конца даже с Авраама: приносить в жертву собственных детей?

Учительский ребенок изначально знает, что жизнь его родителей поделена на неравные части: одна принадлежит школе, чужим детям, другая ему. Чем больше учитель отдается работе, тем меньше времени и душевных сил достается его собственному ребенку.

многие профессии требуют времени и самоотдачи. Но здесь- особый выбор. Там-слава или ребенок, деньги или ребенок. наука или ребенок. Здесь-другие дети и собственный ребенок.

Для учительских детей я провела анкету и получила следующие результаты.

1. Доволен(а) ли ты тем, что твоя мама учительница? (50%-да;50%-нет)


-Да, доволен, потому что она во многом мне помогает.

-С одной стороны довольна, а с другой нет. Довольна тем, что могу обратиться к ней за помощью по предмету и еще достоверно узнаю всю информацию изменений в школьных делах. А недовольна тем, что мама всегда знает. где я была и что делала. а еще некоторым учителям не нравится моя мама и они так же относятся ко мне. Но ведь дети не отвечают за родителей.

-это ее работа. ей нельзя быть недовольной.

-Нет. не доволен, не делает со мной уроки.

2.Достаточно ли ты получаешь материнского внимания?

-получаю, но мало. Часто мама бывает усталой после работы.

-Нет, недостаточно, потому что много работает.

-Конечно нет. Утром когда она уходит, я еще сплю. а вечером, когда она приходит я уже сплю.

3.Как твоя мама напоминает, что она учительница?

-Когда я плохо веду себя, она меня наказывает

-Никак! Дома она всегда просто мама.

-Я злюсь на учителей, а мама их защищает

-Говорит, почему ты меня позоришь.

-Каждое утро говорит, что пошла в школу.

-Когда я с ней спорю

-Учит меня и всегда работает на компьютере

-Именно знание, что моя мама учитель сдерживает меня от разных неприличных поступков

4.Как к тебе относятся в классе, зная, что твоя мама учительница?

-Все меня немного побаиваются, ведут себя со мной сдержаннее

-Нормально. Обычно. Также, как и ко всем.

-В классе относятся нормально, а в школе нет, т. к. при разборках с пацанами говорят, что за мамину спину буду прятаться.

5.Имеешь ли ты привилегии, как учительский ребенок?

-в основном дети ответили, что не имеют привелегий

-Да, имею. мне проще договориться с учителем, но с другой стороны ко мне больше требований. Учителя так все сремя и говорят: «Ну уж учительский ребенок мог бы…», «Как ты не сделала? У тебя же мама учитель!», «Учительскому ребенку это не позволено»

Проблемы и пути их решения:

-Нехватка времени. Практически неразрешимая проблема для учителя. Но учителя предлагают следующие пути решения:

-Разгрузить учителя, сделав более удобное расписание.

-Находить в себе силы для ребенка.

-Изыскивать любую свободную минуту для общения с ребенком;

-Всегда помнить о том, что когда мы станем бабушками и дедушками, нам будет очень нужно внимание наших детей.

-Ценить и дорожить временем, проведенном со своим ребенком.

-Чаще устраивать семейные праздники.

2.Мамина этика. Для мамы педагога всегда существует угроза слишком войти в роль и внести школьную этику в частную жизнь. Дети реагируют на подобную мамину простоту замкнутостью, надеясь, что это поможет им спасти свои интимные переживания от публичного разбора и комментария.

Пример: «Иногда мне кажется, что работа на маму плохо влияет. Приходит из школы и ведет себя, как учительница. забыв, что она моя мама, дает мне умные советы, как правильно питаться, читает лекции о вреде курения и алкоголя…Говорит. как будто совсем чужой мне человек! но это же не так ! прежде всего она моя мама, а потом учительница. неужели мама забыла. что дети очень быстро растут? Вырасту и я, выйду замуж, заведу свою семью. Тогда меня уж точно мама будет видеть редко. И будет думать: «Ах, как жаль, что я раньше мало общалась со своей дочкой!»



7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ