Влияние метода игры на мотивацию учения младших школьников

Влияние метода игры на мотивацию учения младших школьников

Теория и практика использования дидактической игры в учебно-воспитательном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики начального обучения. В данной статье рассмотрена проблема определения влияния метода игры на развитие учебной мотивации,

Предложены разработки занятий с применением игровых методик для формирования учебной мотивации.

Основываясь на опыте знаменитых педагогов, я разработала систему занятий, направленных на формирование положительной учебной мотивации младших школьников. Считаю, что применение метода игры в учебном процессе не только обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса младших школьников к учебным предметам, и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей динамики развития учебной мотивации.

Методики, использованные мною на практике, хорошо зарекомендовали себя. Есть основание полагать, что при систематическом использовании в учебно-воспитательном процессе эти методики будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к школьным предметам и учебному процессу в целом. Использование метода игры на уроке в начальной школе может повлиять на учебную мотивацию.

Игровая деятельность даёт нужный эффект при соблюдении следующих условий:

- использование игрового метода должно носить систематический характер в учебно-воспитательном процессе;

- необходимо создать благоприятный психологический климат во время игры;

- содержание игры дифференцируется с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

- воспитательное, образовательное и развивающее воздействие игр зависит от самой организации и методики проведения, которая, в свою очередь, зависит от педагогического мастерства педагога.

На практике мне удалось разработать программу формирования учебной мотивации посредством игрового метода, а также рекомендации педагогического руководства игрой.

Целенаправленное и систематическое применение игрового метода в учебном процессе укрепляет желание детей овладевать знаниями, формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов и повышает учебную мотивацию.

Мною были подобраны и систематизированы игры, которые я использовала на занятиях, и которые, по-моему мнению, наиболее эффективно будут влиять на развитие положительной мотивации.

  1. Игры на развитие внимания

«Где что»

Игра эффективно развивает внимание, а также расширяет познавательную активность и кругозор. Следует договориться с ребёнком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого учитель должен произнести ряд разных слов. Если ребёнок ошибается, игра начинается сначала. Со временем можно усложнить задание, предложив ребёнку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

«Запрещённая буква»

Одного из участников игры назначают ведущим. Поочерёдно обращаясь к играющим, водящий каждому задаёт какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: «Сколько тебе лет?», «С кем ты сидишь за партой?» и т.п. Тот, к кому обращён вопрос, должен быстро дать ответ, не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору была объявлена запрещённой. Игра ведётся в быстром темпе, раздумывать не разрешается. Замешкался или ошибся, становись на место водящего и задавай вопросы.

«Ладошки»

Игра на развитие устойчивости внимания. Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.

«Всё помню»

В данной игре принимают участие несколько человек. Участники должны сесть в круг и выбрать тему, например города. После этого они по очереди называют названия городов. При этом каждый игрок должен повторять слова, названные предыдущим участником, и добавлять своё название. Игрок, допустивший ошибку при повторении городов, выбывает из игры.

«Цифровая таблица»

Перед началом занятия следует подготовить необходимый инвентарь таблицу с расположенными в произвольном порядке цифрами от 1 до 25. Ребёнку нужно как можно быстрее показать и назвать все цифры по порядку (чётные числа по порядку, нечётные числа и т.д.) При этом можно засечь время. Более сложный вариант – в таблицу с 25 клетками вписать цифры от 1 до 35, пропустив 10 из них. Ребёнок должен показать все цифры, назвать их и заметить ошибки.

«Корректурная проба»

Суть этой игры заключается в том, что ребёнку предлагается находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. Чтобы проигрыш не вызвал чувства неудовольствия, можно ввести весёлые «штрафы»: столько раз попрыгать на одной ноге, сколько раз ошибся.

  1. Игры на развитие памяти

«Что изменилось»

Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, картинки), разложить его на столе и накрыть газетой. Ребенок должен в течение З0-и секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко. Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.

«Фотоаппараты»

Детям предлагаются карточки, на которых написаны слова на определённую тему в произвольном порядке, например животные. В течение 15 секунд нужно постараться запомнить расположение слов. Затем тетям нужно на листе бумаги воспроизвести названия животных на тех же самых местах.

«Сделай, как я!»

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее соседу. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

«Подарки»

Одного из участников игры выбирают водящим. Он отправится в «путешествие». Все играющие поочерёдно обращаются к нему с личными просьбами. Каждый называет тот или иной город и своего родственника или приятеля, к которым просит зайти и захватить от них подарки. Когда все поручения приняты, водящий выходит из класса на 5 минут, чтобы придумать, что кому привезти. Водящий должен помнить главное правило: первая буква в названии подарка должна совпадать с первой буквой названия города, и подарок должен быть вручён тому игроку, который называл этот город.

  1. Игры на развитие мышления

«Данетка»

Суть этой замечательной игры заключается в том, что ведущий загадывает слово, а игроки должны его разгадать, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из трёх ответов: "да"; "нет"; "и да и нет". Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры.

«Картинки-загадки»

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов. Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

«Волшебные картинки»

Надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов.

Игры с перекладыванием палочек «Волшебные палочки». Детям предлагается изменить фигуру путём перекладывание указанного количества палочек.

  1. Игры на развитие воображения

«Архимед»

При чтении различных произведений детям предлагается ряд проблем. Например, при работе над произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка» предложить решить следующую проблему: «Как можно успокоить льва?»

«Изобретатель»

Детям предлагаются задачи, результатом решения которых должны стать изобретения. Например: придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, ставший козлёночком, снова превратится в человека.

«Сценарий»

За короткий промежуток времени дети должны придумать сценарий к фильму, сказке, в которой участвовали бы все эти персонажи.

"Облака-загадки"

Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака, придумать историю, которая могла бы произойти с этими персонажами.
V. Игры на развитие речи

«Снежный ком»

Детям предлагается какое-либо слово, например: садовник. Нужно поочерёдно добавлять к этому слову новые слова, связанные по смыслу с заданным словом, чтобы каждый раз получалось новое предложение.

«Забавные ошибки»

Предлагаются пословицы со специально допущенными в них "забавными" ошибками. Детям по смыслу нужно догадаться об ошибке и исправить её, зачёркивая "заблудившуюся" букву. После исправления ошибок следует спросить детей о смысле прочитанной им пословицы.

«Лесенка из слов»

Детям предлагается какая-либо буква, например «а». Нужно составлять слова на эту букву, чтобы каждый раз количество букв в слове увеличивалось на одну.

«Телеграммы»

Берётся какое-нибудь слово. Нужно придумать текст телеграммы, первое слово которой начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и т.д. (Звук – завтра вечером улетаем в Крым)

Приведу примерные конспекты занятий с детьми.

Занятие 1.

Тема: Играем в загадки.

Цель: развивать умение пользоваться тремя способами при отгадывании и составлении загадок.

1. Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки

В кузовок берестяной.

- Как вы думаете, для чего я собираю загадки?

-А кто из вас знает, что такое загадка?

Загадка - это намек на какой либо предмет или явление, но не случайный, а подсказанный близким или далеким сходством.

-Давно ли появились загадки и с чем связано их появление?

-Появление их связано со страхом. Люди боялись называть существа своими именами, чтобы не накликать беду.

-Послушайте, как охотник рассказывал о своей встрече с медведем, когда ходил за лошадью. Пошёл по Тух - тух - ту, взял с собой Тав - тав - ту, набрёл на Храп - тах - ту, кабы не Тав - тав - та, съел бы меня Храп - тах - та.

Сегодня мы проведем исследование о загадках и отгадках. Разгадка всегда прячется в загадке. Ее можно отыскать, если будешь внимателен. Даже самую трудную загадку можно отгадать, если знать правило, по которому она составлена. Сегодня мы будем знакомиться с тремя такими правилами: описание, сравнение, сопоставление.

2. Отгадайте загадку:

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает,

Кушает мышек,

Прилетит – не услышишь. (Сова)

- Какие точные признаки поведения совы описаны в загадке?

- А теперь попробуйте составить такую загадку про петушка. Как вы думаете, с чего нужно начать?

Гребешок красненький,

Пёрышки пёстренькие,

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт.

- А вот следующая группа загадок, чуть труднее.

Жидко, а не вода,

Бело, а не снег.

- Что здесь отрицается? (Не вода, не снег.)

Чтобы отгадать такие загадки нужно сгруппировать признаки.

Какой это предмет? (Жидкий и белый.)

А на что он не похож? (На воду и снег.)

Так что это? ( Молоко)

- А вот ещё одна загадка:

Серый, да не волк,

Длинноухий, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

- Попробуйте сгруппировать признаки. Какой это предмет? (Серый, длинноухий, с копытами.)

На что он не похож? (На волка, на зайца, на лошадь.)

Кто это? ( Ослик)

А можно переделать эту загадку, чтобы она была с точно названными признаками? ( "Серый, длинноухий, с копытами".)

- Давайте вернёмся к нашему петушку и попробуем составить загадку с отрицательным сравнением.

Что есть у петушка? ( Крылья, гребешок, борода, шпоры.)

На что это не похоже? ( На самолёт, старика, короля, всадника.)

Есть крылья - не самолёт,

Есть борода - не старик,

Есть шпоры - не всадник,

По утрам будит - не будильник.

- Следующий вид загадок более сложный.

Золотое решето

Черных домиков полно,

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

Как зашифрован цвет подсолнуха? (Золотой.)

Как сказано о форме? (Решето - круглое.)

Домики - это что? (Зёрнышки.)

А почему беленькие жильцы? (Семечко внутри беленькое)

Попробуйте сами отгадать загадку с иносказанием.

Белая корзинка

Золотое донце,

Там лежит росинка

И сверкает солнце.

Что может быть зашифровано словом корзинка? (Круглый предмет.)

Какого он цвета? (Белого.)

А что зашифровано словом золотое? (Есть жёлтая часть.)

Где она находится? (В центре белого.)

Почему вы так решили? (Донце у корзинки.)

Где может находиться этот предмет? (Там где выпадает роса и светит солнышко - на лугу.)

Так что это? (Ромашка.)

- Давайте про нашего петушка попробуем такую загадку составить.

- Какую роль петушок выполняет в своей семье? (Главный, управляет хозяйством.)

Как он по двору ходит? (Важно, поглядывает свысока.)

На кого он похож? ( На царя.)

Если петушок царь, то, как можно назвать его семью? ( Государство, а петушка - государем)

Какой важный предмет есть у царей? (Корона.)

Как выглядит одежда нашего государя? (Цветная, с узорами.)

На доске появляются карточки со словами: Царь, государство, государь, корона, узоры.

Ходит по двору царь -

Птичьего царства государь.

На голове корона,

На одежде узоры.

3. А сейчас нам предстоит серьёзная работа. Мы с вами будем учиться составлять загадки.

Р А С Ч Е С К А

На что похоже?

Как забор

Как пила

Как трава

Чем отличается?

Но не перелезть

Но не пилит

Но не растет

К О Л Ь Ц О

Как бублик

Как буква Ф

Как гриб

Как обруч

Как гайка


Но не съешь

Но не в словах

Но не в лесу

Но не крутишь

Но не с болтиком


При составлении следующего вида загадок мы будем использовать вопрос какой? и определять, что есть такое же? Например:

К Л О У Н

Какой?

Смешной

Озорной

Красноносый

Плаксивый

Что такое же?

Но не анекдот

Но не хулиган

Но не Дед Мороз

А над ним смеются

- А еще можно составлять загадки по какому-то отдельному признаку, используя вопросы: На что похоже? Где? например:

На что похоже? Домашнее солнце - лампочка

Где? Комнатный ветер, домашний слон – пылесос

Кухонный слоник, кипящая лейка, свистящий гейзер – чайник

- Понравилось вам составлять загадки?

Занятие 2.

Тема: Что на что похоже.

Цель: развитие фантазии и речевого творчества детей.

1. А.С.Пушкин в «Сказке о царе Салтане» так описывает Царевну-лебедь:

А сама-то величава,

Выступает будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

- Чем царевна похожа на паву (павлина), а чем на воду?

Игра «Облака-загадки»

- К нам на занятие залетели облака. Посмотрите внимательно, что они вам напоминают, на что они похожи? Пофантазируйте и придумайте как можно больше вариантов.

- Придумайте историю с каким-либо персонажем.

2. Отгадайте загадки:

- А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)

- Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Еж)

- Через поле напрямик
Скачет белый воротник. (Заяц)

- Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка)

- В ступе летаю, детей похищаю,

В избе на куриной ноге проживаю. (Баба-яга)

- Придумайте сказку, в которой участвовали бы все отгаданные вами персонажи.

Все участники, придумавшие сказку, награждаются памятными призами.

Занятие 3.

Тема: Корректурная проба.

Цель: развитие активного внимания.

-Подравнялись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

1. Сегодня наше занятие мы начнём необычно, с разминки. Поиграем в игру «Ладошки». Сядьте в круг и положите ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Нужно, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. Давайте потренируемся, будьте внимательны.

- А сейчас продолжим игру, но тот, кто ошибётся, выбывает из игры.

- Скажите, какое качество вам понадобилось, чтобы оставаться в игре как можно дольше?

2. Сегодня на занятии мы с вами потренируемся быть внимательными. Скажите, людям каких профессий очень важно быть внимательными?

- Может быть, кто-то сможет объяснить, кто такой корректор? Корректор – это человек, который ищет ошибки в разных статьях, книгах. Вы знаете, как много сейчас выходит книг, газет и журналов для детей и взрослых. Наверное, вам было бы неприятно, если бы вы читали интересную книгу, а там встретилось бы много ошибок. Перед сдачей книги в типографию, её обязательно читает корректор и исправляет все ошибки и опечатки. Представьте, какими внимательными нужно быть и при этом знать правила грамматики.

- Давайте сегодня поиграем в корректоров. Задания у вас будут, конечно, не такие сложные, как у настоящего корректора. Но всё своё внимание вам придётся сосредоточить на выполнении задания. Проведём соревнование. Кто окажется самым внимательным, будет награждён памятной медалью. А кто допустит ошибки, должен будет выполнить «штраф».

- Итак, у каждого из вас печатный текст. Сейчас в течение пяти минут вам нужно будет вычёркивать все встретившиеся буквы «а» и «д». Приступайте к работе. (Выполнение задания)

- Поменяйтесь своими работами. Проверьте задания друг у друга. Если нашли ошибку или пропуск, обведите эту букву в кружок. (Проверка задания)

- А теперь подведём итоги.


Литература

  1. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. Новосибирск: Знание, 1989. 256 с.

  2. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. 2004. №4. с. 42-47.

  3. Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: АСТ: Астрель, 2006. 270 с.

  4. Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов // Начальная школа. 2002. №3. с. 25-28.

  5. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка: Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1966. 541с.

  6. Газман О.С, Харитонова Н.е. В школу - с игрой: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 169 с.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ