Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов "Русская матрешка.История,развитие,создание своей игрушки" 5-6 класс

Муниципальное казённое вечернее (сменное)

общеобразовательное учреждение г.Астрахани

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа №6»





Конспект

внеклассного мероприятия для

учащихся 5-6 классов



«Русская матрешка.

История, развитие. Создание своей игрушки».









Подготовила

зам.директора по УВР

Чертихина Ольга Александровна







г.Астрахань - 2011 г.

Цель мероприятия: познакомиться со старинными русскими игрушечными промыслами .Воспитать у учащихся нравственные качества личности, уважение к русской культуре, неравнодушное отношение к русскому народному творчеству, заинтересованность в преемственности традиций, навыки коллективного и индивидуального творчества. Развивать у учащихся выполнение художественно-прикладных работ в русских народных традициях.

Задачи : достижение активности учащихся, эмоциональный настрой детей, пробудить интерес к традиционным русским игрушкам ,создание собственной игрушки .

Оборудование : ноутбук , проектор , набор красок и кистей (по количеству учащихся) , картонные шаблоны матрешек (по количеству учащихся).

Оформление : выставка деревянных игрушек – матрешек ,картинки ,открытки с изображение матрешки .

Ход мероприятия :

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета,

Достойно завоеванного русским искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом,

О наших памятниках, литературе, языке, живописи…»

Д.С. Лихачев.

Национальные традиции сегодня являются надежной основой для преумножения и развития отечественной культуры, выражаются в разумном отношении к культурному наследию наших предков. Всякое дошедшее до нас произведение народного искусства способно дать обильную пищу сердцу, уму, пробудить к глубокому и серьёзному размышлению о сохранении собственного национального лица.

Роль русской народной игрушки невозможно переоценить, потому что - это часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества: обрядов, ритуалов, традиций. Сегодня на нашем мероприятии мы поговорим о своей национальной культуре, о национальной русской игрушке – матрешке .Может быть вам запомнится это, и потом вы расскажете своим друзьям ,родителям,или даже своим детям ; нарисуете или может быть выточите и раскрасите матрешку дома ,своими руками -и вот снова заживёт новой жизнью культура русского народа, дошедшая до нас из глубины веков.

Итак начнем : оттуда и когда появилась матрешка ?

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название -"матрешки".Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, - просто "точеная игрушка".

В начале 1900-х гг. мастерская "Детское воспитание" закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы. Первые матрешки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. Вокруг Сергиева Посада было много лесов, а в нем самом - опытных токарей по дереву. Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа, продавались они и в Германии, на знаменитой Лейпцигской ярмарке. В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Роспись матрешек стала красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались по самому разному принципу, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Матрешки, отражающие эти темы, были приурочены к определенным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности. В 1912 г., к столетию Бородинской битвы, были выполнены матрешки "Кутузов" и "Наполеон". Много матрешек было посвящено обрядам, фольклору. Всегда привлекали внимание матрешечников темы сказок. Иллюстрировались "Репка", "Золотая рыбка", "Иван царевич", "Жар-птица" и др. Матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей, а в 1913 г. токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. .
Кстати, и "Ванька-встанька" произошел от матрешки. Первая неваляшка из древесно-бумажных масс была придумана в 1958 г. в Научно-исследовательский институт игрушки в Сергиевом Посаде. Игрушка умела издавать звуки и была изготовлена с использованием новой технологии, то есть путем горячего прессования. Автор технологии — мастер Иван Мошкин. Внутрь фигурки закладывали металлический груз, который не позволял фигурке падать и заставлял ее принимать вертикальное положение.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой. Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным. В заключении процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски.

А вот раскрашивают матрешек по разному :

Сергиевская матрешка — это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.

Основной элемент майдановской (селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан ) матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру

Для семеновской матрешки (Горьковской (Нижегородской ) области) характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Мериновская матрешка расписывается стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет

Особое своеобразие вятская матрешка получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой, это стало своеобразным нововведением в оформлении матрешек.

Роспись собственной матрешки - дело трудное, кропотливое, но благодарное, даже если вы будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, своё.

Давайте попробуем вместе расписать матрешку. Основные шаги рассмотрим на слайдах презентации .У каждого из вас на столе лежит заготовка матрешки , карандаши, краски и кисточки.



Учащиеся расписывают свои игрушки.



После мероприятия организуется выставка получившихся игрушек, на следующий день учащиеся могут забрать свои матрешки домой .















Использованные материалы и Интернет – ресурсы :

1.http://www.tigrulki.ru/2010/03/31/istoriya-matreshki/

2.http://www.vipdoll.ru/

3.http://moikompas.ru/compas/matreshka

4.http://russian-souvenir.narod.ru/matreshki_1_asonova_lyudmila.html

5.http://artorbita.ru/tipy_rospisi/matreshka/tcvetochnaya.html



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ