Воспитание патриотизма, активной жизненной позиции школьников (из опыта работы)

Воспитание патриотизма, активной жизненной позиции школьников (из опыта работы).



«Наше призвание- сеять семена, сеять всегда,

сеять даже в знойную почву и даже тогда,

когда наверняка знаешь, что не взойдет»

К.Д.Ушинский.




  Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в российском государстве была чертой национального характера. Воочию мы с вами знает, к чему привела новая Российская образовательная система. В попытке уничтожить устаревшие пережитки прошлого режима, после распада СССР, были вычеркнуты многие полезные аспекты и наработки советских педагогов, что вызвало в первую очередь отказ от системы воспитания в школе. В это время понятие «патриотизм» практически исчезло. Все это привело к плачевным результатам. И пока разбирались, что делать, и кто виноват, нам нужно было отвечать на все вопросы детей «здесь и сейчас».

Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры.

Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность.

Нам не нужно говорить о том, в чем польза патриотизма, за меня это уже сказали мудрецы, писатели, педагоги. Я хочу представить вашему вниманию основные направления и формы работы по патриотическому воспитанию детей, показать, как отработана система патриотического образования в нашей школе, в моей работе, и работе моих коллег. Благо, накопленный опыт патриотического воспитания в наших школах и намеченные на сегодняшний день государственной программой ориентиры дают возможность педагогам образовательных учреждений выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма.

Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его восприятие как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, субьект-объектного, содержательного, результативного. Патриотическое воспитание детей в нашей школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности.


Структура школьной системы патриотического воспитания в Дергаевской СОШ № 23включает в себя следующие направления:

  1. Направление- Формирование на базе уголка истории Дергаевской школы центра гражданско-патриотического воспитания. Учениками совместно с учителями школы был собран большой материал о ветеранах ВОВ, вдовах, жизни тружеников района в годы войны, воспоминания о послевоенных годах. Это дает большие возможности для использования его материала на уроках и во внеклассной работе. Материал постоянно пополняется и обобщается в «Электронной книге памяти». На базе начальной школы действует музей «Русская изба», где дети изучают традиции, историю русского народа, проходят уроки, фестивали.

Следующий этап- сбор материала по истории школы. Собираются материалы и для уголка истории, подготовлены экскурсоводы, организованы экскурсии. Ведется летопись школьных дел в фотографиях. Задача на будущее-организация сменных экспозиций, создание школьного историко-краеведческого музея. Благодаря краеведческому материалу и закладывается любовь к родному краю, уважение к землякам. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге - понять современность.

С большим интересом учащиеся воспринимают музейную информацию о Великой Отечественной войне. Сначала мы предлагаем найти на фотографиях своих бабушек, дедушек, родственников, знакомых. И они радостно восклицают, узнав своих близких и родных. Но слышатся и печальные возгласы: «А мой прадедушка погиб, вот он!». В память о них и других погибших, учителями и учениками школы установлена «Доска памяти» «Никто не забыт, ничто не забыто». Традиционно, каждый год здесь проходят Уроки мужества, митинги посвященные 9 Мая,

23 февраля.

2 Направление- приобщение к духовным ценностям, создание условий для творческого развития учащихся. Традиционными стали в школе конференции, посвященные героям землякам, выдающимся деятелям истории, конкурсы чтецов и военно - патриотических песен.

С большим удовольствием и трепетом не только ученики, но и родители принимают участие в ежегодной конференции под названием «Я помню, я горжусь!». Собирают материал о своих родственниках, чем они занимались в годы ВОВ. Могут вести исследовательскую деятельность и о бойцах на фронте, и о тружениках тыла. Ставят перед собой задачи, цели, создают семейную книгу памяти, проекты. Главное - понять, каков был вклад каждого человека в общую победу над врагом.

На базе нашей школы действует клуб «Робинзон», создан поисковый отряд «Облака». Ежегодно ребята выезжают со своим десантом в Долину Смерти (Мясной Бор, Новгородская область). Там была окружена 2-я ударная армия Власова. Было дано задание привезти экспонаты для музея. Они привезли патроны, гильзы, немецкую мину, но самый ценный экспонат- это солдатский медальон. К сожалению, не удалось выяснить, кому он принадлежал. А за ним- человеческая жизнь, отданная во имя Родины.

Подготовлены доклады и творческие работы:

  • Оружие Победы;

  • Маленькие солдаты большой войны;

  • «Герои не умиряют – они всегда остаются в памяти народа!»;

  • «Из одного металла льют: медаль за бой, медаль за труд»;

  • «Наши земляки в годы войны»;




  1. Направление- воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, воспитание готовности к защите своей Родины. Это направление реализуется в изучении истории д. Дергаево, Раменского района, в личных беседах с воинами-ветеранамии. Проводятся , недели истории, Уроки мужества, тематические библиотечные и музыкальные часы, митинги 9 мая, Вахта Памяти. Ежегодно проводятся смотры строя и песни с 1 по11 классы. На районных смотрах, наши ребята занимают призовые места. Каждый понедельник и на всех торжественных построениях звучит Гимн России, выносится флаг, что формирует уважительное отношение к символике России. Привлечение при подготовке к занятиям и обсуждение во время них материалов, посвященных подвигам нынешнего поколения молодежи, выполнявшей свой интернациональный долг в «горячих точках», вызывает большой интерес у учащихся и является одним из методов решения воспитательных задач.

  2. Направление- приобщение детей к насущным проблемам школы и села. Работа идет через знакомство с историей школы, района; работа по благоустройству пришкольной территории и территории города. Школа тесно сотрудничает с Раменской городской организацией «Вооруженные силы», за круглым столом проходят встречи с интересными людьми под рубрикой «Сто вопросов ко взрослому». Незабываемые встречи проходят с ветеранами ВОВ, ведется тимуровская работа под эгидой «Ветеран живет рядом». Родным становится то, во что человек вложил частичку самого себя. Что уже сегодня ребенок сделает для школы, для родной улицы, для дома, в котором живет. Проводимая работа с малых лет приучает детей делом доказывать свою любовь к школе, родному краю, к отчему дому, ко всей нашей большой стране.



  1. направление - создание условий для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья учащихся, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда здорового образа жизни. Основное содержание работы по этому направлению- это тематические беседы, работа школьного Театра здоровья ( постановка спектаклей на экологические темы, по профилактике вредных привычек).



Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.

Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими документами – развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, – формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, – развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.

Таким образом, неоценима роль урока истории в формировании и воспитании патриотизма у подрастающего поколения.

Для реализации своих идей о формировании патриотизма мы с моей коллегой, Людмилой Васильевной, как классные руководители разработали программу «Программа работы классного руководителя по формированию патриотизма у учащихся 6-го класса», которая включает в себя: поэтапное формирование патриотизма у 6-ти классников, планирование мероприятий гражданско-патриотического характера, формирование патриотизма согласно возрастным особенностям 6-ти классников, интеллектуальное развитие детей в контексте формирования патриотизма и отличается многообразностью мероприятий и формальными особенностями. Эта программа позволяет последовательно формировать чувство патриотизма у учащихся 6-го класса во внеучебной деятельшости.











































Программа работы классного руководителя по формированию патриотизма у подростков

Цель программы: формирование патриотизма у учащихся 6-х классов в современной школе.

Задачи программы:

1) Поэтапное формирование патриотизма у 6тиклассников;

2) Планирование мероприятий гражданско-патриотического характера;

3) Формирование патриотизма согласно возрастным особенностям 6тиклассников;

4) Интеллектуальное развитие детей в контексте формирования патриотизма;

Идея нашей программы: Классный руководитель играет роль проводника патриотизма в современной школе.

Срока реализации программы: 1 год.

 Для примера приведу разработку дискуссии «Патриотизм и национальное самосознание»

Темы для обсуждения:

1) Рассуждение на тему «Моя хата с краю, я ничего не знаю»

В данной теме мы говорим о причастности гражданина к государственным делам, о необходимости участия человека в проблемах своей Родины.

2) «Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам»

В данной теме мы говорим о роли русского народа в истории отечества, а так же о терпимости российских народов друг к другу.

3) Защита родины: принуждение или почетная обязанность.

В данной теме мы обсуждаем службу в вооруженных силах страны, роль гражданина в сохранении мира и стабильности в России+-.





Программа работы классного руководителя по формированию патриотизма у учащихся 6-го класса.

п/п Виды деятельности Наименование

мероприятий Планируемый результат

I четверть. Сентябрь.

Сентябрь Дискуссия «Патриотизм и национальное самосознание» «Страна, в которой мне хотелось бы жить» Формирование у учащихся первоначальных представлений о понятии «нравственные ценности», патриотизма развитие у учащихся умения осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности Формирование гражданственности и патриотизма ответственности, желания быть полезным своей стране

I четверть. Октябрь.

Октябрь Культурно-массовые мероприятия Поход в городской музей Просмотр военной хроники Осознание своей связи с культурой предков, культурным наследием Осознание подвигов своего народа, формирование уважения к ветеранам.

II четверть. Ноябрь.

Ноябрь Классный час «Календарь жизни замечательных людей. Серафим Саровский» «Вернуть нельзя, забыть невозможно. Ценности семьи в фотографиях» Знакомство с личностью святого Серафима Саровского; осмысление значение его деятельности в истории России; формирование у учащихся стремления и потребности совершать добрые дела и поступки Воспитание уважительного отношение к нравственным ценностям своей семьи; развитие интереса и потребности быть причастным к истории своей семьи и страны в фотографиях семейного архива, формирования чувства патриотической привязанности.

II четверть. Декабрь.

В течение месяца Акции милосердия и встреча с ветеранами Сбор средств, игрушек, книг, канцтоваров для детей детского дома Встреча с ветеранами ВОВ Формирование нравственных ценностей: доброта, милосердие, гуманность Формирование уважение к пожилым людям, ветеранам, зарождение патриотизма

III четверть. Январь.

Январь Дискуссия «Я люблю Россию» «Я русский: из старины в современность» Формирование у учащихся нравственных, патриотических качеств, формирование национального самосознания Формирование у учащихся нравственных, патриотических качеств, формирование национального самосознания

IV четверть. Апрель.

Апрель Практико-ориентированные проекты Подготовка и защита презентации «Пасха - праздник светлый, праздник народный» Подготовка радиопередачи «Пасха - праздник светлый, праздник народный» Формирование уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа; развитие познавательной мотивации к изучению традиций и обычаев; воспитание гордости и ответственности за сохранение культурных традиций своей страны

IV четверть. Май.

Май Конкурсы Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Кто говорит, что на войне не страшно ...» Формирование уважительного отношения к исторической памяти своего народа, традициям своей страны; развитии эстетического и литературного вкуса, интереса к поэзии, способности воспринимать неравнодушно литературное творчество























Таким образом, с нашей точки зрения данная программа позволит сформировать чувство патриотизма у учащихся, разнообразие содержания и форм будет способствовать созданию чувства гордости за героическую историю страны, уважению к предкам и развитию гражданского самосознания.









































Для выявления уровня патриотизма у учеников в современной школе мы составили анкету для учащихся 6-х классов.

Анкета «Патриотизм».

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?

а) любовь к Родине

б) любовь к своей семье, близким

в) любовь к народу

г) прославление побед Родины

д) любовь к родному городу, деревне, дому

2. Закончите предложения.

а) каждый из нас верит…

б) каждый из нас имеет…

в) каждый из нас готов…

г) подвиги героев заставили нас задуматься…

д) защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…

е) когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…

ж) быть достойным гражданином своей страны – значит быть…

3. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

а) Умение ценить настоящую дружбу;

б) Готовность помочь другу в трудную минуту;

в) Взаимопонимание;

г) Честность, порядочность, принципиальность;

д) Приятная внешность;

е) Хорошие манеры;

ж) Умение модно одеваться;

з) Сила воли;

и) Смелость;

к) Решительность;

л) Интерес, знание литературы, искусство, музыка;

м) Интерес к политике;

н) Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;

о) Наличие денег на всякие расходы;

п) Способности.

4) Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

а) Нет желания;

б) Нет возможности;

в) Считаю это не нужным.

5) Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В

 чём это проявляется? (Свободный вопрос).

6)Назовите авторов современного российского гимна:

 Автор музыки

 Автор слов

7) Насколько хорошо вы знаете выдающихся деятелей древней Руси?

а) Рюрик и все

б) 1-2 князя

в) Пару тройку знаю

г) Многих знаю

д) Могу назвать свыше десятка выдающихся политических и духовных деятелей древней Руси

8) Считаете ли вы себя патриотом?

а) Да;

б) Нет;

в) Частично;

г) Не знаю.

Пояснение к анкете:

1) Первый вопрос помогает определить уровень базисного понимания 6-ти классником понятия «патриотизм».

2) Второй вопрос помогает более широко определить уровень понимание 6тиклассником понятия «патриотизм», помогает 6тикласснику сопоставить себя с «патриотом», понять каков «патриот» в глазах ребенка.

3) Третий вопрос помогает выяснить нравственные ценности 6—ти классника(ов) и его окружения.

4) Четвертый вопрос помогает выявить сложности с осознанием понятий «Патриот», «Патриотизм».

5) Пятый вопрос необходим для самовыражения ребенка. По нему наиболее конкретно можно определить уровень патриотизма, самосознания в обществе, нравственности и гражданской ответственности 6тиклассника.

6) Шестой вопрос позволяет выявить уровень гражданственности ученика 6го класса.

7) Седьмой вопрос дает нам представление об уровне знания 6-ти классников, ранней истории своей страны, как одной из базисных тем на которых строится патриотизм.

8) Восьмой вопрос – вопрос-заключение. Ребенок должен сам вынести себе вердикт, что даст представление о честности ученика и позволит ему(ей) развивать в себе концепцию «я-патриот».





 В заключении можно сказать о том, что мы советуем родителям задуматься над проблемой уровня патриотизма детей, как гарантии развития в них полноценной личности. Необходимо различными методами проверять данный уровень, в том числе и способом анкетирования. Анкеты для данных целей необходимо добывать у профессиональных педагогов и психологов занимающихся проблемой патриотизма напрямую или через их издания в книжном или интернет форматах.

Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала.

 Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

 Но светлей и чище  чувства Родины

Людям никогда не обрести!




















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ