Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ 5 класс русский язык
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «СТУПЕНИ»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ ___________
подпись ФИО
Протокол №
от «___»___________г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ ___________
подпись ФИО
«___»___________г.
«Утверждено»
Директор
________ ___________
подпись ФИО
Приказ № _______
от «___»___________г.
Адаптированная рабочая программа
по русскому языку
5 класс
Учитель: Козлова О.В.,
высшая квалификационная категория
2014-2015учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:
Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79);
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
Инструктивно-методического письма о преподавании русского языка ОблИПКПР в 2013-2014 учебном году;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2012 г. № 1067;
Приказа ОУ «Об утверждении учебного плана на 2014-2015 учебный год», утвержденный 15 августа 2014 г. №113;
Авторской программы общеобразовательных учреждений (5-9 классы) М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год;
Данная программа разработана для индивидуального обучения.
В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане Центра на изучение предмета отведено 102 часа (3 часа в неделю). В связи с этим в адаптированной программе по сравнению с авторской сокращено общее количество часов на изучение каждой темы и часов по развитию речи.
При составлении адаптированной индивидуальной программы учитывались специфика состояния здоровья учащихся, их психофизические особенности, возможности и потребности получения образования, а также рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПк. На основе всего этого названная группа учащихся отнесена к цензовому уровню (Второй вариант специального стандарта). Содержательная область программы образования учащихся цензового уровня включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования как накопление потенциальных возможностей учащихся для их активной реализации в настоящем и будущем. Второй вариант стандарта характерен усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. Вот почему программа по русскому языку предусматривает обе стороны образовательного процесса: знания о языке – речевая практика и речевое творчество. Это включает:
1) овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
2) развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
3) развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию.
В данной программе сохранены все разделы и темы по развитию речи, но для реализации программы меньше часов отведено на изучение теоретических основ предмета, за счет этого увеличено количество часов на практическую работу по закреплению навыков орфографии и пунктуации ввиду того, что у учащихся низкая грамотность. («Части речи. Морфологические и синтаксические признаки». Вместо 3 часов на изучение теории взят 1 час). На изучение практической части, связанной с изучением правописания существительных,отводится на два больше. На уроках будут использованы формы занятий и виды деятельности, развивающие творческие способности (сочинения, устное иллюстрирование), способствующие выработке орфографической зоркости (орфографическое проговаривание, графическое обозначение орфограмм), вырабатывающие навыки контроля и оценки своей деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся таких важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Программа нацелена на развитие навыков каллиграфии, умения работать по письменной и словесной инструкции, алгоритму. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Основные цели обучения русскому языку:
воспитание сознательного отношения к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к языку;
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих умением владеть русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса;
освоение знаний об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике
Задачи обучения:
приобретение знаний о языке , его устройстве, развитии;
совершенствование умений и навыков письменной речи;
овладение основными нормами русского литературного языка; умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Общая характеристика организации учебного процесса
Формы и методы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - игра, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Технологии обучения, методики:
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
проектно-исследовательская технология.
Планируемые результаты обучения
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3) достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) опознавание и анализ основных единиц языка;
Содержание тем учебного курса
1. Язык – важнейшее средство общения. – 1 час.
2. Повторение изученного в начальных классах. - 8 ч. + 2ч.Р.р.
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 16 ч. + 1 ч.Р.р.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. – 5ч. + 1 ч. Р.р.
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
5. Лексика. Культура речи. – 4ч. + 1 ч. Р.р.
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
6. Морфемика. – 14 ч. + 2 ч. Р.р.
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
7. Морфология – 34 ч. + 6ч. Р.р.
Самостоятельные и служебные части речи – 1 ч.
Имя существительное - 10 ч. + 1 ч. Р.р.
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное - 6 ч. + 2 ч. Р.р.
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол – 18 ч. + 2 ч. Р.р.
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе – 5 ч. + 1 ч. Р.р.
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
Учебно-тематический план.
№ п.п.
Наименование разделов и тем
Всего часов
Диктанты (кол-во)
Развитие речи
Всего
Сочинение
(кол-во)
Изложение
(кол-во)
1
Язык – важнейшее средство общения.
1 ч.
2
Повторение изученного в начальных классах.
10 ч.
1
2 ч.
1
3
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
17 ч.
1
1 ч.
1
4
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.
9 ч.
1 ч.
1
5
Лексика. Культура речи.
5 ч.
1 ч.
1
6
Морфемика.
13 ч.
1
2 ч.
1
7
Морфология:
Самостоятельные и служебные части речи.
40 ч.
1 ч.
5 ч.
Имя существительное.
12 ч.
1
1ч.
1
Имя прилагательное.
8 ч.
1
2
1
Глагол.
20 ч.
1
2
1
1
8
Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
7 ч.
1
1
1
Итого:
102 ч.
7
14 ч.
5
4
Календарно- тематический план
№
урока
Тема урока
Кол-во
час
Планируемые результаты
Дата
провед.
личностные
предметные
метапредметные
I
Язык – важнейшее средство общения (1ч. )
1
Язык и человек, Язык и речь.
1
Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя
Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; знать основные особенности устной и письменной речи; различать разные виды речевой деятельности;
Использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой;
воспроизводить содержание прослушанного текста
II
Повторение изученного в начальных классах (8ч. + 2 ч.Р.р.)
2
Звуки и буквы. Произношение и написание
1
Стремление к речевому совершенствованию.
Знать о соотношении произношения и правописания;с помощью орфографических правил уметь решить, какой буквой обозначить тот или иной звук .
Строить рассуждение, аргументировать своё мнение; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;
3
Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
1
Стремление к речевому совершенствованию.
Усвоить понятие орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции. Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; пользоваться орфографическим словарём.
4
Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1.
Стремление к речевому совершенствованию
Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекат информацию из текстов, содержащих теоретические сведения: пользоваться орфографическим словарём
5
Буквы И, У, А после шипящих. РазделительныеЪ и Ь знаки
1
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
Знать правило употребления разделительных ъ и ъ;
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём.
6
Раздельное написание предлогов с другими словами.
.
1
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Усвоить понятие орфограммы-пробела (раздельного написания), орфограммы-дефиса; знать о совпадении в устной речи предлогов и приставок по звучанию; знать, что предлог — слово, приставка — часть слова; знать о написании через дефис предлогов из-за, из-под
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; адекватно выражать своё отношение к изображённому на рисунке; создавать письменный текст,
7
Р.р. Текст. Подготовка к написанию обучающего изложения по упр. 66. Сбор и систематизация материала.
1
Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для изложения исходного текста.
Знать признаки текста; анализировать и отграничивать тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности; составлять текст из разрозненных предложении; озаглавливать текст; составлять письменный пересказ текста с опорой на предложенный план
Вычитывать информацию, представленную в схеме; соблюдать нормы построения текста в письменной форме; соблюдать в процессе пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
8
Части речи. Глагол. Глагол. – ТСЯ и - ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. Не с глаголами
1
Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности (анализ содержания пословиц из упражнений).
Знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы; знать наречие как неизменяемую часть речи; Знать способ определения написания -тся или -тьсяв глаголах; знать личные окончания глаголов I и II спряжения; знать о раздельном написании не с глаголами; находить орфограмму в -шея и -ться в глаголах,
Вычитывать информацию, представленную в схеме, соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;
9
Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение.
1
Осознание и определение (называние) своих эмоций; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей в письменной форме.
Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное; прилагательное и местоимение; определять их морфологические признаки.
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в таблицах; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила
10
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальной школе».
1
Стремление к самооценке.
Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы
Способность осуществлять самоконтроль.
Ш
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. ( 16+1ч.Р.р.)
11
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание
1
Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.
Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения, названия знаков препинания; знать суть пунктуационных ошибок; разграничивать пунктуационные и синтаксические ошибки; связывать слова в предложении по смыслу;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспро-изводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме;
12
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание
1
Потребность сохранить чистоту русского языка; интерес к созданию собственного текста.
Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой связи слов в словосочетании; отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слово в слово-сочетании; устанавливать смысловую связь слов в словосочетании»; составлять словосочетания по образцу;
Находить и исправлять грамматические ошибки в письменной речи; создавать устный текст с учётом замысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка.
13
Виды словосочетания. Разбор словосочетания
1
Потребность сохранить чистоту русского языка;
Знать порядок разбора словосочетания; выполнять
разбор словосочетания по образцу в устной и письменной форме; находить словосочетания в тексте; определять основную мысль текста
Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты
14
Понятие о предложении как речевой единице. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.
1
Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи.
Знать основные признаки предложения; знать опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца предложения); знать знаки завершения;
Повествовательные, побудительные, вопроситель-ные); знать особенности их интонации
Вычитывать информацию, представленную в схеме;
15
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
1
Стремление к речевому совершенствованию
знать, что составляет грамматическую основу предложения; знать второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего; разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
16
Сказуемое.
1
стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для пересказа исходного текста.
знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); находить в грамматической основе сказуемое; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста;
17
Тире между подлежащим и сказуемым
1
стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств
Знать условие употребления тире между главными членами предложения (существительные в имени-тельном падеже); знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции; знать схему данной конструкции.
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарём.
18
Нераспространенные и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение.
1
Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа.(работа с текстом «Волшебный мир русской сказки
достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
Знать определение нераспространённых и распространённых предложений; знать общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены); их названия; разграничивать эти предложения.
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах. высказывать и обосновывать свою точку зрения
19
Определение.
1
Cтремиться к совершенствованию собственной речи
Знать формулировку понятия «определение», способ выражения определения; графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения
20
Обстоятельство.
1
Уважительное отношение к родному языку
Знать определение понятия «обстоятельство»; знать способы выражения обстоятельства; уметь графически обозначать обстоятельство как член предложения; знать о зависимости обстоятельств от глаго-лов-сказуемых; составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам; рассказывать о главных и второстепенных членах по плану
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах.
21
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
1
Стремление к речевому совершенствованию; осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности
Знать условия постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация, бессо-юзная связь, союзы а, но) и непостановки запятой (перечислительная интонация, одиночный союз и); знать условия постановки двоеточия в предложениях с однородными членами при обобщающем слове;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах
22
Предложения с обращениями
1
Осознание ответственности за произнесённое; умение чувствовать выразительность речи.
Знать определение обращения; знать опознавательный признак выделения обращения в устной речи — звательную интонацию; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно использовать разные формы обращения в заданных речевых ситуациях;
23
Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения.
1
Способность к самооценке
Знать порядок синтаксического разбора простого предложения; выполнять синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения; определять стиль речи, к которому относится устный разбор
Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты
24
Простое и сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения
1
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Знать структурные различия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать о функции запятой между простыми предложениями в сос-таве сложного — знака разделения; правило поста-новки запятой в сложном предложении; схемы слож-ных предложений;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно понимать основную и дополнительную информацию; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую.
25
Р.р. Заголовок и основная мысль текста. Изложение
1
Осознание ответст-венности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.
Знать приёмы сжатия текста; формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст; писать сжатое изложение исходного текста
Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме;
26
Прямая речь.
1
соблюдать нормы речевого этикета.
Знать: способы передачи чужой речи; понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью; правила пунктуации при прямой речи.
Уметь: распознавать предложения с прямой речью расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
27
Диалог.
1
Осознание ответственности за произнесённое и написанное
Знать: понятия диалог, реплика; структуру диалога; правила пунктуационного оформления диалогов.
Уметь: определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и правильно оформлять реплики диалога; составлять диалоги по схемам
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах
28
Проверочный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация».
1
IV
Фонетика. Орфоэпия. Графика и Орфография. Культура речи. (5ч. + 1 ч.Р.р.)
29
Фонетика. Гласные звуки.
Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Алфавит
1
Интерес к изучению языка.
Знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы звуков речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков, элементы транскрипции; различать гласные и согласные звуки по способу образования; подбирать односложные слова с разными ударными гласными звуками,
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; извлекать информацию, представленную в схеме; преобразовывать информацию из текстовой формы в форму таблицы.
30
Р.р. Описание предмета. Подготовка к написанию сочинения-описания по упр.295. Сбор и систематизация материала.
1
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совер-шенствованию; доста-точный объём словар-ного запаса и грамма-тических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме
Знать об описании как о функционально-смысловом типе речи; знать структуру текста типа описание, об особенностях описания в разных стилях речи; различать описание предмета в разных стилях речи; редактировать текст (сочинение-описание) ученика; писать сочинение — описание предмет
создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания
31
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.
1
Стремление к совершенствованию собственной речи
Знать о роли ъ для обозначения мягкости согласных; знать правила употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных; находить в словах мягкий согласный; употреблять ъ для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия его выбора;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём.
32
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
1
Стремление к совершенствованию собственной речи
Знать о звуковом значении букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических
позициях;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
33
Фонетический разбор слова.
1
Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью
Знать порядок фонетического разбора слова; выполнять фонетический разбор слова (устный и письменный)
Способность определять последовательность действий, работать по плану.
34
Контрольная работа по теме «Фонетика». (Тест)
1
35
Орфоэпия.
1
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях; правильно произносить указанные слова;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические нормы;
V
Лексика. Культура речи.(4 ч. + 1 ч.Р.р.)
36
Слово и его лексическое значение.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение
1
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.
Знать предмет изучения лексикологии; знать функцию слова в языке, содержание понятий «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; уметь толковать лексическое значение слова, используя различные способы;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль сло-ва для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); излагая свои мысли.
37
Омонимы.
1
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.
Знать содержание понятия «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами, об отражении омонимов в толковом словаре; находить омонимы; отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию).
38
Синонимы. Антонимы.
1
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию
Знать содержание понятия «синонимы», смысловые и стилистические различия синонимов; знать о связи синонимов и многозначных слов, о функции синонимов и антонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправ-данного повторения слов), о словаре синонимов и антонимов.
использовать антонимы при описании изображённого на рисунке
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств.
39
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
1
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.
Описывать изображённые на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения;
40
Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделам «Фонетика» и «Лексика».
1
VI.
Морфемика. (14 ч.+2 ч.Р.р.)
41
Морфема. Изменение и образование слов. Окончание и основа слова
1
Интерес к пересказу
исходного текста в устной форме; стремление к речевому совершенствованию
Знать содержание понятия «морфема», предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова; выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова,выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение нулевого окончания .
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
42
Корень слова.
1
стремление к речевому совершенствованию.
Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, что однокоренные слова могут быть словами и одной части речи, и рзных частей речи; правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова,
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять чужие ошибки.
45
Суффикс.
1
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык
Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса; правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения
43
Приставка.
1
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык
Знать определение приставки, смысловое значение приставки; правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; опреде-лять значения, выражаемые приставками; определять состав слова
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения
44
Р.р. Выборочное изложение с изменением лица (упр.407).
1
Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль
45
Чередование звуков гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные
1
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык
Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; знать о чередовании гласных о и е с нулём звука в одной и той же морфеме; распознавать чередования гласных и согласных звуков в корне при образовании и изменении слов.
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;
46
Варианты морфем. Морфемный разбор
1
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык, интерес к созданию текстов
Знать содержание понятия «варианты морфем»; различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов); определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Способность определять последовательность действий, работать по плану.
47-48
Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з – с на конце приставок
2
Стремление к совершенствованию собственной речи
Знать правило написания букв з и с на конце приставок; знать о единообразном написании приставки с-;знать словарные слова, представленные в теме; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения
49-50
Правописание слов с корнями –лаг- //-лож-, раст -//ращ-//рос-
2
стремление к речевому совершенствованию.
Знать правило написания букв а — о корне –лаг-лож-', раст
-рос-; знать слова-исключения знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;
51-52
Буквы о – ё после шипящих в корне слова
2
Свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
Знать правило написания букв ё — о после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми безударными гласными после шипящих; находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать информацию из текстов, уметь вести самостоятельный поиск информации; пользоваться орфографическим словарём.
53-54
Буквы ы – и после ц.
2
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Знать правило написания букв и — ы после ц в корнях, в словах на -ция, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы.
55
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография» с грамматическим заданием.
1
VII.
Морфология. (34 ч.+ 6ч. Р.р.)
56
Самостоятельные и служебные части речи.
1
Осознание ответственности за произнесённое
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарём; способность строить рассуждение.
Имя существительное. (10 ч. = 1 ч.Р.р.)
57
Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
1
Стремление к речевому совершенствованию
Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщённо, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных (род, число, падеж), о синтаксической роли существительных Знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными; составлять словосочетания .
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на рисунке
58
Имена собственные и нарицательные.
1
Стремление к речевому совершенствованию
Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык.
Знать основание деления существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных, правило выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п.; распознавать имена собственные и нарицательные;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, и текстов упражнений; владеть диалогом; владеть речевым этикетом в заданной ситуации.
59
Морфологический разбор имени существительного. Род имени существительного.
1
Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
Знать порядок морфологического разбора имени существительного; выполнять морфологический разбор имени существительного (устный и письменный)
находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных
Способность определять последовательность действий, работать по плану.
вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице.
60
Р.р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение по упр.496.
1
Интерес к созданию соб-ственных текстов; стрем-ление к речевому совер-шенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме
Знать о рассуждении как о функционально-смысло-вом типе речи, знать структуру рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы речи (описание, повествование); находить структурные элементы рассуждения (тезис, доказательство) в повествовательном тексте;
Способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
61
Имена существительные, имеющие только форму множественного или единственного числа.
1
Стремление к речевому совершенствованию
Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа;распознавать существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определённой лексической группой;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию сообщения текста ,пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения.
62
Три склонения имён существительных.
1
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
Знать о склонении имён существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного; уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывать информацию из текстовой формы в форму таблицы.
63
Падеж имён существительных.
1
осознание эстетической ценности русского языка
Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы;уметь находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; уметь верно употреблять предлоги с указанными падежами; уметь ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
64
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
1
осознание эстетической ценности русского языка
Знать правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе (в том числе у существительных на -ия, -ий, -ие); знать порядок рассуждения для применения правила; распознавать существительные с изучаемой орфаграммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.
65
Множественное число имен существительных.
1
уважительное отношение к родному языку
Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах, об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на -и, -ы, -а, -я, об образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных чулки, валенки, сапоги и т. д
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
66
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
1
уважительное отношение к родному языку
Знать правило правописания о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных; правильно писать
о — е после шипящих и ц в окончаниях сущест-вительных; уметь находить орфограммы-буквы о — е после шипящих и ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами
Извлекать информацию из текстов содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.
67
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.
1
68
Р.р. Сочинение по картине. Устное описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (по упр.564)
1
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словар-ного запаса и граммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в устной форме;
Знать об элементах рассуждения в описании; включать элементы рассуждения в устное описание изображённого на картине; составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать своё
отношение к увиденному на картине; создавать устный текст, соблюдая нормы его построения;
Имя прилагательное (6 ч. + 2 ч. Р.р.)
69
Имя прилагательное как часть речи
1
осознание эстетической ценности русского языка
Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать об особенностях употребления прилагательных в речи; определять морфологические признаки прилагательного (род, падеж, число); подбирать синонимы к указанным прилагательным; уметь употреблять прилагательные в речи;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию.
70
Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных
1
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ьш, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать порядок рассуждения для верного определения окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.
71
Прилагательные полные и краткие
1
осознание эстетической ценности русского языка
Знать о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких форм прилагательных, об их синтаксической роли, правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; различать полную и краткую формы имён прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять грамматические ошибки в заданных предложениях
72
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
стремление к речевому самосовершенствованию
Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного; выполнять морфологический разбор имени прилагательного (устный и письменный)
Способность определять последовательность действий, работать по плану.
73
Повторение по теме «Имя прилагательное».
1
стремление к речевому самосовершенствованию
Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Имя прилагательное как часть речи»; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе
Адекватно понимать письменные высказывания; пользоваться толковым словарём.
74
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
75
Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение». Сбор и систематизация материала.
1
Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста; стремление к речевому совершенствованию.
Знать структуру текста типа описание (описание животного в художественном стиле); знать задачи художественного описания животного, об использовании образно-выразительных средств в художественном описании; озаглавливать текст, устно пере-сказывать содержание исходного текста; создавать текст подробного изложения повествовательного характера с элементами описания
Воспроизводить художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста; соблюдать в процессе письменного пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
76
Р.р. Написание сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение».
1
владение достаточныйм
объемом словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
Глагол (18ч. = 2 ч. Р.р.)
77
Глагол как часть речи.
1
осознание эстетической ценности русского языка
Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
78
НЕ с глаголами.
1
соблюдать нормы речевого этикета.
Знать правило написания не с глаголами; правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы в речи; рассказывать о глаголе в форме научного описания
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.
79
Неопределённая форма глагола.
1
стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для воспроизведения ответа в устной форме.
Знать, что неопределённая форма глагола — это начальная форма; знать окончания неопределённой формы, правило употребления ь после ч в неопределённой форме; распознавать глаголы в неопределённой форме; образовывать неопределённую форму от заданных глаголов; правильно писать в неопределённой форме ъ после ч.
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пересказывать исходный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе пересказа основные нормы русского литературного языка.
80
-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.
1
способность к самооценке на основе наблюдения
Знать условия выбора написания -тся и -тъся в глаголах; зправильно произносить глаголы на -тся и -тъся; правильно ставить вопрос к указанным глаголам; правильно писать -тся или -тъся в глаголах;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.
81
Виды глагола.
1
Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка.
Знать о видах глагола, об их значениях, о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида; пользоваться приёмом распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; определять вид глагола; распознавать видовые пары.
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; пользоваться орфографическим словарём
82-
83
Е - И в корнях с чередованием.
1
способность к самооценке на основе наблюдения
Знать перечень корней с чередованием е — и, условия выбора букв е — и в изучаемых корнях, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, прове-ряемыми ударением; правильно писать слова с чере-дованием е — ив корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило
84
Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе)
1
Интерес к созданию собственных текстов; стремле¬ние к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в устной форме.
Знать о рассказе как об одном из видов повествования, о композиции рассказа, о главном в рассказе; составлять устный рассказ по сюжетным картинкам
Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать своё
отношение к увиденному на картине, создавать устный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка;.
85
Время глагола. Прошедшее время.
1
Стремление к речевому совершенствованию.
Знать об изменении глаголов в прошедшем времени, о суффиксе, служащем для образования прошедшего времени, правила написания безударной гласной перед суффиксом -л- в прошедшем времени, о прави-льном ударении в глаголах прошедшего времени (понимал,, понял, поняла и др.);
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
86
Настоящее время.
1
стремление к речевому совершенствованию.
Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.); распознавать глаголы в форме настоящего времени; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять глаголы в настоящем времени в речи; составлять текст на тему по выбору
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать правила правописания.
87
Будущее время.
1
Стремление к речевому совершенствованию.
Знать формы (простую и сложную) будущего времени, способы образования форм будущего времени; распознавать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени;
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы.
88
Спряжение глаголов.
1
Стремление к речевому совершенствованию.
Знать определение спряжения глагола, личные окончания глаголов I и II спряжения, о правильном ударении в глаголах облегчит, углубйт, упростйт; определять спряжение глагола; изменять указанные глаголы по лицам и числам; правильно произносить указанные глаголы
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
89-90
Как определить спряжение глаголов
1
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.
Знать порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; применять порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов (в том числе в глаголах с чередованием согласных.
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.
91
Морфологический разбор глагола.
1
способность к самооценке на основе наблюдения
Знать порядок морфологического разбора глагола; выполнять морфологический разбор глагола (устный и письменный)
Способность определять последовательность действий, работать по плану.
92
Р.р. Сжатое изложение по упр. 699
1
Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.
Производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог
Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме с изменением лица.
93
Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.
1
потребность сохранить чистоту русского языка
Знать правило употребления ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа; находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило
94
Употребление времён.
1
Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствованию
Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом; употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при продолжении рассказа о событиях прошлого в устной форме
Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения
95
Урок-зачёт по теме «Глагол». Подготовка к написанию контрольного диктанта по теме «Глагол»
1
осознание эстетической ценности русского языка
Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Глагол»; определять вид и время глаголов; рассказывать об орфограммах, изученных в разделе, в научном стиле речи; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе
Адекватно понимать задания и правильно на них находить ответы.
96
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
1
VIII.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (5ч. +1 ч. Р.р.)
97
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках.
1
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
Знать разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; систематизировать изученное по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации
Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать
Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы.
98
Орфограммы в корнях.
1
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать
Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы.
99
Орфограммы в окончаниях.
1
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении; правильно писать слова с изученными орфограммами в окончаниях и графически их обозначать
Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; определять успешность своей работы.
100
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 5 класса
1
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.
101
Р.р. Написание контрольного изложения
1
Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.
Производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог
Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении
102
Итоговый урок
1
Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему
Литература для учителя
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. . 9-11 классы – М.: Просвещение, 2011
С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. -М., 1985.
Горшкова В. Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом / В. Н. Горшкова. - М., 1983.
Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.
А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.
Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.
Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М.: Просвещение, 1992.
Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.
Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.
Литература для учащихся
1) Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - 33-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 2006.
2) С.В. Савченкова Рабочая тетрадь по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: АСТ, 2012.
Интернет-ресурсы
материалы i-Класса «Русский язык. 5 класс»
I. Русский язык. Теория, правила орфографии и пунктуации
Правила орфографии: http://school-collection.edu.ru/dlr
Российский общеобразовательный портал: http://language.edu.ru/ (Р.яз.-правила, диктанты. Литература)
Термины и определения: http://www.orfo.ru/Tutorial/Html/Tutorial.htm
II. Тренировочные упражнения, тесты
Тесты по русскому языку: http://russiantests.narod.ru/p98aa1.html
Теория, он-лайн тесты: http://www.orfo.ru/Tutorial/Html/Tutorial.htm (обобщающие упражнения и правила по орф. и пунк-ции)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ