Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ 5 класс русский язык

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «СТУПЕНИ»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

________ ___________

подпись ФИО

Протокол №

от «___»___________г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________ ___________

подпись ФИО


«___»___________г.

«Утверждено»

Директор

________ ___________

подпись ФИО

Приказ № _______

от «___»___________г.








Адаптированная рабочая программа

по русскому языку


5 класс





Учитель: Козлова О.В.,

высшая квалификационная категория













2014-2015учебный год










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:

Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79);

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;

Инструктивно-методического письма о преподавании русского языка ОблИПКПР в 2013-2014 учебном году;

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2012 г. № 1067;

Приказа ОУ «Об утверждении учебного плана на 2014-2015 учебный год», утвержденный 15 августа 2014 г. №113;

Авторской программы общеобразовательных учреждений (5-9 классы) М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение»,  2010 год;

Данная программа разработана для индивидуального обучения.

В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане Центра на изучение предмета отведено 102 часа (3 часа в неделю). В связи с этим в адаптированной программе по сравнению с авторской сокращено общее количество часов на изучение каждой темы и часов по развитию речи.

При составлении адаптированной индивидуальной программы учитывались специфика состояния здоровья учащихся, их психофизические особенности, возможности и потребности получения образования, а также рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПк. На основе всего этого названная группа учащихся отнесена к цензовому уровню (Второй вариант специального стандарта). Содержательная область программы образования учащихся цензового уровня включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования как накопление потенциальных возможностей учащихся для их активной реализации в настоящем и будущем. Второй вариант стандарта характерен усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. Вот почему программа по русскому языку предусматривает обе стороны образовательного процесса: знания о языке – речевая практика и речевое творчество. Это включает:

1) овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

2) развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

3) развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию.

В данной программе сохранены все разделы и темы по развитию речи, но для реализации программы меньше часов отведено на изучение теоретических основ предмета, за счет этого увеличено количество часов на практическую работу по закреплению навыков орфографии и пунктуации ввиду того, что у учащихся низкая грамотность. («Части речи. Морфологические и синтаксические признаки». Вместо 3 часов на изучение теории взят 1 час). На изучение практической части, связанной с изучением правописания существительных,отводится на два больше. На уроках будут использованы формы занятий и виды деятельности, развивающие творческие способности (сочинения, устное иллюстрирование), способствующие выработке орфографической зоркости (орфографическое проговаривание, графическое обозначение орфограмм), вырабатывающие навыки контроля и оценки своей деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся таких важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Программа нацелена на развитие навыков каллиграфии, умения работать по письменной и словесной инструкции, алгоритму. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.

Основные цели обучения русскому языку:

  1. воспитание сознательного отношения к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к языку;

  2. развитие  коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих умением владеть русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса;

  3. освоение знаний об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

  4. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике

   Задачи обучения:

  • приобретение знаний о языке , его устройстве, развитии;

  • совершенствование умений и навыков письменной речи;

  • овладение основными нормами русского литературного языка; умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

  • Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

  • Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

  • В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Общая характеристика организации учебного процесса

Формы и методы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - игра, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

 - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

 - написание сочинений;  

- письмо под диктовку;

 - комментирование орфограмм и пунктограмм.

Технологии обучения, методики:

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • проектно-исследовательская технология.



Планируемые результаты обучения


Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

3) достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;


Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) опознавание и анализ основных единиц языка;



Содержание тем учебного курса

1. Язык – важнейшее средство общения. – 1 час.

2. Повторение изученного в начальных классах. - 8 ч. + 2ч.Р.р.

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 16 ч. + 1 ч.Р.р.

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. – 5ч. + 1 ч. Р.р.

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

5. Лексика. Культура речи. – 4ч. + 1 ч. Р.р.

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

6. Морфемика. – 14 ч. + 2 ч. Р.р.

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

7. Морфология – 34 ч. + 6ч. Р.р.

Самостоятельные и служебные части речи – 1 ч.

Имя существительное - 10 ч. + 1 ч. Р.р.

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное - 6 ч. + 2 ч. Р.р.

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол – 18 ч. + 2 ч. Р.р.

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе – 5 ч. + 1 ч. Р.р.

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.




Учебно-тематический план.

п.п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Диктанты (кол-во)

Развитие речи

Всего

Сочинение

(кол-во)

Изложение

(кол-во)

1

Язык – важнейшее средство общения.

1 ч.





2

Повторение изученного в начальных классах.

10 ч.

1

2 ч.


1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

17 ч.

1

1 ч.

1


4

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

9 ч.


1 ч.

1


5

Лексика. Культура речи.

5 ч.


1 ч.

1


6

Морфемика.

13 ч.

1

2 ч.


1

7



Морфология:

Самостоятельные и служебные части речи.

40 ч.

1 ч.


5 ч.



Имя существительное.

12 ч.

1

1ч.

1


Имя прилагательное.

8 ч.

1

2


1

Глагол.

20 ч.

1

2

1

1

8

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

7 ч.

1

1

1



Итого:

102 ч.

7

14 ч.

5

4




















Календарно- тематический план



урока

Тема урока

Кол-во

час

Планируемые результаты

Дата

провед.

личностные

предметные

метапредметные

I

Язык – важнейшее средство общения (1ч. )

1

Язык и человек, Язык и речь.



1

Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя

Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; знать основные особенности устной и письменной речи; различать раз­ные виды речевой деятельности;

Использовать виды чтения (ознакомительное и изуча­ющее) для работы с учебной книгой;

воспроизводить содержание прослушанного текста


II

Повторение изученного в начальных классах (8ч. + 2 ч.Р.р.)



2


Звуки и буквы. Произношение и написание



1

Стремление к речевому совершенствованию.


Знать о соотношении произношения и правописа­ния;с помощью орфографических правил уметь решить, какой буквой обозначить тот или иной звук .

Строить рассуждение, аргументировать своё мнение; извлекать информацию из текстов, содер­жащих теоретические сведения;





3

Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова



1

Стремление к речевому совершенствованию.


Усвоить понятие орфограммы как написания по ор­фографическим правилам или по традиции. Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова

Соблюдать в практике письменного общения изучен­ное орфографическое правило; пользоваться орфографическим словарём.





4

Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.



1.

Стремление к речевому совершенствованию

Знать способы проверки правильности написания со­гласных букв в корне слова; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правиль­ных написаний; пользоваться способами проверки со­гласных в корне


Соблюдать в практике письменного общения изучен­ное орфографическое правило; извлекат информацию из текстов, содержащих теоретические све­дения: пользоваться орфографическим словарём




5

Буквы И, У, А после шипящих. РазделительныеЪ и Ь знаки



1

Интерес к созданию собственных текстов; стремле­ние к речевому совершенствованию.


Правильно писать слова с буквами и, у, а после ши­пящих и слова-исключения; графически обозначать усло­вия выбора правильных написаний;

Знать правило употребления разделительных ъ и ъ;

Соблюдать в практике письменного общения изучен­ное орфографическое правило; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём.




6

Раздельное написание предлогов с другими словами.

.


1

Интерес к созданию собственных текстов; стремле­ние к речевому совершенствованию.


Усвоить понятие орфограммы-пробела (раздельного написания), орфограммы-дефиса; знать о совпадении в устной речи предлогов и приставок по звучанию; знать, что предлог — слово, приставка — часть слова; знать о написании через дефис предлогов из-за, из-под

Соблюдать в практике письменного общения изучен­ное орфографическое правило; адекватно выражать своё отношение к изобра­жённому на рисунке; создавать письменный текст,




7

Р.р. Текст. Подготовка к написанию обучающего изложения по упр. 66. Сбор и систематизация материала.


1

Стремление к речевому совершенствованию; доста­точный объём словарного запаса и грамматических средств для изложения исходного текста.


Знать признаки текста; анализировать и отграничи­вать тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности; составлять текст из разрозненных предложе­нии; озаглавливать текст; составлять письменный пере­сказ текста с опорой на предложенный план

Вычитывать информацию, представленную в схеме; соблюдать нормы по­строения текста в письменной форме; соблюдать в про­цессе пересказа исходного текста основные нормы рус­ского литературного языка и правила правописания.





8

Части речи. Глагол. Глагол. – ТСЯ и - ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. Не с глаголами


1

Понимание роли русского языка в развитии мораль­ных качеств личности (анализ содержания пословиц из упражнений).


Знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаго­лы; знать наречие как неизменяемую часть речи; Знать способ определения написания -тся или -тьсяв глаголах; знать личные окончания глаголов I и II спряжения; знать о раздельном написании не с глагола­ми; находить орфограмму в -шея и -ться в глаголах,


Вычитывать информацию, представленную в схеме, соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;



9

Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение.



1

Осознание и определение (называние) своих эмоций; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей в письменной форме.


Знать, на какие вопросы отвечает имя существитель­ное; прилагательное и местоимение; определять их морфологические признаки.

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; вычитывать инфор­мацию, представленную в таблицах; соблюдать в прак­тике письменного общения изученные орфографические правила




10

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальной школе».




1

Стремление к самооценке.

Правильно писать слова с изученными орфограмма­ми; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы

Способность осуществлять самоконтроль.



Ш

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. ( 16+1ч.Р.р.)


11

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание



1

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.


Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения, названия знаков препинания; знать суть пунктуационных ошибок; разграничивать пунктуаци­онные и синтаксические ошибки; связывать слова в пред­ложении по смыслу;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; воспро-изводить про­читанный художественный текст в сжатом виде в пись­менной форме;




12

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание


1

Потребность сохранить чистоту русского языка; ин­терес к созданию собственного текста.


Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой связи слов в словосочетании; отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слово в слово-сочета­нии; устанавливать смысловую связь слов в словосоче­тании»; составлять словосочетания по образцу;

Находить и исправлять грамматические ошибки в письменной речи; создавать устный текст с учётом за­мысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка.




13

Виды словосочетания. Разбор словосочетания


1

Потребность сохранить чистоту русского языка;

Знать порядок разбора словосочетания; выполнять

разбор словосочетания по образцу в устной и письмен­ной форме; находить словосочетания в тексте; опреде­лять основную мысль текста

Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты




14



Понятие о предложении как речевой единице. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.


1

Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи.






Знать основные признаки предложения; знать опо­знавательный признак для определения границ пред­ложения и постановки знаков завершения (интонация конца предложения); знать знаки завершения;

По­вествовательные, побудительные, вопроситель-ные); знать особенности их интонации

Вычитывать информацию, представленную в схеме;




15

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.


1

Стремление к речевому совершенствованию

знать, что составляет грамматическую основу пред­ложения; знать второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего; разграничи­вать грамматическую основу предложения и второсте­пенные члены;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения.



16

Сказуемое.


1

стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём сло­варного запаса и грамматических средств для пересказа исходного текста.


знать способы выражения сказуемого (глаголом, су­ществительным, прилагательным); находить в грамма­тической основе сказуемое; выбирать способ выра­жения сказуемого в зависимости от речевой ситуации;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; воспроизводить про­читанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответ­ствие теме при воспроизведении текста;




17

Тире между подлежащим и сказуемым


1

стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём сло­варного запаса и грамматических средств

Знать условие употребления тире между главными членами предложения (существительные в имени-тель­ном падеже); знать о паузе между подлежащим и ска­зуемым в данной конструкции; знать схему данной конструкции.


Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; пользоваться толко­вым словарём.





18

Нераспространенные и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение.


1

Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа.(работа с текстом «Волшебный мир русской сказки

достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для сво­бодного выражения мыслей и чувств

Знать определение нераспространённых и распро­странённых предложений; знать общее определение вто­ростепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены); их названия; раз­граничивать эти предложения.


Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; вычитывать инфор­мацию, представленную в схемах. высказывать и обо­сновывать свою точку зрения


19

Определение.


1

Cтремиться к совершенствованию собственной речи

Знать формулировку понятия «определение», способ выражения определения; графическое обозначение оп­ределения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; находить определения в предложениях; верно обозна­чать определение как член предложения;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; строить рассужде­ние, обосновывать свою точку зрения


20


Обстоятельство.


1

Уважительное отношение к родному языку

Знать определение понятия «обстоятельство»; знать способы выражения обстоятельства; уметь графически обозначать обстоятельство как член предложения; знать о зависимости обстоятельств от глаго-лов-сказуемых; составлять пред­ложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам; рассказывать о главных и второсте­пенных членах по плану

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать инфор­мацию, представленную в схемах.





21

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения.


1

Стремление к речевому совершенствованию; осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности

Знать условия постановки запятой между однород­ными членами (перечислительная интонация, бессо-юз­ная связь, союзы а, но) и непостановки запятой (перечислительная интонация, одиночный союз и); знать условия постановки двоеточия в предложениях с одно­родными членами при обобщающем слове;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать ин­формацию, представленную в схемах


22


Предложения с обращениями


1

Осознание ответственности за произнесённое; умение чувствовать выразительность речи.


Знать определение обращения; знать опознаватель­ный признак выделения обращения в устной речи — зва­тельную интонацию; правило постановки знаков препи­нания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; вычитывать инфор­мацию, представленную в схемах; адекватно исполь­зовать разные формы обращения в заданных речевых ситуациях;




23

Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения.


1

Способность к самооценке

Знать порядок синтаксического разбора простого предложения; выполнять синтаксический разбор (уст­ный и письменный) простого предложения; определять стиль речи, к которому относится устный разбор

Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты



24

Простое и сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения


1

Интерес к созданию собственных текстов; стремле­ние к речевому совершенствованию.


Знать структурные различия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать о функ­ции запятой между простыми предложениями в сос-таве сложного — знака разделения; правило поста-новки за­пятой в сложном предложении; схемы слож-ных пред­ложений;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; вычитывать инфор­мацию, представленную в схемах; адекватно понимать основную и дополнительную информацию; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую.




25

Р.р. Заголовок и основная мысль текста. Изложение


1

Осознание ответст-венности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.


Знать приёмы сжатия текста; формулировать основ­ную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в ис­ходном тексте основное; производить исключение и обоб­щение; строить сжатый текст; писать сжатое изложение исходного текста

Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; способность сохра­нять логичность, связность, соответствие теме при вос­произведении текста в свёрнутой форме;


26

Прямая речь.


1

соблюдать нормы речевого эти­кета.


Знать: способы передачи чу­жой речи; понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью; правила пунктуации при прямой речи.

Уметь: распознавать предло­жения с прямой речью расставлять знаки препинания в предложе­ниях с прямой речью;


Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; вычитывать инфор­мацию, представленную в схемах; способность участво­вать в речевом общении, соблюдая нормы речевого эти­кета.



27

Диалог.


1

Осознание ответственности за произнесённое и написанное

Знать: понятия диалог, репли­ка; структуру диалога; правила пунктуационного оформления диалогов.

Уметь: определять, сколько че­ловек участвует в диалоге; запи­сывать и правильно оформлять реплики диалога; составлять диа­логи по схемам


Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; вычитывать инфор­мацию, представленную в схемах



28

Проверочный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация».


1





IV

Фонетика. Орфоэпия. Графика и Орфография. Культура речи. (5ч. + 1 ч.Р.р.)


29

Фонетика. Гласные звуки.

Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Алфавит


1

Интерес к изучению языка.


Знать предмет изучения фонетики, группы и под­группы звуков речи в русском языке, различия в обра­зовании гласных и согласных звуков, элементы транс­крипции; различать гласные и согласные звуки по способу обра­зования; подбирать односложные слова с разными удар­ными гласными звуками,

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; извлекать информа­цию, представленную в схеме; преобразовывать инфор­мацию из текстовой формы в форму таблицы.





30

Р.р. Описание предмета. Подготовка к написанию сочинения-описания по упр.295. Сбор и систематизация материала.


1

Интерес к созданию собственных текстов; стремле­ние к речевому совер-шенствованию; доста-точный объём словар-ного запаса и грамма-тических средств для сво­бодного выражения мыслей и чувств при создании тек­ста сочинения в письменной форме

Знать об описании как о функционально-смысловом типе речи; знать структуру текста типа описание, об осо­бенностях описания в разных стилях речи; различать описание предмета в разных стилях речи; редактировать текст (сочинение-описание) ученика; писать сочинение — описание предмет

создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила право­писания



31

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.


1

Стремление к совершенствованию собственной речи

Знать о роли ъ для обозначения мягкости согласных; знать правила употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных; находить в словах мягкий согласный; употреблять ъ для обозначения мяг­кости согласных и графически обозначать условия его выбора;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; пользоваться орфо­графическим словарём.




32

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.


1

Стремление к совершенствованию собственной речи

Знать о звуковом значении букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических

позициях;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения.




33

Фонетический разбор слова.


1

Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью

Знать порядок фонетического разбора слова; вы­полнять фонетический разбор слова (устный и письмен­ный)

Способность определять последовательность дейст­вий, работать по плану.




34

Контрольная работа по теме «Фонетика». (Тест)


1





35

Орфоэпия.


1

Интерес к изучению языка; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью

Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях; правильно произ­носить указанные слова;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; соблюдать в практи­ке речевого общения основные орфоэпические нормы;


V

Лексика. Культура речи.(4 ч. + 1 ч.Р.р.)


36

Слово и его лексическое значение.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение


1

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершен­ствованию.


Знать предмет изучения лексикологии; знать функцию слова в языке, содержание понятий «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «сло­варная статья»; уметь толковать лексическое значение слова, используя различные способы;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; осознавать роль сло-ва для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толко­вым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); излагая свои мысли.


37

Омонимы.


1

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершен­ствованию.


Знать содержание понятия «омонимы»; знать о раз­личии между омонимами и многозначными словами, об отражении омонимов в толковом словаре; находить омо­нимы; отличать омонимы от многозначных слов; нахо­дить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; пользоваться толко­вым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию).


38

Синонимы. Антонимы.


1

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершен­ствованию

Знать содержание понятия «синонимы», смысловые и стилистические различия синонимов; знать о связи синонимов и многозначных слов, о функции синонимов и антонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправ-данного повторения слов), о словаре синонимов и антонимов.

использовать антонимы при описании изображённого на рисунке

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; сопоставлять и срав­нивать речевые высказывания с точки зрения их содер­жания, стилистических особенностей и использования языковых средств.



39

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».


1

Интерес к созданию собственных текстов; стремле­ние к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для сво­бодного выражения мыслей и чувств при создании тек­ста сочинения в письменной форме.


Описывать изображённые на картине предметы, ис­пользуя синонимы; предупреждать повторы слов

Способность преобразовывать визуальную инфор­мацию в текстовую; способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине; созда­вать письменный текст, соблюдая нормы его построе­ния;



40

Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделам «Фонетика» и «Лексика».



1





VI.

Морфемика. (14 ч.+2 ч.Р.р.)


41

Морфема. Изменение и образование слов. Окончание и основа слова


1

Интерес к пересказу

исходного текста в устной фор­ме; стремление к речевому совершенствованию

Знать содержание понятия «морфема», предмет изучения морфемики; знать об отличии однокорен­ных слов от форм одного и того же слова; выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова; отличать однокоренные слова от форм од­ного и того же слова,выделять в слове окончание; по­нимать грамматическое значение нулевого окончания .

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения.


42

Корень слова.


1

стремле­ние к речевому совершенствованию.


Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокорен­ных слов, что однокоренные слова могут быть словами и одной части речи, и рзных частей речи; правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова,

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; находить и исправ­лять чужие ошибки.



45

Суффикс.


1

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык

Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса; правильно выделять суффикс в слове; подби­рать слова с указанными суффиксами;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения


43

Приставка.

1


Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык

Знать определение приставки, смысловое значение приставки; правильно выделять приставку в слове; под­бирать слова с указанными приставками; опреде-лять значения, выражаемые приставками; определять состав слова

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения



44

Р.р. Выборочное изложение с изменением лица (упр.407).


1


Уметь: определять тему и основ­ную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохра­няя структуру текста и авторский стиль




45

Чередование звуков гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные


1

Уважительное отношение к русскому языку, гор­дость за родной язык

Знать о видах чередований гласных и согласных зву­ков в корнях слов, об отражении некоторых чередова­ний на письме; знать перечень чередующихся звуков; знать о чередовании гласных о и е с нулём звука в од­ной и той же морфеме; распознавать чередования глас­ных и согласных звуков в корне при образовании и из­менении слов.

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения;



46

Варианты морфем. Морфемный разбор


1

Уважительное отношение к русскому языку, гор­дость за родной язык, интерес к созданию текстов

Знать содержание понятия «варианты морфем»; раз­личать варианты морфем (корней, приставок, суффик­сов); определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам


Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения.

Способность определять последовательность дей­ствий, работать по плану.




47-48

Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з – с на конце приставок


2

Стремление к совершенствованию собственной речи

Знать правило написания букв з и с на конце при­ставок; знать о единообразном написании приставки с-;знать словарные слова, представленные в теме; правиль­но писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

Соблюдать в практике письменного общения изучен­ное орфографическое правило; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения



49-50

Правописание слов с корнями –лаг- //-лож-, раст -//ращ-//рос-


2

стремле­ние к речевому совершенствованию.


Знать правило написания букв а — о корне –лаг-лож-', раст

-рос-; знать слова-исключения знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; правильно писать слова с изученной орфограм­мой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

Соблюдать в практике письменного общения изучен­ное орфографическое правило;



51-52

Буквы о – ё после шипящих в корне слова


2

Свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;

Знать правило написания букв ёо после шипя­щих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми безударными гласными после шипя­щих; находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

Соблюдать в практике письменного общения изучен­ное орфографическое правило; извлекать информацию из текстов, уметь вести самостоятельный поиск информации; пользоваться орфографическим словарём.



53-54

Буквы ы – и после ц.


2

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Знать правило написания букв иы после ц в кор­нях, в словах на -ция, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

Соблюдать в практике письменного общения изучен­ное орфографическое правило; вычитывать информацию, представленную в фор­ме таблицы.





55

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография» с грамматическим заданием.


1





VII.

Морфология. (34 ч.+ 6ч. Р.р.)


56

Самостоятельные и служебные части речи.


1

Осознание ответственности за произнесённое


Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; пользоваться толко­вым словарём; способность строить рассуждение.




Имя существительное. (10 ч. = 1 ч.Р.р.)


57

Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые


1

Стремле­ние к речевому совершенствованию

Знать, что обозначает существительное, что «пред­мет» в грамматике понимается обобщённо, что признак и действие могут выражаться через значение предмет­ности; знать морфологические признаки существитель­ных (род, число, падеж), о синтаксической роли суще­ствительных Знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными; со­ставлять словосочетания .

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; способность адек­ватно выражать своё отношение к изображённому на рисунке


58

Имена собственные и нарицательные.


1

Стремле­ние к речевому совершенствованию

Понимание русского языка как одной из националь­но-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык.


Знать основание деления существительных на соб­ственные и нарицательные, правило употребления боль­шой буквы в именах собственных, правило выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п.; распознавать имена собственные и нарицательные;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения, и текстов упражне­ний; владеть диалогом; владеть речевым этикетом в за­данной ситуации.




59

Морфологический разбор имени существительного. Род имени существительного.


1

Понимание русского языка как одной из националь­но-культурных ценностей русского народа;


Знать порядок морфологического разбора имени суще­ствительного; выполнять морфологический разбор имени существительного (устный и письменный)

находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

вычитывать и до­полнять информацию, представленную в таблице.



60

Р.р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение по упр.496.


1

Интерес к созданию соб-ственных текстов; стрем-ление к речевому совер-шенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободно­го выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме

Знать о рассуждении как о функционально-смысло-вом типе речи, знать структуру рассуждения, о воз­можности включения элементов рассуждения в другие типы речи (описание, повествование); находить струк­турные элементы рассуждения (тезис, доказательство) в повествовательном тексте;

Способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила право­писания.




61

Имена существительные, имеющие только форму множественного или единственного числа.


1

Стремле­ние к речевому совершенствованию

Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах су­ществительных, имеющих форму только множественно­го числа;рас­познавать существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определённой лек­сической группой;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию сообщения текста ,пересказывать часть текста, вы­деленную в ходе изучающего чтения.



62


Три склонения имён существительных.


1

потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

Знать о склонении имён существительных, об осно­вании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного; уметь на­ходить начальную форму и определять склонение суще­ствительных; склонять указанные существительные

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; перерабатывать ин­формацию из текстовой формы в форму таблицы.



63

Падеж имён существительных.


1

осознание эстетической ценности русского языка

Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы;уметь находить и исправлять ошиб­ки в определении падежей существительных; уметь вер­но употреблять предлоги с указанными падежами; уметь ставить смысловые вопросы к указанным существитель­ным; соотносить их с синтаксической ролью существи­тельного в предложении

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения.




64

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.


1

осознание эстетической ценности русского языка

Знать правило правописания гласных е и и в падеж­ных окончаниях существительных в единственном чис­ле (в том числе у существительных на -ия, -ий, -ие); знать порядок рассуждения для применения правила; распознавать существительные с изучаемой орфаграм­мой; графически обозначать условия выбора правильных на­писаний;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; соблюдать в практи­ке письменного общения изученное орфографическое правило.



65

Множественное число имен существительных.


1

уважительное отношение к родному языку

Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах, об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на -и, -ы, -а, -я, об образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных чулки, ва­ленки, сапоги и т. д

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения.




66

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.


1

уважительное отношение к родному языку

Знать правило правописания ое после шипящих и ц в окончаниях существительных; правильно писать

ое после шипящих и ц в окончаниях сущест-витель­ных; уметь находить орфограммы-буквы о — е после шипящих и ц в разных частях слова и пра­вильно писать слова с данными орфограммами

Извлекать информацию из текстов со­держащих теоретические сведения; соблюдать в практи­ке письменного общения изученное орфографическое правило.




67

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.


1






68

Р.р. Сочинение по картине. Устное описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (по упр.564)


1

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словар-ного запаса и граммматических средств для свободно­го выражения мыслей и чувств при создании текста со­чинения в устной форме;

Знать об элементах рассуждения в описании; вклю­чать элементы рассуждения в устное описание изобра­жённого на картине; составлять отзыв на устное сочи­нение одного из учеников

Способность преобразовывать визуальную информа­цию в текстовую; адекватно понимать от­ношение художника к изображаемому; выражать своё

отношение к увиденному на картине; создавать уст­ный текст, соблюдая нормы его построения;




Имя прилагательное (6 ч. + 2 ч. Р.р.)


69

Имя прилагательное как часть речи


1

осознание эстетической ценности русского языка

Знать характеристику имени прилагательного по зна­чению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать об особенностях употребления прилагатель­ных в речи; определять морфологические признаки при­лагательного (род, падеж, число); подбирать синонимы к указанным прилагательным; уметь употреблять при­лагательные в речи;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию.




70

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных


1

потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры

Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности сме­шения падежных окончаний в форме мужского рода (-ьш, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя про­верить вопросом; знать порядок рассуждения для верно­го определения окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; соблюдать в практи­ке письменного общения изученное орфографическое правило.




71

Прилагательные полные и краткие


1

осознание эстетической ценности русского языка

Знать о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких форм прилага­тельных, об их синтаксической роли, правило правопи­сания кратких прилагательных с основой на шипящий; различать полную и краткую формы имён прилагатель­ных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; находить и исправ­лять грамматические ошибки в заданных предложениях



72

Морфологический разбор имени прилагательного.


1

стремление к речевому самосовершенствованию

Знать порядок морфологического разбора имени при­лагательного; выполнять морфологический разбор имени прилагательного (устный и письменный)

Способность определять последовательность действий, работать по плану.



73

Повторение по теме «Имя прилагательное».


1

стремление к речевому самосовершенствованию

Правильно отвечать на контрольные вопросы по раз­делу «Имя прилагательное как часть речи»; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изучен­ными в разделе

Адекватно понимать письменные высказывания; пользоваться толковым словарём.




74

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».








75

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение». Сбор и систематизация материала.


1

Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста; стремление к речевому совершенствованию.


Знать структуру текста типа описание (описание жи­вотного в художественном стиле); знать задачи художе­ственного описания животного, об использовании образ­но-выразительных средств в художественном описании; озаглавливать текст, устно пере-сказывать содержание исходного текста; создавать текст подробного изложения повествовательного характера с элементами описания

Воспроизводить художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исход­ного текста; соблюдать в процессе письменного переска­за исходного текста основные нормы русского литера­турного языка и правила правописания.




76

Р.р. Написание сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение».


1

владение достаточныйм

объемом словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств





Глагол (18ч. = 2 ч. Р.р.)

77

Глагол как часть речи.


1

осознание эстетической ценности русского языка

Знать характеристику глагола по значению, морфо­логическим признакам и синтаксической роли; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рас­суждения; определять морфологические признаки гла­гола

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения.



78

НЕ с глаголами.


1

соблюдать нормы речевого этикета.


Знать правило написания не с глаголами; правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы в речи; рассказывать о глаголе в форме научного описания

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; соблюдать в практи­ке письменного общения изученное орфографическое правило.



79

Неопределённая форма глагола.


1

стремле­ние к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для вос­произведения ответа в устной форме.


Знать, что неопределённая форма глагола — это на­чальная форма; знать окончания неопределённой фор­мы, правило употребления ь после ч в неопределённой форме; распознавать глаголы в неопределённой форме; образовывать неопределённую форму от заданных гла­голов; правильно писать в неопределённой форме ъ по­сле ч.

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; пересказывать ис­ходный текст, соблюдая нормы его построения; соблю­дать в процессе пересказа основные нормы русского литературного языка.



80

-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.


1

способность к самооценке на основе наблюдения

Знать условия выбора написания -тся и -тъся в гла­голах; зправильно произносить глаголы на -тся и -тъся; пра­вильно ставить вопрос к указанным глаголам; правиль­но писать -тся или -тъся в глаголах;

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.



81

Виды глагола.

1

Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка.


Знать о видах глагола, об их значениях, о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совер­шенного и несовершенного вида; пользоваться приёмом распознавания видов глаголов по вопросам, по значе­нию; определять вид глагола; распознавать видовые па­ры.

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; вычитывать инфор­мацию, представленную в форме таблицы; пользоваться орфографическим словарём


82-

83


Е - И в корнях с чередованием.


1

способность к самооценке на основе наблюдения

Знать перечень корней с чередованием еи, усло­вия выбора букв еи в изучаемых корнях, различия в условиях выбора между корнями с чередованием глас­ных и корнями с безударными гласными, прове-ряемы­ми ударением; правильно писать слова с чере-дованием е — ив корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило



84

Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе)


1

Интерес к созданию собственных текстов; стремле¬ние к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании тек­ста в устной форме.


Знать о рассказе как об одном из видов повествова­ния, о композиции рассказа, о главном в рассказе; со­ставлять устный рассказ по сюжетным картинкам

Способность преобразовывать визуальную информа­цию в текстовую; способность адекватно понимать от­ношение художника к изображаемому; выражать своё

отношение к увиденному на картине, создавать устный текст, соблюдая нормы его построе­ния; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка;.




85

Время глагола. Прошедшее время.


1

Стремление к речевому совершенствованию.


Знать об изменении глаголов в прошедшем време­ни, о суффиксе, служащем для образования прошед­шего времени, правила написания безударной гласной перед суффиксом -л- в прошедшем времени, о прави-ль­ном ударении в глаголах прошедшего времени (пони­мал,, понял, поняла и др.);

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения.


86

Настоящее время.


1

стремле­ние к речевому совершенствованию.


Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.); распо­знавать глаголы в форме настоящего времени; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять глаголы в настоящем времени в речи; составлять текст на тему по выбору

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; создавать письмен­ный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать правила правописания.



87

Будущее время.


1

Стремление к речевому совершенствованию.


Знать формы (простую и сложную) будущего времени, способы образования форм будущего времени; распо­знавать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать ин­формацию, представленную в форме таблицы.



88

Спряжение глаголов.


1

Стремление к речевому совершенствованию.


Знать определение спряжения глагола, личные окон­чания глаголов I и II спряжения, о правильном ударе­нии в глаголах облегчит, углубйт, упростйт; определять спряжение глагола; изменять указанные глаголы по лицам и числам; правильно произносить указанные глаголы

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения.


89-90

Как определить спряжение глаголов


1

Интерес к созданию собственных текстов; стремле­ние к речевому совершенствованию.


Знать порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; применять порядок рассуждения для определения верного написания без­ударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов (в том числе в глаголах с чередованием согласных.

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; соблюдать в практи­ке письменного общения изученное орфографическое правило.



91

Морфологический разбор глагола.


1

способность к самооценке на основе наблюдения

Знать порядок морфологического разбора глагола; выполнять морфологический разбор глагола (устный и письменный)

Способность определять последовательность дейст­вий, работать по плану.


92

Р.р. Сжатое изложение по упр. 699


1

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.


Производить исключение и обобщение; сжато изла­гать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог

Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответ­ствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой фор­ме с изменением лица.




93

Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.


1

потребность сохранить чистоту русского языка

Знать правило употребления ь после шипящих в гла­голах во 2-м лице единственного числа; находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать усло­вия выбора правильного написания

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; соблюдать в прак­тике письменного общения изученное орфографическое правило


94

Употребление времён.


1

Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствованию

Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом; употреблять фор­мы настоящего и будущего времени глагола при продол­жении рассказа о событиях прошлого в устной форме

Извлекать информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения




95

Урок-зачёт по теме «Глагол». Подготовка к написанию контрольного диктанта по теме «Глагол»


1

осознание эстетической ценности русского языка

Правильно отвечать на контрольные вопросы по раз­делу «Глагол»; определять вид и время глаголов; рас­сказывать об орфограммах, изученных в разделе, в на­учном стиле речи; правильно писать слова с непроверя­емыми написаниями, изученными в разделе

Адекватно понимать задания и правильно на них находить ответы.




96

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».

1





VIII.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе (5ч. +1 ч. Р.р.)

97

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках.


1

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Знать разделы науки о языке и изучаемые в них еди­ницы языка; систематизировать изученное по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису и пункту­ации

Знать об условиях выбора орфограмм и их графиче­ском обозначении; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать

Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму та­блицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей ра­боты.



98

Орфограммы в корнях.


1

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Знать об условиях выбора орфограмм и их графиче­ском обозначении; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать

Соблюдать в практике письменного общения изучен­ные орфографические правила; адекватно понимать ин­формацию письменного сообщения; строить рассужде­ние; обосновывать свою точку зрения; определять успеш­ность своей работы.



99

Орфограммы в окончаниях.


1

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении; правильно писать слова с изученными ор­фограммами в окончаниях и графически их обозначать

Соблюдать в практике письменного общения изучен­ные орфографические правила; адекватно понимать ин­формацию письменного сообщения; способность преоб­разовывать информацию в форму таблицы; определять успешность своей работы.





100

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 5 класса


1


Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему.



101

Р.р. Написание контрольного изложения


1

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.


Производить исключение и обобщение; сжато изла­гать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог

Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответ­ствие теме при воспроизведении



102

Итоговый урок


1


Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в кон­трольном диктанте и граммати­ческом задании к нему





Литература для учителя

  1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. . 9-11 классы – М.: Просвещение, 2011

  2. С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.

  3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

  4. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.

  5. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

  6. Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. -М., 1985.

  7. Горшкова В. Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом / В. Н. Горшкова. - М., 1983.

  8. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

  9. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.

  10. Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.

  11. А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.

  12. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.

  13. Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.

  14. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.

  15. Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М.: Просвещение, 1992.

  16. Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.

  17. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.

Литература для учащихся

1) Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - 33-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 2006.

2) С.В. Савченкова Рабочая тетрадь по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: АСТ, 2012.


Интернет-ресурсы


материалы i-Класса «Русский язык. 5 класс»

I. Русский язык. Теория, правила орфографии и пунктуации

Правила орфографии: http://school-collection.edu.ru/dlr

Российский общеобразовательный портал: http://language.edu.ru/ (Р.яз.-правила, диктанты. Литература)

Термины и определения: http://www.orfo.ru/Tutorial/Html/Tutorial.htm

II. Тренировочные упражнения, тесты

Тесты по русскому языку: http://russiantests.narod.ru/p98aa1.html

Теория, он-лайн тесты: http://www.orfo.ru/Tutorial/Html/Tutorial.htm (обобщающие упражнения и правила по орф. и пунк-ции)









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ