Групповое коррекционное занятие по развитию речи для 2 класса «Птицы»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Областной центр диагностики и консультирования
г. Саратов
Групповое коррекционное занятие по развитию речи для 2 класса «Птицы»
подготовила
учитель-дефектолог
Усачева Ирина Анатольевна
г. Саратов
2012 г.
Групповое коррекционное занятие по развитию речи
Тема: « Птицы».
Задачи:
1. дать понятие детям о зимующих и перелётных птицах, строении тела птиц.
2. развивать связную речь детей; зрительную и слуховую память; внимание; отрабатывать навык правильного словообразования; развивать мелкую моторику рук.
3. воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.
Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; картинки, иллюстрирующие рассказ; раздаточный материал.
Примерный ход занятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Встали ровно. Посмотрите на своё рабочее место. Оно должно быть чистым и аккуратным. Все посторонние предметы уберите – ничто не должно мешать работе на занятии. А теперь улыбнитесь! И с хорошим настроением приступим к нашей работе.
II. Объявление темы.
- Тему сегодняшнего занятия вы назовёте мне сами после того, как сыграете в игру «Четвёртый лишний».Я вам буду называть 4 слова, 3 из которых связаны друг с другом, а одно – лишнее. Вы назовёте лишнее слово и объясните, почему оно не подходит к остальным словам.
- Воробей, синица, белка, галка. (Лишнее слово «белка». Белка это животное, а остальные слова – названия птиц).
Кукушка, кузнечик, соловей, ворона. (Лишнее слово «кузнечик». Кузнечик –это насекомое, а остальные слова – названия птиц).
- Сом, снегирь, голубь, орёл. (Лишнее слово «сом». Сом – это рыба, а остальные слова – названия птиц).
Вы правильно называли лишнее слово. А что же обозначали другие слова? (названия птиц.)
Верно. Тема нашего занятия «Птицы».
III. Основная часть
1. Сейчас к нам будут прилетать птицы, но сначала вы должны отгадать про них загадки:
А) Спиною зеленовата, животиком желтовата. Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица).
Как говорится в загадке о синице?
Б) Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её … (сорока).
В) Озорной мальчишка в сереньком пальтишке по дворам шныряет, крошки собирает. (воробей).
Почему воробья сравнивают с озорным мальчишкой?
Г) Чёрный, проворный, кричит «крак!», червякам враг. (грач).
Как говорится в загадке о граче? Какой он?
Д) Кто на ёлке, на суку счёт ведёт «ку-ку, ку-ку»? (кукушка).
Как мы узнаём кукушку среди других птиц? Как она подаёт голос?
Е) Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям друг. (дятел).
Как вы понимаете выражение «дятел – деревьям друг»?
Как ещё называют дятла?
Ж) Серая птица, грозная птица, каркает громко, а но кошек боится. (ворона).
З) Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (снегири).
На что похожи снегири формой своего тела, когда им холодно?
Чем похожи снегири на яблоки по форме тела?
Какого цвета грудка у снегиря?
Чем похожи снегири на яблоки по цвету?
Как вы понимаете слово «вспорхнули»?
Теперь все наши гости в сборе. Давайте посчитаем их. Сколько всего птиц? (9)
А сейчас поиграем. Я буду называть одну птицу, а вы – много таких птиц. Воробей – воробьи. Грач - ? Дятел - ? Ворона - ? Сорока - ? Снегирь - ? Синица - ? Кукушка - ?
3. – Какое сейчас время года? (зима).
Все ли птицы остаются на зиму в наших краях?
Почему часть птиц улетают?
Хватает ли им корма зимой?
Куда улетают птицы? (в тёплые края).
Как мы называем таких птиц? (перелётные)
Как называют группу птиц, которые летят вместе? (стая).
Как называют птиц, которые на зиму остаются в наших краях? (зимующие).
Кто помогает птицам зимой? (люди).
Что делают люди? (кормят птиц хлебными крошками, крупой).
Посмотрите на птиц. Кого из них мы можем увидеть зимой? Давайте поместим этих птиц рядом с картинкой «кормушка».
Как мы называем этих птиц? (зимующие: синица, сорока, воробей, дятел, ворона, снегири).
Остальные птицы останутся у картинки «море».
Как мы называем этих птиц? (перелётные: грач, кукушка).
Физминутка.
А сейчас птицами будете вы. Когда я назову зимующую птицу – вы присядете, а когда – перелётную – вы «полетите» - будете махать руками. (в случае затруднения, дети смотрят на картинки птиц на доске).
– Сейчас я вам расскажу небольшой рассказ. Вы слушайте, смотрите и запоминайте. Рассказ называется «Друзья птиц».
Ребята сделали кормушку для птиц. Кормушку повесили на дерево. К дереву стали прилетать птицы. Они клевали зерно и хлебные крошки. (по ходу рассказа на доску выставляются картинки).
Теперь посмотрите на картинки. Они помогут вам вспомнить рассказ, определить сколько в нём предложений. (4).
Перескажите рассказ с помощью картинок.
Почему рассказ назван «Друзья птиц»? Кто назван в рассказе друзьями птиц? Почему?
А сейчас посмотрите на эту красивую, пёструю птицу. Кто знает, как она называется? (попугай).
Где живёт попугай?
Сейчас я буду задавать вопросы, а вы смотрите на попугая и отвечайте:
Какого цвета головка у попугая?
………………………………грудка у попугая?
………………………………крылья у попугая?
………………………………хвост у попугая?
………………………………клюв у попугая?
………………………………лапки у попугая?
А сейчас я вам буду показывать на картинку, а вы называть, что это. (дети называют части тела птицы).
Скажите, чем покрыто тело птицы?
Тело птицы покрыто перьями.
Сколько слов в этом предложении.(4 слова).
С какой буквы пишется начало предложения? (с большой).
Дети выкладывают схему предложения.
– А теперь поиграем в игру «скажи ласково»: голова - ?, клюв - ?, перо - ?, глаз - ?, шея - ?, горло - ?, лапа - ?, коготь - ?, хвост - ?, птенец - ?, крыло - ?.
- Посмотрите ещё раз на попугая. Постарайтесь запомнить, как он раскрашен. А теперь каждый на своём листочке раскрасит такого же попугая. (слабым детям даётся частично раскрашенный попугай).
IV. Итог занятия.
Про кого мы сегодня говорили на занятии ? Какие бывают птицы?
V. Оценка работы детей на занятии.
Список использованной литературы
1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры.-М.: «Просвещение», 1994 г.
2. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития. – М.: «Просвещение», 2000 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ