Конспект открытого урока русского языка в 7 классе "Грамматические признаки имени существительного"

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г.Иркутска






ОТКРЫТЫЙ УРОК

по русскому языку






ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного




Подготовила:

учитель I КК,

Крючкова Е. И





Иркутск, 2014 г



ТЕМА УРОКА: Грамматические признаки имени существительного

ТИП УРОКА: Комбинированный.

ЦЕЛИ УРОКА: Систематизация  имеющихся знаний об  имени                                       существительном и его грамматических признаках.

  1. Образовательные : Повторить и обобщить знания учащихся о грамматических признаках имен существительных; развивать умение находить имена существительные в речи; формирование умения определять основные грамматические характеристики имен существительных;

обучение комплексному применению теоретических знаний и практических умений по данной теме;

2. Коррекционно- развивающие : Коррекция и развитие речи, процессов внимания, мышления, памяти.

3. Воспитательные:

Воспитание положительно-направленных нравственных качеств ученика – упорства, трудолюбия, дисциплинированности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер с программным обеспечением Windows XP;

  • экран для демонстрации презентации;

  • карточки со словами и предложениями для индивидуальной, парной работы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I. Организационный момент.

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Проверка готовности к уроку.

Выполняют установку учителя.

1 мин

II. Постановка учебной задачи

Цель: коррекция и развитие основных мыслительных операций.

-Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?

- Давайте вспомним, какую часть речи мы начали изучать.

- Что такое имя существительное?

Сегодня на уроке мы с вами вспомним постоянные грамматические признаки имени существительного. (СЛАЙД 2)

Открыли тетради, записали число. Классная работа

Отвечают на поставленные вопросы

Части речи.


Имя существительное

Дают определение существительного.

2 мин

III Словарный диктант

Цель: коррекция орфографической зоркости.

Мороз, берёза, медведь, пальто, сорока, ветер, погода, облако, серебро.

(взаимопроверка, (Слайд 3)

Какие слова вы записали? Почему они так называются? (Это словарные слова, в них есть непроверяемые орфограммы)

Кто написал эти слова без ошибок? Кто допустил ошибки?

- Какой частью речи являются эти слова?

Докажите, что это имена существительные.


Записывают слова под диктовку.


Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работу, выставляют оценки.




Отвечают на вопросы учителя

5 мин

IV Актуализация знаний

-Ребята, как вы думаете, а почему у имени существительного два вопроса? (Кто? Что?)

(живые предметы –неживые предметы, одушевлённые – неодушевлённые) (СЛАЙД 4)

Из словарных слов выбрать имена существительные одушевлённые (медведь, сорока)







Работают в тетрадях

5 мин

V Закрепление

Карточка 1 ( ПРОВЕРКА СЛАЙД 5)

Задание: 2 группа.

При помощи суффикса превратить неодушевлённые имена существительные в одушевлённые. –щик,- ник, -ист,

Барабан_________ школа_______

Двор ___________ лес__________

Журнал_________ велосипед______


Задание 3 группа.

Задание: Выписать одушевлённые имена существительные.


Кино, девочка, камыш, сосна, мама, стена, хозяйка.

Проверка: (карточка)

Задание 3 группа.

Задание: Выписать одушевлённые имена существительные.

Девочка, мама, хозяйка.



Самостоятельно выполняют задание в тетради, 1 уч-ся у доски.






Выполняют задание и проверяют его друг у друга (по карточкам)

5 мин

VIФизминутка

Слайд 6


3 мин

VII Повторение грамматических категорий





















Продолжаем повторять постоянные грамматические категории сущ.

Давайте посмотрим на слайд (СЛАЙД 7)

Здесь записано предложение. Прочитаем его.

Сестра Роза поставила в вазу розу.

-Почему в первом случае Роза написано с большой буквы? (имя) А имена пишутся с большой буква

Может кто-то вспомнит, как называются существительные, которые пишутся с большой буквы?

(Такие имена существительные называются собственными )

Какие существительные, кроме имён, мы относим к собственным ? (имя, фамилия, географич названия, клички животных)

Как же называются остальные существительные, которые пишутся с маленькой буквы. (нарицательные)


Вывод: Имена существительные бывают собственные и нарицательные.



Карточка 2

Читаем задание, в каждой строчке записаны одинаковые слова,(комар, кузнец, Иванов)

Знаете ли вы кто такой кузнец?

В 2 строчках есть ошибки вам надо найти одну строку без ошибки

Карточка 2

Задание:

Выписать строку в которой слова написаны верно: Спросить, кто такой кузнец - учили по истории (дать х-ку словам – какой)

  1. иванов, кузнец, комар. (СЛАЙД 8)

  2. кузнец, комар, Иванов.

  3. комар, Иванов, кузьнец.

Давайте попробуем все три слова объединим в одном предложении.


Умелый кузнец Иванов подковал маленького комара.

Запись предложения под диктовку (проверка на слайде 9)


У имени существительного есть ещё один постоянный грамматический признак. Чтоб угадать какой это грамматический признак, давайте посмотрим на экран.(слайд 10)

Здесь написано стихотворение, в котором пропущено слово, прочитайте его про себя и попробуйте угадайте это слово.


Женский … - запомню я 
И скажу: “она моя”.
И запомню … мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний …: “оно моё”
Это правило моё! (кликнуть по слайду, чтоб пришёл род)


Правильно род, это и будет третий постоянный грамматический признак, который мы с вами сегодня вспомнили.

-Как же мы определяем род у имени существительного (при помощи слова-помощника) Назовите эти слова.






Анализируют предложение, которое написано на слайде, и делают вывод.













Учащиеся делают вывод



Кузнец - мастер, занимающийся обработкой металла.
















Запись предложения под диктовку



Проверка на слайде (слайд 8)





Слайд 10.

Читают стихотворение, записанное на экране. Делают вывод.














10 мин

VIII Самостоятельная работа


А теперь закрепим наши знания на практике


Карточка 3

Задание: К данным прилагательным подобрать подходящие по смыслу существительные, определить род.


Длинный Белый

Длинная белая

Длинный белый


С любым получившимся словосочетанием составить предложения


2 группе подчеркнуть гл. чл. Предл.

Проверка фронтально. (1-2 уч-ся)


3 группа

Задание: Заполнить таблицу. Поставить «+» в нужном столбике


М.р

Ж.р

Ср.р

День




Облако




Роса




Пирог




Дерево




Птица








Самостоятельно выполняют работу. Взаимопроверка

10 мин

Итог

О какой части речи говорили?

Какие грамматические признаки вспомнили?

Что нового узнали?




Отвечают на вопросы

Оценивание

2 мин

Домашнее задание

Стр 72 упр. 94









































Карточка 1 Приложение

2 группа.


Задание: При помощи суффикса «превратить» неодушевлённые имена существительные в одушевлённые.

Суффиксы: –щик,- ник, -ист,


Барабан_________ школа_______

Двор ___________ лес__________

Журнал_________ велосипед______



Карточка 1

3 группа.

Задание: Выписать одушевлённые имена существительные.


Кино, девочка, камыш, сосна, мама, стена, хозяйка.



Проверка: Карточка 1

3 группа.

Девочка, мама, хозяйка.



Карточка 2

Задание: Выписать строку в которой слова написаны верно:

  1. иванов, кузнец, комар.

  2. кузнец, комар, Иванов.

  3. комар, Иванов, кузьнец.



Карточка 3

2 группа

Задание: К данным прилагательным подобрать подходящие по смыслу существительные, определить род.


Длинный Белый

Длинная белая

Длинное белое


С любым получившимся словосочетанием составить предложение. Подчеркнуть главные члены предложения.


Карточка 3

3 группа

Задание: Заполнить таблицу. Поставить «+» в нужном столбике


М.р

Ж.р

Ср.р

День




Облако




Роса




Пирог




Дерево




Птица





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ