Конспект урока для 5 класса "Алфавит. Звуки и буквы"
Открытый урок по русскому языку
5 класс
Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы
Утепова Аурика Дулатовна
Узунколь
2014 год
Задачи урока:
Задачи обучения:
- знакомство со звуками и буквами русского языка, алфавит и его
первостепенное значение в русском языке;
- сформировать полученные знания, умения и навыки по изучаемому
материалу;
Задачи воспитания:
- осуществление нравственного воспитания – уважение нормам и законам
русского языка;
- осуществление эстетического воспитания – стремление к
прекрасному: к красоте и простоте языка;
- осуществление умственного воспитания – стремление к знаниям и
грамотности
Задачи развития:
- развитие интеллекта – умение анализировать и сравнивать;
- развитие познавательного интереса – историзм, новизна знаний;
- развитие устной связной речи учащихся, умение выражать свои мысли,
делать выводы;
- развитие эмоций – радости, сожаления;
- стремление к совершенству – умение работать со средствами ТСО и
электронной доской
Ожидаемый результат:
- умение различать звуки буквы, иметь представление об алфавите;
- умение делать выводы и правильно применять полученные знания;
Оборудование:
Электронный алфавит;
Стихотворения о буквах;
Видео с вопросами детей;
Интерактивная доска;
Ход урока:
Элементы урока
Работа учителя
Время
Работа учащихся
Организационный момент
Приветствие (для учеников)
Раз, два, три, четыре, пять!
На урок пришли опять!
Мы на нем сейчас узнаем
Как читать и как писать!
К знаниям стремимся мы
Нам науки все важны!
Притча:
Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников, повел их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком и сказал: «Тот, кто откроет дверь, тот будет назван умнейшим». Один за другим они пытались открыть дверь и, не добившись успеха, отходили.
Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и – о, чудо! – она стала поддаваться, а затем раскрылась. Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка.
Эпиграф к уроку:
«Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь!»
4 мин
Дарига
Настя
Никита
Тамирлан
Асем
Все вместе!
Работа учителя
Проверка пройден
ного материа
ла
Начинаем познавать и открывать двери в науку под названием «Русский язык».
Перед вами 1я дверь, открыв ее, мы сможем пройти дальше и узнать больше, чем мы знаем сейчас. Она называется «Отвечай-ка!»
Видео вопросы к классу: записанные учителем среди учащихся школы:
Что называется диалогом?
Что называется словосочетанием?
Что называется предложением?
Какие предложения называются распространенными и нераспространенными?
Назовите виды предложений по цели высказывания?
Какие предложения называются односоставными и двусоставными?
Назовите главные и второстепенные члены предложения
Что называется прямой речью?
Назовите падежи русского языка
На какие вопросы отвечает сказуемое?
10 мин
Ответы учащихся
Ответы учеников:
Работа учащихся: устные ответы
Объясне
ние новой темы
Вход в тему:
Молодцы, ребята! Вы с успехом прошли первую дверь, показали свои знания. А теперь давайте немного поразмыслим и попробуем с вами угадать, о чем мы сегодня будем говорить.
«Отгадай-ка!»
Необходимо вместо цифр поставить буквы и таким образом узнать название темы.
А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З, И, Й, К, Л, М, Н, О,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы,
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Ь, Э, Ю, Я
30 31 32 33
9,3,21,12,10 10 2,21,12,3,29.
1,13,22,1,3,10,20.
(Звуки и буквы. Алфавит)
ПРАВИЛЬНО! А теперь переходим к следующей двери, она называется: «Узнавай-ка!»
Ребята, в русском языке существует несколько разделов. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
1 раздел – это ФОНЕТИКА. ( в переводе с греческого означает «звук»). Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Звуками речи называются наименьшие единицы языка, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим. С помощью звука можно одно слово превратить в другое.
Мал – мял, лук – люк, вол – вёл и т.д..
2 раздел – это ГРАФИКА. ( в переводе с греческого означает «пишу»). Это система знаков, с помощью которых устная речь передается на письме.
Буквы – графические знаки, обозначающие звуки речи на письме. Буквы мы видим и пишем.
В словах может совпадать и не совпадать звуковой и буквенный состав. Например, в слове «люк» мы пишем следующие звуки [л ] [у] [к], конь - [к] [о] [н], вода - [в] [а] [д] [а] и т.д.
Работа у доски упр 212
(На доске есть по флипчарту)
Буквы Е, Ё, Ю, Я - дают 2 звука в следующих случаях:
Когда эти буквы находятся в начале слова: яблоко – [й] [а] , ёлка – [й] [о]
Когда пишутся после любой гласной буквы: пиявка – [й] [а] , каюта – [й] [у], баян - [й] [а] и т.д.
Когда пишутся после Ъ и Ь знаков: деревья – [й] [а], зелье – [й] [э] , вьюга – [й] [у]
«Вспоминай-ка!»
Что вы знаете про алфавит?
33 буквы
10 гласных
21 согласных
Ъ и Ь – не обозначают звуков
Парные согласные: б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с,
Новое р, л, м, н, - сонорные
Й - всегда!!! - согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный
Ё – всегда находится под ударением!!!
Сравнительный анализ
Сходство и различие трех алфавитов
Таблица по флипчарту
23 мин
Ответы учащихся:
Работа учащихся
Работа учащихся
Прослушивание
Работа учащихся
Закрепление материа
ла
«Закрепляй-ка!»
Определить каких букв не хватает в карточках и записать на доске
Поставить слова в алфавитном порядке
Из данных букв составить одно слово, используя наибольшее количество букв
7 мин
Работа учащихся
Домашнее задание
Оценивание учащихся
2 мин
Подача дневников для оценок
До свидания. Урок окончен
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Э
Ю
Я
31
32
33
9,3,21,12,10 10 2,21,12,3,29.
1,13,22,1,3,10,20.
(Звуки и буквы. Алфавит)
З
В
У
К
И
И
Б
У
К
В
Ы
9
3
21
12
10
10
2
21
12
3
29
А
Л
Ф
А
В
И
Т
1
13
22
1
3
10
20
Измените смыл слова, заменив один звук другим. Подчеркните буквы, с помощью которых передано смысловое различие слов
Дом -
Банка -
Бук -
Кон -
Бок -
Мол -
Точка -
Стал -
Тучка -
Жар -
Балка -
Брат -
Стойка -
Кров -
Зуб -
Записать слова в следующем порядке:
Количество букв и звуков одинаковое Б=З
Звуков в слове больше, чем букв З > Б
Букв в слове больше, чем звуков Б > З
СОСТАВИТЬ СЛОВА:
ДО СВИДАНИЯ, ЗВУК, БУКВА, ФОНЕТИКА, ГРАФИКА
Поставить слова в алфавитном порядке:
глобус, волк, дом, август, палата, здание, иголка, мешок, палата, бант.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ