Конспект урока для 2 класса "Фразеологизмы"


Тема: Фразеологизмы.


Цели:

1. образовательные:

  • учить находить, понимать значение фразеологизмов и правильно употреблять их в речи;

  • обогащать и уточнять словарный запас учащихся;

2. развивающие:

  • развивать речь и умение работать с учебной информацией;

3. воспитательные:

  • воспитывать интерес к языку;

  • формировать коммуникативные умения при работе в парах, в группах и умения делать нравственную оценку деятельности человека;


Задачи урока:

  • наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами;

  • сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов;

  • расширять словарный запас учащихся;


Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная


Оборудование: учебник Русский язык: 2 класс Ч. 2, под ред. С.В. Иванова, карточки с заданиями для работы в парах, использование компьютера с презентацией


Ход урока:

  1. Организационный момент.

(создание эмоционального настроя)

- мы пришли сюда … (учиться)

- не лениться, а … (трудиться)

- слушаем … (внимательно)

- работаем … (старательно)


Постановка проблемной ситуации.

- Ребята, оглянитесь назад. Что (кого) вы видите?

- А теперь внимательно послушайте отрывок из рассказа К.И. Чуковского.


Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться.

Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету...


- Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета?

- Подумайте, что означает выражение - оглянуться не успеешь? Можно ли его заменить одним словом? Каким?

(Если учащимся сложно заменить фразеологизм одним словом – быстро предлагается другой пример:

-Оглянуться не успеете, как наступит перемена.)


  1. Знакомство с новым материалом.

Цель: учить приходить к определённым выводам.

- Ребята, а почему мы так говорим?

Труслив, как заяц. (ответы учащихся)

Голоден, как волк.(ответы учащихся)

Здоров, как бык. (ответы учащихся)


- А так говорят?

Ползёт, как рыба. (ответы учащихся)

Трещат, как черепаха . (ответы учащихся)

Молчит, как сороки. (ответы учащихся)


- Что же произошло? (Слова в сочетаниях заблудились) Попробуем исправить. (показ слайда №1)

- Подумайте, можно ли заменить одно слово другим? ( Да, действительно, невозможно заменить одно слово другим, иначе теряется смысл)

- Значит, эти слова дружат друг с другом и поменять местами их нельзя!

СЛОВА ДРУЖАТ ДРУГ С ДРУГОМ, ПОМЕНЯТЬ ИХ МЕСТАМИ НЕЛЬЗЯ.


- В русском языке такие сочетания не создаются в момент говорения, а употребляются готовыми. Они называются устойчивыми (постоянными) сочетаниями слов. Это фразеологизмы.

(слайд №2)


Фразис в переводе с древнегреческого языка значит «выражение»; логос – «слово, понятие».


- А где можно найти значение фразеологизмов? (узнать у взрослых, во фразеологическом словаре…)

(слайд №2)


  1. Работа по учебнику.

Цель: наблюдение за значением и эмоциональной окраской фразеологизмов; расширение словарного запаса учащихся

Упр.1

- Известны ли вам значения приведённых устойчивых сочетаний слов?

- Можно ли что-то зарубить себе на носу, могут ли пятки сверкать, падает ли снег на голову?

(слайд№ 3,4,5)

- Как же понять, что означают эти выражения? (из текста, из словаря) Прочтите предложения, которые помогут вам определить значение фразеологизмов.

- Как же вы понимаете, зарубить себе на носу?

- Но если вместо зарубить себе на носу можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? Если затрудняются, не могут ответить:

- Какое из предложений – с фразеологизмами зарубить себе на носу, или со словом «запомни» - более яркое, выразительное?

- Нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Для чего?


ПОМОГАЮТ РЕЧИ БЫТЬ ЯРКОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ.


- Внутри фразеологизма, если каждое слово взять отдельно, то значение слов теряется.

На доске пишет учитель и говорит:

- Сумма значений слов зарубить и нос не даёт значения «запомнить».

Зарубить + нос = запомнить

Чтение правила на стр.101


СМЫСЛ ИМЕЕТ ТОЛЬКО ВСЁ ВЫРАЖЕНИЕ В ЦЕЛОМ


Упр. 3 (стр. 102) разбирается, и дети записывают два (один) любых фразеологизма с его значением.



  1. Закрепление материала.


1) – Я попрошу вас поработать в парах, помогая друг другу, советуясь. Только после того, как закончите выполнять задание, поднимаете вместе руки и показываете, что вы готовы отвечать. (слайд № 6)

Работа в парах.

Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм.

Карточки для парной работы

Дружнее этих двух ребят 
На свете не найдёшь
О них обычно говорят
Водой …


Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…


Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк
И так устали мы в дороге,
Что еле …

- Объясните значение фразеологизмов.


ФИЗМИНУТКА


2) - Ребята, вы знаете перед началом урока я обнаружила письмо. Давайте прочитаем его.

Читает ученик.

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Дима.

Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.

Но однажды мы спорили, а потом подрались. А всё потому, что я сказал, что 12 апреля исполнилось 50 лет со дня полёта первого космонавта в космос. А Витька со мной не соглашался. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.

Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.


- Всё ли вам в тексте понятно?

- А что значит водой не разольёшь, как кошка с собакой, без него как без рук? Ученики объясняют значение сочетаний.

- Как одним словом можно назвать эти сочетания слов?

- Прав ли был Дима, когда говорил другу о 12 апреле?

- Почему он обратился к нам с просьбой помочь? Какой совет дали бы вы мальчикам?

- Действительно, полёту первого человека в космос исполнилось полвека – 50 лет! Назовите имя этого героя.

- А какие качества присущи Ю. А. Гагарину? Можно ли доверить человеку важное, ответственное дело, если он к работе относится спустя рукава?

- А вы поняли, что значит спустя рукава? (слайд№ 7)

Спустя рукава

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело.         После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.


5. Итог урока.

- Сегодня наш урок русского языка я закончу шуточным и немного поучительным стихотворением. А вы, ребята, послушайте внимательно и найдите фразеологизмы. (слайд№ 8)

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
 
Он в этот час как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?


- Назовите фразеологизмы. Объясните, что значит: повесил нос, краснеет до корней волос, готов сквозь землю провалиться, баклуши бил с утра.

- Отчего же он себя так неуютно чувствовал? (Не выполнил домашнее задание)

- Верно, чтобы не быть в состоянии Глеба, нужно серьёзно относиться к выполнению домашнего задания. А домашнее задание будет на выбор:

1)Найти и записать значение трёх фразеологизмов в тетрадь.

2)Нарисовать рисунок к любому фразеологизму.

3)Узнать откуда пришли к нам фразеологизмы бить баклуши, шиворот - навыворот.

6. Самооценка.

- Подведём итоги урока:

- Чему вы учились сегодня на уроке?

- Кто считает, что он всё понял и может объяснить другому? (5)

- Кто думает, что он усвоил хорошо, но объяснить ещё не сможет? (4)

- Кто считает, что ему ещё нужна помощь? (3)

На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ