Конспект урока для 1 класса "Гласные и согласные звуки"

Макриденко Зинаида Ивановна

Учитель начальных классов.

МБОУ СОШ Чехов-3 с углубленным изучением отдельных предметов.


Урок «Обучение грамоте» в 1 классе

Тема: «Гласные и согласные звуки»

Макриденко Зинаида Ивановна, учитель начальных классов.

Статья отнесена к разделу «Преподавание в начальной школе».

Цели:

  • продолжить формировать представление о гласных и согласных звуках;

  • способствовать развитию связной и литературно грамотной речи, умению рассказывать;

  • развивать внимание, наблюдательность;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  1. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку-ключ.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шапка есть – нет головы. (гриб)

(Показываю рисунок гриба. Открываю картинку «Осенний лес»)

- Но вот и попали мы в сказочный лес,

Лес этот полон всяких чудес,

Здесь звери не только учатся жить,

Они тоже умными все хотят быть.

И учит зверушек медведь косолапый,

Указку, держа своей лапой мохнатой.

(Картинка «Лесная школа»)

  1. Актуализация знаний.

- У зверят тоже урок чтения. И тема урока «Гласные и согласные звуки».

- Прочитайте тему урока. (Запись на доске)

- Ребята, а какая цель нашего урока?

- Чему должны научиться вы?

- А какая моя цель?

- Значит, мы все должны работать дружно, помогать друг другу.

- Давайте поможем зверятам.

- Что мы обозначаем красным цветом?

- Какие звуки мы называем гласными?

- Назовите гласные звуки.

- Какие звуки называем согласными?

- Что мы обозначаем синим цветом? А зленым?

- Учитель-медведь тоже указывает на какую-то схему. Что это?

- Но чтобы нам не заблудиться в лесу, нашим проводникам будет этот гриб. (Лисичка)

- Вот какая история произошла с ним однажды.

Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибенок был очень непослушный и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.

- Ты кто? – спросил грибенка зверек.

- Я лисичка, - ответил грибенок.

- Вот здорово, - обрадовался зверек, - я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?

- Ты все перепутал, - ответил грибенок, - охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке…

- Что за лисички встретились?

- Кто из них прав?

- Почему же лисички не поняли друг друга?

Вывод. Одно слово обозначает несколько предметов. В русском языке такие слова, которые обозначают несколько предметов, называются омонимами. Более подробно вы с ними познакомитесь дальше, когда начнете изучать русский язык. Значение таких слов мы находим в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

- А может быть кто-нибудь из вас может привести примеры таких слов?

- Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему?

- Да потому, что грибы растут только в лесу. Всем известно, что если в чистом поле посеять и вырастить лес, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев выращенного леса. Поэтому народ дал грибам названия, происходящие от названия деревьев подберезовик, подосиновик, дубовик.

- Кто из вас ходил в лес за грибами?

- Как надо собирать грибы? Что может произойти, если грибники будут рвать грибы?

Чтение текста таблицы «Обучение грамоте» и беседа по нему.

- И действительно, ребята, грибы имеют большое значение в жизни многих лесных жителей. Если человек может обойтись без грибов, найдет другую себе пищу, то лесные жители, пожалуй, нет. Давайте прочитаем небольшой текст.

III. Самостоятельная работа.

- Наш проводник грибок вывел нас на лесную поляну. Посмотрите внимательно на картинку.

- выполните задание к ней. (Составить 2 предложения по картинке по схемам:

____ ____ ____ . ____ ____ ____ !


- Сколько слов в первом предложении? Во 2, 3?

- Какое по интонации 3-е предложение?

- Что называется предложением?

- Из чего состоят предложения?

- Как пишем первое слово в предложении?

- Каким видом речи мы пользовались?

- Что такое устная речь?

- Учитель-медведь задал своим ученикам загадки, но они затрудняются их отгадать. Давайте поможем им не только отгадать загадки, но и составим к ним схемы.

- Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

- Рыжая с пушистым хвостом живет в лесу под кустом. (лиса)

- В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле, живет в тепле? (белка)

V. Рефлексия.

- Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мне вновь очутились дома, в классе, мы должны ответить грибочку – проводничку, достигли ли мы поставленной цели.

- Чему научились на уроке?

- что узнали нового?












Список использованной литературы:

  1. С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторниы, конкурсы, турниры, путешествия). Издательство «Учитель». Волгоград, г.

5



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ