Конспект урока для 1 класса "Имя собственное. Правописание имен собственных"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13 с. Ыллымах»














План – конспект

урока русского языка

в 1 классе




















Разработала: Трифонова Л.Л.

учитель начальных классов.


Тема: Имя собственное. Правописание имен собственных


Тип урока: ОНЗ


Образовательная цель: вывести правило правописания имен собственных.

Деятельная цель: формировать умение применять способ написания

имен собственных.

Новое знание: способ написания имен собственных (кличек животных)

Пробное действие:

Написать на листе кличку собаки

Фиксация затруднения:

- Не знаю, как правильно написать слово.

- Не могу объяснить

- Не успел написать.

Фиксация причины затруднения

- У нас нет правила для записи кличек животных правильно.

Цель деятельности учащихся

- Мы должны узнать правило написания кличек животных.

Фиксация нового знания:

Правило в учебнике: « Все имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных и др.) пишутся с заглавной буквы.

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык» 1 класс

  2. Презентация «Правописание имен собственных»















Ход урока


1.Мотивация к УД

Слайд

Дорогу знаний осилит идущий.

- Ребята, как вы понимаете эту фразу.

- Мы сегодня тоже отравимся в дорогу.

- Кто готов идти?

- Кто догадался, куда и зачем? (В страну знаний, чтобы узнать что-то новое.)

- А легко узнавать новое? (нет)

- Как будем работать? (Сначала поймём, что не знаем, а потом постараемся сами открыть новое правило).

- Что возьмём в дорогу? (наши знания)

- С нами вместе пойдет, вот эта весёлая собачка. (Показать игрушку)

- Кто хочет узнать, как её зовут?

- Сегодня на уроке вы не только узнаете, как её зовут, но и научитесь писать её кличку.

- Давайте, пожелаем, друг другу интересных встреч и удивительных открытий, и отправимся в путь.

- Все готовы?

- Покажите, что вы готовы?


2.Актуализация знаний и фиксация затруднения

- Сегодня на уроке вы узнаете что-то новое о правописании имен собственных.

- С чего начнём работу на уроке? (с повторения)

- Как будете работать, чтобы получить новое знание? (2 шага: Что я не знаю? Сам найду способ!)

- Давайте поработаем в группе.

- Вспомним правило работы в группе.

Слайд: Правило работы в группе

- У вас на партах лежат ребусы. Отгадайте их и запишите ответ на листке.



аша тя

т с

- Правильно записать слова вам поможет эталон (эталон на доске)

- Давайте его прочитаем.

Слайд:

Имена собственные (имена, фамилии, отчества людей) пишутся с прописной (заглавной) буквы.

-Давайте проверим.

Слайд: Наташа, Настя,

- Кто ошибся. Почему?

- Кто выполнил задание верно?

- Что вам помогло, верно, выполнить задание? (эталон)

- Давайте красиво запишем эти слова в тетрадь. Вспомните, как должна лежать тетрадь. Как надо сидеть. Проверьте всё.

- Что общего было в этих словах? (заглавная буква в именах собственных)

- Подчеркните её.

- Что мы сейчас повторили? (правописание заглавной буквы в именах собственных)

- Какое задание я сейчас вам предложу? (пробное)

- С какой целью будете работать с пробным действием? (чтобы понять чего мы не знаем)

- Ребята, если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете как зовут нашу собачку:


Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)


- Правильно, зовут нашу собачку Белка. Её так назвали за рыжую окраску и пушистый хвост. Она тезка собачке, которая одна из первых совершила космическое путешествие.

- Запиши на ваших листах кличку нашей собачки.

- Покажите теперь своим друзьям, что у вас получилось.

Слайд Белка

- Поверьте себя.

- Кто ошибся? Что вы не смогли сделать? (не смогли правильно написать слово)

- Кто записал правильно?

- Каким правилом вы пользовались? (нет правила)

- Что вы не можете сделать? (обосновать)


3. Выявление места и причины затруднения

- Какой следующий шаг? (перестаю действовать, начинаю думать)

- Что мы делали? (записывали кличку собаки)

- Где было затруднение? (не могли правильно записать слово, не смогли обосновать).

- Почему возникло затруднение? (нет правила, эталона)


4. Построение проекта выхода из затруднения

- Что вы будете делать с затруднением? (будем его преодолевать)

- Чтобы преодолеть затруднение, что надо сделать сначала? (надо поставить цель)

- Какую цель поставите на урок? (узнать правило правописания кличек животных)

- Клички животных также как и имена, фамилии и отчества людей относятся к именам собственным.

- Назовите тему урока (Правописание имен собственных)

- Как будем открывать новое знание? (с помощью учителя, учебника, справочника, можно составить план наших действий)

- Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я предлагаю вам работать в паре. Из слов, которые я вам сейчас раздам, вы должны составить правило.


5. Реализация построенного проекта

Карточка:

имена, Все, собственные (клички животных), с, буквы, пишут, прописной (заглавной).

- Работу каждой группы представляет один ученик, и листы вывешиваются на доске.

- Сравним ваши работы.

- Как проверить своё открытие? (сравнить с эталоном)

- Откройте учебник на стр.23 и прочитайте правило. Читаем хором.

- Сделаем вывод (мы все открыли верно)

- Какое у нас было затруднение?

-Мы смогли его преодолеть?

- Сможете ли вы теперь правильно выполнить пробное задание? (да)

- Давайте запишем кличку нашей собачки в тетрадь.

- Подчеркните прописную (заглавную) букву.

- Проверьте по образцу

Слайд:

Белка



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Какой следующий шаг на уроке? (научиться применять полученное правило)

Слайд:

кошка (пП)ушинка

собака (сС)мешинка

петух (кК)рикун

козёл (бБ)одун

(кК)расотка- синичка

Как напишите клички?

- Прочитайте стихотворение. Выпишите только имена собственные. Работу выполняем с комментированием. Клички животных записываем в столбик, подчеркиваем заглавную букву

- Проверьте по образцу.

Слайд

Пушинка

Смешинка

Крикун

Бодун

Красотка

- Получилось ли у вас работать по правилу? (да)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

- Какой следующий шаг на уроке? (выполнить самостоятельную работу)

- С какой целью вы будете работать самостоятельно? (должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем ли мы им самостоятельно пользоваться)

- Наша Белка предлагает вам такую работу

Слайд:

Найдите пару и запиши в тетрадь, подчеркни заглавную букву в именах собственных

корова (мМ)иша

котик (сС)тепашка

зайчик (мМ)урзик

медведь (бБ)урёнка

- Какое задание будем выполнять? (раскрыть скобки, правильно написать слова, проверить)

После выполнения задания учащиеся проверяют свою работу по образцу.

корова Бурёнка

котик Мурзик

зайчик Степашка

медведь Миша

- Проверьте свою работу. Поставьте + или - около каждой пары

- У кого задание вызвало затруднение?

- Каким правилом вы должны были воспользоваться?

- Исправьте у себя ошибки.

- Сделайте вывод (надо ещё потренироваться)

- У кого задание не вызвало затруднения?

- Сделайте вывод. (Мы усвоили новое правило и можем его применять)

- Что нужно знать, чтобы правильно писать имена собственные? (эталон)


8. Включение в систему знаний и повторение

- Наш гость предлагает вам в парах потренироваться в написании имён собственных.

Слайд:

У (кК)оровы (нН)очки (тТ)ёлочка (зЗ)орька.

У (сС)обачки (бБ)елки (щЩ)енок (дД)ружок.

У (кК)урицы (хХ)охлатки

(цЦ)ыплёнок (жЖ)елтыш.

- Прочитайте стихотворение. Запишите стихотворение раскрывая скобки. Задание выполняем с комментированием.

- Проверьте по образцу.

Слайд

У коровы Ночки тёлочка Зорька.

У собачки Белки щенок Дружок.

У курицы Хохлатки

цыплёнок Желтыш.

Дети сравнивают с образцом и ставят + или -

- У кого задание вызвало затруднение?

- Каким правилом вы должны были воспользоваться?

- Исправьте у себя ошибки, сделайте вывод (надо еще потренироваться)

- У кого задание не вызвало затруднения?

- Сделайте вывод? (мы усвоили новое правило и можем его применять)

- Что нужно знать, чтобы правильно писать имена собственные? (эталон)

9. Рефлексия УД

- Какую цель перед собой ставили? (узнать правило)

- Удалось ли её достичь? (да)

- Докажите (выполнили правильно самостоятельную работу, разобрали все ошибки)

- Кто встретил затруднение?

- В чём?

- Почему?

- Нашему гостю очень понравилось как вы работали.

- А вам?

- Оцените свою работу на уроке.

- Перед вами 3 медальки (золотая, серебряная, бронзовая).

1. Я всё понял, но у меня есть вопросы – бронзовая медаль

2. Я всё понял, могу работать по эталону – серебряная медаль.

3. Я всё понял, смогу объяснить другим – золотая медаль.

- Давайте нашей собачке Белке подарим наши медальки.

- Молодцы! Я думаю, что наш гость, остался вами доволен.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ