Конспект урока для 1 класса "Имя собственное. Правописание имен собственных"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 с. Ыллымах»
План – конспект
урока русского языка
в 1 классе
Разработала: Трифонова Л.Л.
учитель начальных классов.
Тема: Имя собственное. Правописание имен собственных
Тип урока: ОНЗ
Образовательная цель: вывести правило правописания имен собственных.
Деятельная цель: формировать умение применять способ написания
имен собственных.
Новое знание: способ написания имен собственных (кличек животных)
Пробное действие:
Написать на листе кличку собаки
Фиксация затруднения:
- Не знаю, как правильно написать слово.
- Не могу объяснить
- Не успел написать.
Фиксация причины затруднения
- У нас нет правила для записи кличек животных правильно.
Цель деятельности учащихся
- Мы должны узнать правило написания кличек животных.
Фиксация нового знания:
Правило в учебнике: « Все имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных и др.) пишутся с заглавной буквы.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 1 класс
Презентация «Правописание имен собственных»
Ход урока
1.Мотивация к УД
Слайд
Дорогу знаний осилит идущий.
- Ребята, как вы понимаете эту фразу.
- Мы сегодня тоже отравимся в дорогу.
- Кто готов идти?
- Кто догадался, куда и зачем? (В страну знаний, чтобы узнать что-то новое.)
- А легко узнавать новое? (нет)
- Как будем работать? (Сначала поймём, что не знаем, а потом постараемся сами открыть новое правило).
- Что возьмём в дорогу? (наши знания)
- С нами вместе пойдет, вот эта весёлая собачка. (Показать игрушку)
- Кто хочет узнать, как её зовут?
- Сегодня на уроке вы не только узнаете, как её зовут, но и научитесь писать её кличку.
- Давайте, пожелаем, друг другу интересных встреч и удивительных открытий, и отправимся в путь.
- Все готовы?
- Покажите, что вы готовы?
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения
- Сегодня на уроке вы узнаете что-то новое о правописании имен собственных.
- С чего начнём работу на уроке? (с повторения)
- Как будете работать, чтобы получить новое знание? (2 шага: Что я не знаю? Сам найду способ!)
- Давайте поработаем в группе.
- Вспомним правило работы в группе.
Слайд: Правило работы в группе
- У вас на партах лежат ребусы. Отгадайте их и запишите ответ на листке.
аша тя
т с
- Правильно записать слова вам поможет эталон (эталон на доске)
- Давайте его прочитаем.
Слайд:
Имена собственные (имена, фамилии, отчества людей) пишутся с прописной (заглавной) буквы.
-Давайте проверим.
Слайд: Наташа, Настя,
- Кто ошибся. Почему?
- Кто выполнил задание верно?
- Что вам помогло, верно, выполнить задание? (эталон)
- Давайте красиво запишем эти слова в тетрадь. Вспомните, как должна лежать тетрадь. Как надо сидеть. Проверьте всё.
- Что общего было в этих словах? (заглавная буква в именах собственных)
- Подчеркните её.
- Что мы сейчас повторили? (правописание заглавной буквы в именах собственных)
- Какое задание я сейчас вам предложу? (пробное)
- С какой целью будете работать с пробным действием? (чтобы понять чего мы не знаем)
- Ребята, если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете как зовут нашу собачку:
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)
- Правильно, зовут нашу собачку Белка. Её так назвали за рыжую окраску и пушистый хвост. Она тезка собачке, которая одна из первых совершила космическое путешествие.
- Запиши на ваших листах кличку нашей собачки.
- Покажите теперь своим друзьям, что у вас получилось.
Слайд Белка
- Поверьте себя.
- Кто ошибся? Что вы не смогли сделать? (не смогли правильно написать слово)
- Кто записал правильно?
- Каким правилом вы пользовались? (нет правила)
- Что вы не можете сделать? (обосновать)
3. Выявление места и причины затруднения
- Какой следующий шаг? (перестаю действовать, начинаю думать)
- Что мы делали? (записывали кличку собаки)
- Где было затруднение? (не могли правильно записать слово, не смогли обосновать).
- Почему возникло затруднение? (нет правила, эталона)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Что вы будете делать с затруднением? (будем его преодолевать)
- Чтобы преодолеть затруднение, что надо сделать сначала? (надо поставить цель)
- Какую цель поставите на урок? (узнать правило правописания кличек животных)
- Клички животных также как и имена, фамилии и отчества людей относятся к именам собственным.
- Назовите тему урока (Правописание имен собственных)
- Как будем открывать новое знание? (с помощью учителя, учебника, справочника, можно составить план наших действий)
- Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я предлагаю вам работать в паре. Из слов, которые я вам сейчас раздам, вы должны составить правило.
5. Реализация построенного проекта
Карточка:
имена, Все, собственные (клички животных), с, буквы, пишут, прописной (заглавной).
- Работу каждой группы представляет один ученик, и листы вывешиваются на доске.
- Сравним ваши работы.
- Как проверить своё открытие? (сравнить с эталоном)
- Откройте учебник на стр.23 и прочитайте правило. Читаем хором.
- Сделаем вывод (мы все открыли верно)
- Какое у нас было затруднение?
-Мы смогли его преодолеть?
- Сможете ли вы теперь правильно выполнить пробное задание? (да)
- Давайте запишем кличку нашей собачки в тетрадь.
- Подчеркните прописную (заглавную) букву.
- Проверьте по образцу
Слайд:
Белка
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Какой следующий шаг на уроке? (научиться применять полученное правило)
Слайд:
кошка (пП)ушинка
собака (сС)мешинка
петух (кК)рикун
козёл (бБ)одун
(кК)расотка- синичка
Как напишите клички?
- Прочитайте стихотворение. Выпишите только имена собственные. Работу выполняем с комментированием. Клички животных записываем в столбик, подчеркиваем заглавную букву
- Проверьте по образцу.
Слайд
Пушинка
Смешинка
Крикун
Бодун
Красотка
- Получилось ли у вас работать по правилу? (да)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
- Какой следующий шаг на уроке? (выполнить самостоятельную работу)
- С какой целью вы будете работать самостоятельно? (должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем ли мы им самостоятельно пользоваться)
- Наша Белка предлагает вам такую работу
Слайд:
Найдите пару и запиши в тетрадь, подчеркни заглавную букву в именах собственных
корова (мМ)иша
котик (сС)тепашка
зайчик (мМ)урзик
медведь (бБ)урёнка
- Какое задание будем выполнять? (раскрыть скобки, правильно написать слова, проверить)
После выполнения задания учащиеся проверяют свою работу по образцу.
корова Бурёнка
котик Мурзик
зайчик Степашка
медведь Миша
- Проверьте свою работу. Поставьте + или - около каждой пары
- У кого задание вызвало затруднение?
- Каким правилом вы должны были воспользоваться?
- Исправьте у себя ошибки.
- Сделайте вывод (надо ещё потренироваться)
- У кого задание не вызвало затруднения?
- Сделайте вывод. (Мы усвоили новое правило и можем его применять)
- Что нужно знать, чтобы правильно писать имена собственные? (эталон)
8. Включение в систему знаний и повторение
- Наш гость предлагает вам в парах потренироваться в написании имён собственных.
Слайд:
У (кК)оровы (нН)очки (тТ)ёлочка (зЗ)орька.
У (сС)обачки (бБ)елки (щЩ)енок (дД)ружок.
У (кК)урицы (хХ)охлатки
(цЦ)ыплёнок (жЖ)елтыш.
- Прочитайте стихотворение. Запишите стихотворение раскрывая скобки. Задание выполняем с комментированием.
- Проверьте по образцу.
Слайд
У коровы Ночки тёлочка Зорька.
У собачки Белки щенок Дружок.
У курицы Хохлатки
цыплёнок Желтыш.
Дети сравнивают с образцом и ставят + или -
- У кого задание вызвало затруднение?
- Каким правилом вы должны были воспользоваться?
- Исправьте у себя ошибки, сделайте вывод (надо еще потренироваться)
- У кого задание не вызвало затруднения?
- Сделайте вывод? (мы усвоили новое правило и можем его применять)
- Что нужно знать, чтобы правильно писать имена собственные? (эталон)
9. Рефлексия УД
- Какую цель перед собой ставили? (узнать правило)
- Удалось ли её достичь? (да)
- Докажите (выполнили правильно самостоятельную работу, разобрали все ошибки)
- Кто встретил затруднение?
- В чём?
- Почему?
- Нашему гостю очень понравилось как вы работали.
- А вам?
- Оцените свою работу на уроке.
- Перед вами 3 медальки (золотая, серебряная, бронзовая).
1. Я всё понял, но у меня есть вопросы – бронзовая медаль
2. Я всё понял, могу работать по эталону – серебряная медаль.
3. Я всё понял, смогу объяснить другим – золотая медаль.
- Давайте нашей собачке Белке подарим наши медальки.
- Молодцы! Я думаю, что наш гость, остался вами доволен.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ