Конспект урока для 4 класса "Корень слова. Однокоренные слова"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

ТЕМА: Корень слова. Однокоренные слова.

ЦЕЛЬ: формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку в разных видах речевой деятельности;

формирование умения находить и выделять корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения;

расширение и обогащение словарного запаса учащихся;

расширение представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка;

развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку;

развитие орфографической зоркости, познавательного интереса учащихся, внимания, мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку; карточки, лист наблюдений (для консультантов), шкала оценивания, таблица «Знаю, Умею, Хочу знать», материалы, необходимые для работы.

ТИП УРОКА: урок закрепления знаний.

Время

Этапы работы

Вид работы

1


Орг. момент.

Эмоциональный настрой учащихся.

Дети делятся по группам. Назначается консультант, который получает лист наблюдений.

*Сегодня мы подробно остановимся на изучении и повторении корня слова. Поговорим о загадках однокоренных слов, сделаем несколько открытий и выводов.


2


Минутка чистописания

На доске буквы С И А Е П Т Ю Я

-Выпишите только гласные буквы

-Какая из них лишняя? Почему?

-Письмо буквы А а Аа аа

Ан@ак/ак

-Вспомнить словарные слова на букву А

-Записать слова: автомобиль, айтыс, аккуратный, аппетит, Астана.

-Проверьте с доской

-Чем похожи данные слова?

-Составьте и запишите предложение с любым словом


3


Запись темы урока. «Корень слова. Однокоренные слова»

А) РАБОТА В ГРУППЕ

-Составьте таблицу «Знаю. Умею. Хочу знать»

-Что вы знаете о корне?

-Что вы умеете?

-Что вы хотите узнать?

Б) составление кластера «Что такое корень»

- как найти корень?

-почему эта часть слова так называется?

В) Работа с толковым словарем

*«Толковый словарь» дает несколько значений этого слова.

-Как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначные)

1. Подземная часть растения, служащая для укрепления в почве и всасывания воды. Корень лопуха.

2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба. Корень зуба.

3. начало, источник чего-либо. Корень зла.

4. В математике: число, которое при возведении его в степень, дает исходное число. Корень из четырех. Корень уравнения.

5. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов.

*Изучая многозначные слова, мы говорили, что значения многозначных слов взаимосвязаны.

-Что общего у корня дерева и корня слова?

Ученые-фантазеры по-разному представляют себе корень.

Одни говорят, что это мама, ведущая за руки детей – приставку и суффикс.

Другие представляют его себе стволом дерева, на котором растут однокоренные слова.

Третьи думают, что это океан, из которого вытекают разные речушки и ручейки.

Г) РАБОТА В ПАРЕ. Игра «Третий лишний»

-Найти лишнее слово.

-Доказать, что оно лишнее.

-В чем отличие от двух других?

*Но ведь корни этих слов так похожи. Как называются слова, звучащие и пишущиеся одинаково, но имеющие разное значение? (омонимы)

*Поэтому и корни, близкие по звучанию, но разные по значению называются омонимичными корнями.

-Подобрать к лишнему слову однокоренное слово.

-Выделить корень во всех словах.

Д) ФИЗМИНУТКА

Е) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

С.15 УПР.36

-Записать предложения, вставить пропущенные слова с тем же корнем, что и выделенное. Записать вставленные слова зеленой ручкой.


4


Итог урока

-Вернемся к таблице «Знаю. Умею. Хочу узнать».

-Что вы хотели узнать на уроке?

-Удалось ли вам это узнать?


5


Рефлексия

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

  • Мне больше всего удалось…

  • Я могу себя похвалить за…

  • Я могу похвалить одноклассников за…

  • Меня удивило…

  • Для меня было открытием то, что…

  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…

  • На будущее я учту…


6


Оценки.

Консультанты выставляют оценки, используя шкалу оценивания.


7


Домашнее задание

  1. С.14-15 повторить правило

  2. Упр.41 подготовка к словарному диктанту

  3. Упр. 39

«3» списать, подобрать однокоренные слова

«4» списать, подобрать однокоренные слова + составить 3 предложения с данными словами.

«5» списать, подобрать однокоренные слова + составить текст из 5 предложений с данными словами.



























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ