Конспект урока для 4 класса "Корень слова. Однокоренные слова"
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
ТЕМА: Корень слова. Однокоренные слова.
ЦЕЛЬ: формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку в разных видах речевой деятельности;
формирование умения находить и выделять корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения;
расширение и обогащение словарного запаса учащихся;
расширение представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка;
развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку;
развитие орфографической зоркости, познавательного интереса учащихся, внимания, мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку; карточки, лист наблюдений (для консультантов), шкала оценивания, таблица «Знаю, Умею, Хочу знать», материалы, необходимые для работы.
ТИП УРОКА: урок закрепления знаний.
№
Время
Этапы работы
Вид работы
1
Орг. момент.
Эмоциональный настрой учащихся.
Дети делятся по группам. Назначается консультант, который получает лист наблюдений.
*Сегодня мы подробно остановимся на изучении и повторении корня слова. Поговорим о загадках однокоренных слов, сделаем несколько открытий и выводов.
2
Минутка чистописания
На доске буквы С И А Е П Т Ю Я
-Выпишите только гласные буквы
-Какая из них лишняя? Почему?
-Письмо буквы А а Аа аа
Ан@ак/ак
-Вспомнить словарные слова на букву А
-Записать слова: автомобиль, айтыс, аккуратный, аппетит, Астана.
-Проверьте с доской
-Чем похожи данные слова?
-Составьте и запишите предложение с любым словом
3
Запись темы урока. «Корень слова. Однокоренные слова»
А) РАБОТА В ГРУППЕ
-Составьте таблицу «Знаю. Умею. Хочу знать»
-Что вы знаете о корне?
-Что вы умеете?
-Что вы хотите узнать?
Б) составление кластера «Что такое корень»
- как найти корень?
-почему эта часть слова так называется?
В) Работа с толковым словарем
*«Толковый словарь» дает несколько значений этого слова.
-Как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначные)
1. Подземная часть растения, служащая для укрепления в почве и всасывания воды. Корень лопуха.
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба. Корень зуба.
3. начало, источник чего-либо. Корень зла.
4. В математике: число, которое при возведении его в степень, дает исходное число. Корень из четырех. Корень уравнения.
5. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов.
*Изучая многозначные слова, мы говорили, что значения многозначных слов взаимосвязаны.
-Что общего у корня дерева и корня слова?
Ученые-фантазеры по-разному представляют себе корень.
Одни говорят, что это мама, ведущая за руки детей – приставку и суффикс.
Другие представляют его себе стволом дерева, на котором растут однокоренные слова.
Третьи думают, что это океан, из которого вытекают разные речушки и ручейки.
Г) РАБОТА В ПАРЕ. Игра «Третий лишний»
-Найти лишнее слово.
-Доказать, что оно лишнее.
-В чем отличие от двух других?
*Но ведь корни этих слов так похожи. Как называются слова, звучащие и пишущиеся одинаково, но имеющие разное значение? (омонимы)
*Поэтому и корни, близкие по звучанию, но разные по значению называются омонимичными корнями.
-Подобрать к лишнему слову однокоренное слово.
-Выделить корень во всех словах.
Д) ФИЗМИНУТКА
Е) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С.15 УПР.36
-Записать предложения, вставить пропущенные слова с тем же корнем, что и выделенное. Записать вставленные слова зеленой ручкой.
4
Итог урока
-Вернемся к таблице «Знаю. Умею. Хочу узнать».
-Что вы хотели узнать на уроке?
-Удалось ли вам это узнать?
5
Рефлексия
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за…
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что…
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
6
Оценки.
Консультанты выставляют оценки, используя шкалу оценивания.
7
Домашнее задание
С.14-15 повторить правило
Упр.41 подготовка к словарному диктанту
Упр. 39
«3» списать, подобрать однокоренные слова
«4» списать, подобрать однокоренные слова + составить 3 предложения с данными словами.
«5» списать, подобрать однокоренные слова + составить текст из 5 предложений с данными словами.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ