Конспект урока для 3 класса на тему «Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА




Класс:

Тема учебного занятия: «Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе»

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

Образовательные:

познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных;

продолжить знакомство обучающихся со смысловым значением имён прилагательных;

закрепить умения задавать вопросы от существительного к прилагательному;

углублять представления обучающихся о роли имён прилагательных в речи людей;

формировать навык согласования существительное + прилагательное.

Развивающая:

развивать связную речь обучающихся, через умение отвечать на вопросы;

обогащать словарный запас обучающихся словами разных частей речи;

развивать орфографическую зоркость у детей, наблюдательность;

умение анализировать и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке.

Задачи учебного занятия: подвести обучающихся к осознанию роли имен прилагательных в нашей речи.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация к уроку.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I


5 минут

Организационный момент.

Сообщение темы, цели урока



словесный

коллективная

Презентация, слайд 1, 2.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

- О какой части речи в нем говорится?

- Прочитайте название раздела, который мы будем изучать на с.75 учебника.

- В какой части слова будет орфограмма?

- Сегодня нам предстоит много говорить, давать полные ответы на вопросы, закреплять знания об именах прилагательных, учиться правильно употреблять их в речи, составляя предложения, текст.

- Что необходимо вспомнить перед изучением этого раздела?

Ответы обучающихся.


Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

II


5 минут

Повторение об имени прилагательном и окончании

Знание определений

Умение давать определение, приводить примеры


Фронтальный опрос

Презентация, слайд 3, 4.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Повторение об имени прилагательном по плану. Модель имени прилагательного.

Повторение об окончании по вопросам:

- Что такое окончание? Для чего оно служит?

- Образует ли окончание новые слова?

- Какие окончания могут иметь имена существительные среднего рода, женского рода, мужского рода?

- Как найти окончание в слове?

Ответы обучающихся.


Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

III


7 минут

Чистописание.

Словарная работа.

Индивидуальная работа на карточках.

Знать словарные слова

Уметь правильно записывать словарные слова, выделять орфограммы, подбирать признаки

Практический.

Наглядный.

Коллектив.

Индивидуальная.

Презентация, слайд 5,6.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. -Урок начнём с минутки чистописания.

Тетрадь по чистописанию.

2.Словарная работа.

-Узнайте по признакам имя существительное и запишите его:

Прекрасная, солнечная, морозная …

Красивая, чайная, хрустальная …

Белые, легкие, пушистые, кучерявые …

Свежее, парное, полезное …

Новое, меховое, дорогое, теплое …

- Выделите орфограммы в словарных словах.

- Внутри каждого словарного слова спряталось еще одно, постарайтесь найти его и обвести в овал простым карандашом.

- К какой части речи относятся эти слова? Почему?


1. Написание по образцу.

2.Запись словарных слов, выделение орфограмм.


Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV


12 минут

Работа по теме.

1. Наблюдение за особенностями родовых окончаний имен прилагательных.

2. Знакомство с родовыми окончаниями имен прилагательных.

Знать особенности окончаний имен прилагательных и имен существительных.

Уметь отличать окончания имен прилагательных от имен существительных

Наглядный

Практический

Коллективная

Слайд 7.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. - Отличаются ли окончания имен прилагательных от окончаний имен существительных? Предлагаю понаблюдать.

- Прочитайте первые 5 словосочетаний.

- Какое прилагательное изменяется? Какие изменения, связанные с хоккеем произошли в нашем городе?

- Что изменяется у имени прилагательного и как?

- Какая особенность есть у окончаний имен прилагательных?

- Всегда ли это так? (анализ оставшихся слов)

2. Письменное выполнение упр.323 (по вариантам)

Вывод: окончания прилагательных графически обозначены двумя или тремя буквами.

3. – Можно ли как-то систематизировать окончания имен прилагательных?

- Как? Как мы это делали у имен существительных?

Наблюдение над окончаниями имен прилагательных в упр. 324.

Сравнение с таблицей в учебнике на с.77.


1. Наблюдение по учебнику с. 75, упр.322. Ответы детей.

(Хоккейный.

Открытие ледового дворца «Звездный» 9 марта 2011г.

Окончания: -ый, -ая, -ое, -ые, -ыми.

В окончании 2-3 буквы.

2. с. 75, упр.323 – запись словосочетаний, выделение окончаний имен прилагательных.

3. Предположения детей.

Выписывание родовых окончаний имен прилагательных.

Обучающиеся делают вывод о том, какие родовые окончания имеют имена прилагательные, и называют окончания во множественном числе.


Динамическая пауза (2 минуты) Я буду называть имена прилагательные, если услышите прилагательное мужского рода - присядете,

женского рода - похлопаете в ладоши, среднего рода - поднимите руки.

Веселый, хорошее, нежная, фруктовое, школьный, доброжелательная, высокое, тяжелый, весенняя.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

V


11 минут

Первичное закрепление.

Составление текста.

Знать изученные орфограммы.

Уметь подбирать подходящие по смыслу имена существительные, составлять связный текст.

Практический.


Самостоятельная работа.

Презентация, слайд 8,9.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Нам предстоит выполнить творческую работу, но перед этим я хочу прочитать вам стихотворение «Подснежник».

- Зная родовые окончания имен прилагательных, умея подбирать подходящие по смыслу имена существительные, попробуем написать сочинение-миниатюру «Весенний день». Какое сочинение мы называем миниатюрой?

- Посмотрите на слайд.

- Прочитайте опорные слова. Какая это часть речи.

2.-Запишите текст, укажите род и число имен прилагательных.

3.Проверка.

1. Ответы на вопросы.

Подбор подходящих имён существительных.

2.Написание сочинения – миниатюры «Весенний день».

3.Самостоятельная запись текста.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI


3 минуты

Итог урока. Тест. Рефлексия.

Домашнее задание.

Знание определений

Умение давать определение, приводить примеры



Презентация, слайд 10,11, 12, 13.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Чему учились на уроке?

- Для чего в речи нужны имена прилагательные?

- Проверим ваши знания тестовой работой.

Домашнее задание: с.89, упр.5.


Ответы обучающихся.

Выполнение теста. Самопроверка и самооценивание.

Учащиеся записывают задание в дневник.






1. Организационный момент. СЛАЙД 1. Сообщение темы, цели урока

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. СЛАЙД 2

- О какой части речи в нем говорится?

- Прочитайте название раздела, который мы будем изучать на с.75 учебника.

- В какой части слова будет орфограмма?

- Сегодня нам предстоит много говорить, давать полные ответы на вопросы, закреплять знания об именах прилагательных, учиться правильно употреблять их в речи, составляя предложения, текст.

- Что необходимо вспомнить перед изучением этого раздела?


2. Повторение об имени прилагательном и окончании.

- Повторение об имени прилагательном по плану. СЛАЙД 3. Модель имени прилагательного. СЛАЙД 4.

Повторение об окончании по вопросам:

- Что такое окончание? Для чего оно служит?

- Образует ли окончание новые слова?

- Какие окончания могут иметь имена существительные среднего рода, женского рода, мужского рода?

- Как найти окончание в слове?


3. Чистописание. Словарная работа. Индивидуальная работа на карточках.

1. -Урок начнём с минутки чистописания.

Тетрадь по чистописанию.

2.Словарная работа. СЛАЙД 5.

-Узнайте по признакам имя существительное и запишите его:

Прекрасная, солнечная, морозная …

Красивая, чайная, хрустальная …

Белые, легкие, пушистые, кучерявые …

Свежее, парное, полезное …

Новое, меховое, дорогое, теплое …

- Выделите орфограммы в словарных словах.

- Внутри каждого словарного слова спряталось еще одно, постарайтесь найти его и обвести в овал простым карандашом. СЛАЙД 6.

- К какой части речи относятся эти слова? Почему?

4. Работа по теме. Наблюдение за особенностями родовых окончаний имен прилагательных. Знакомство с родовыми окончаниями имен прилагательных.

1. - Отличаются ли окончания имен прилагательных от окончаний имен существительных? Предлагаю понаблюдать.

- Прочитайте первые 5 словосочетаний.

- Какое прилагательное изменяется? Какие изменения, связанные с хоккеем произошли в нашем городе? СЛАЙД 7.

- Что изменяется у имени прилагательного и как?

- Какая особенность есть у окончаний имен прилагательных?

- Всегда ли это так? (анализ оставшихся слов)

2. Письменное выполнение упр.323 (по вариантам)

Вывод: окончания прилагательных графически обозначены двумя или тремя буквами.

3. – Можно ли как-то систематизировать окончания имен прилагательных?

- Как? Как мы это делали у имен существительных?

Наблюдение над окончаниями имен прилагательных в упр. 324.

Сравнение с таблицей в учебнике на с.77.


Динамическая пауза (2 минуты)

Я буду называть имена прилагательные, если услышите прилагательное мужского рода - присядете, женского рода - похлопаете в ладоши, среднего рода - поднимите руки.

Веселый, хорошее, нежная, фруктовое, школьный, доброжелательная, высокое, тяжелый, весенняя.


5. Первичное закрепление. Составление текста.

Чтение учителем стихотворения подснежник. СЛАЙД 8.

1.- Ну, а теперь, зная родовые окончания имен прилагательных, умея подбирать подходящие по смыслу имена существительные, попробуем написать сочинение-миниатюру «Весенний день». Какое сочинение мы называем миниатюрой?

- Посмотрите на слайд. СЛАЙД 9.

- Прочитайте опорные слова. Какая это часть речи?

2.-Запишите текст, укажите род и число имен прилагательных.

3.Проверка.



6. Итог урока. Тест. Рефлексия. Домашнее задание.

- Чему учились на уроке?

- Для чего в речи нужны имена прилагательные?

- Проверим ваши знания тестовой работой. СЛАЙД 10.

Самопроверка. СЛАЙД 11.

Рефлексия. СЛАЙД 12-13.

Домашнее задание: с.89, упр.5.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ