Конспект урока для 7 класса на тему «Сложные слова»
Тема: «Сложные слова».
7 класс
Учитель письма и чтения
ГБС(К)ОУ школы №15
Г. Славянска – на – Кубани
Краснодарского края
 
 
1.Тип урока (по основной дидактической цели)Урок объяснения новых знаний
( по основному способу проведения)
- Интегрированное занятие с естествознанием 
(по основным этапам учебного процесса)
- Отработка навыка узнавания и составления сложных слов 
2. Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить и отработать алгоритм составления сложных слов и правописание соединительных гласных; 
- научить отличать сложные слова от сходных по написанию слов; 
- расширить знания о птицах и животных; 
Коррекционные:
- развитие памяти; 
- коррекция мыслительных операций «сравнение», «аналогии»; 
Развивающие:
- развитие орфографической зоркости; 
- обогащать письменную и устную речь учащихся; 
Воспитательные
- воспитание интереса к языку, слову; 
- совершенствовать навыки саморегуляции и самоконтроля; 
- поощрение настойчивости в учебе. 
 
3. По окончании урока учащиеся должны:
- Знать: 
- способ образования сложных слов сложением двух основ с помощью соединительной гласной; 
- знать правило написания соединительных гласных в сложных словах. 
- Уметь: 
- выделять два корня слова, соединительную гласную, подбирать нужный корень по смыслу; 
- составлять слова по заданным схемам; 
- отличать сложные слова от слов с похожим написание («воробей», «ворона») 
4. Учебник:
Русский язык. 7 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: Просвещение, 2006
5. Компьютерная поддержка:
- Слайд-фильм «Сложные слова.» 
Ход урока
- О - Слайд 1 - Слайд 3 рг.момент: настрой на работу, приветствие детей, проверка внешнего вида,
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
2.псих настройка:
 П  Слайд 2
Мы получаем новые знания
На уроке естествознания…
- О чем эти строки? 
- Что вы изучаете на уроке естествознания? 
А что изучает наука Естествознание? /Наука о живой и неживой природе//
3.словарь:
- Какое словарное слово на сегодняшний урок? 
Е  Слайд3
- Фонетический разбор (3группа) 
- Морфологический разбор (2 группа) 
- Работа с деформированным предложением 
С природными богатствами нашей Родины мы знакомимся на уроках естествознания. (разбор)
4.объяснение нового материала:
На прошлых уроках мы учились разбирать слова по составу. Давайте разберем слово естествознание по составу. (1 группа у доски) Давайте внимательно посмотрим на это слово, кто сможет назвать корень. Чтобы вам было легче, подумайте, что обозначает слово «естествознание». Делаем вывод: сначала было два слова – естественный и знание, потом их соединили в одно – т.е. сложили два корня – и получилось слово «естеств-о-знание».
- Как вы думаете, можно ли назвать слово «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» сложным словом? Почему? 
- К - Слайд 4 акие два корня образовали его? – Какая соединительная гласная? – Молодцы.
- Тема нашего сегодняшнего урока: «СЛОЖНЫЕ СЛОВА» (запись темы) 
- С - Слайд 5,6 амое время прочитать, что говорится в учебнике на странице 58 про сложные слова. //Чтение объяснения понятия «сложные слова»//.
5. Физминутка: (гимнастика на снятие напряжения с плечевого пояса и зрительная гимнастика)
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
А Варвара смотрит вверх
Дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно!
2)зрительная гимнастика.
 
  Слайд 7
Давайте потренируемся в образовании новых слов, Но сначала изучим правило образования сложных слов.
 
- М - Слайд 8 ы знаем, что есть порода кошек, у которых короткий хвост, как будет называться такая кошка? //дети, вместе с учителем, составляют название «короткохвостая кошка»
 
Н  Слайды 9,10, 11, 12, 13, 14.
/Буревестник, муравьеловка, краснокрылый стенолаз, броненосец, землеройка, большеухая лисица./
 
7. Закрепление
Давайте потренируемся в сложении корней слов. Каждой паре я даю конверт, в котором лежат карточки, на которых написаны корни слов. Составьте из них слова и запишите в тетрадь. //утк, нос, мух, мор, нос, рог, корн, плод//
- Что вам пришлось добавить к данным корням, чтобы составить слова? /соединительную букву «о» или «е»/
 -  Слайд 15
/проверка/
8. Закрепление изучаемого материала (работа с учебником):
Я предлагаю вам выполнить упражнение 80, стр.59. В этом упражнении речь пойдет о бобрах. Посмотрите, какое это красивое животное… ( Прочитайте текст, подбирая по смыслу сложные слова из рамки. Придумай заголовок и спиши текст. Подчеркни соединительную гласную в сложных словах) //Дети выполняют упражнение…//(3 группа – 4предложения)
 9  Слайд 16
10. Подведение итогов урока (фронтальная беседа):
Что нового узнали по предмету естествознание? Что учились делать на уроке русского языка? Вывод: все взаимосвязано: знания по одному предмету нужны на других уроках.
 
 
Итог урока: Объявление отметок за работу на уроке, словесная оценка активности каждого ученика.
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ