Конспект урока «Причастие»

Конспект урока «Причастие»


ЦЕЛИ: 1. Образовательно-развивающие:

    1. Применение опорных понятий: причастие, страдательные причастия, действительные причастия, причастный оборот.

    2. Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, сравнивать), формулировать вопросы-суждения, умозаключения.

    3. Формирование специальных умений:

  • правописание суффиксов причастий,

  • правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных;

  • совершенствование пунктуационных навыков при обособлении причастных оборотов.

  1. Воспитательная:

Формирование диалектико- материалистического мировоззрения на основе философских категорий:

  • Единство – многообразие.

  • Качество – количество.

  • Причина – следствие.

  • Общее – особенное – единичное.

  • Сущность – явление.


Дидактическое оснащение урока: компьютерная презентация, листы с заданиями по количеству учеников, высказывания известных мастеров слова.


Ход урока:


п/п

Деятельность учителя

Время,

баллы

Деятельность ученика

1.

Организационный момент


1 мин.


2.

Слово учителя

Ребята, я знаю, что в вашем классе очень любят спорт и всё, что с ним связано. Поэтому я решила сегодня прямо на уроке русского языка устроить марафонский забег. Он покажет, насколько вы выносливы и быстры.

- Вы готовы вместе со мной совершить марафон?

- Кстати, чему равна марафонская дистанция?


3 мин.









1 балл











В легкой атлетике марафонская дистанция составляет 42 км 192 м)

Название свое марафон получил от греческого селения Марафон (Maraphon), из которого прибежал в Афины воин с вестью о победе над персами в V в. до н.э.


3.

Конечно, мы столько пробежать не сможем, но половину этой дистанции мы преодолеем. Дистанция нашего с вами лингвистического марафона состоит из нескольких отрезков пути, на каждом из которых вам предстоит выполнить определенное задание.

Преодолеть всю дистанцию смогут ученики, которые покорят соответствующий отрезок пути. Заявка на оценку:

«5» - 21 км

«4» - 15 -20 км

«3» - 10 -14 км

Работать сегодня будем и в группах, и в парах, и индивидуально.

Каждая группа должна выбрать капитана команды, который будет учитывать вашу дистанцию.


2мин.


















Формирование групп, выбор старост.



4.

Первый забег.

- Для того чтобы узнать, в какую лингвистическую страну вы побежите, я предлагаю вам выполнить тест.

Каждый из вас на индивидуальной карточке №1 должен отметить знаком «+» правильный ответ.

Итак, на старт!




4.1

Этап индивидуального труда.

(Субтест № 1 – Осведомлённость)

Продолжить предложение, выбрав правильный вариант ответа:

  1. Причастие – это…

а) особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

б) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший?

в) особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший?

г) особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по форме и отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший?

2. По значению причастия делятся на…

а) возвратные и невозвратные;

б) прошедшего, настоящего времени;

в) действительные и страдательные;

г) единственного и множественного числа.

3. Действительные причастия – это…

а) причастия, обозначающие признак по действию, которое совершает сам предмет;

б) причастия, обозначающие признак по действию, которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета;

в) причастия, образованные от глаголов I спряжения

г) причастия, образованные от глаголов II спряжения

4. Страдательные причастия – это…

а) причастия, обозначающие признак по действию, которое совершает сам предмет;

б) причастия, обозначающие признак по действию, которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета;

в) причастия, образованные от глаголов I спряжения

г) причастия, образованные от глаголов II спряжения

5. Причастный оборот – это…

а) причастие с зависимыми словами;

б) причастие с главным и зависимыми словами;

в) одиночное причастие;

г) главные члены предложения.

6. Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы …

а) –ущ, -ющ, -ащ, -ящ;

б) –вш, -ш;

в) –ом, -ем,- им;

г) –нн, -енн, -ённ, -т.

7. Страдательные причастия прошедшего времени имеют суффиксы …

а) –ом, -ем,- им;

б) –нн, -енн, -ённ, -т.

в) –ет, ешь,- ете, -ат(-ят);

г) –ущ, -ющ, -ащ, -ящ;

8. Непостоянными морфологическими признаками причастия являются…

а) род, число, падеж, время;

б) род, число, падеж;

в) время, лицо и число;

г) время, вид, возвратность, переходность.


8 мин.

Учащиеся отвечают на вопросы теста.


4.2.

Этап простой кооперации

- В группах обсудите варианты индивидуальных ответов, придите к единому мнению и предложите групповой вариант классу:

1 группа – 1,5 вопрос

2 группа – 2,6 вопросы

3 группа – 3,7 вопросы

4 группа – 4,8 вопросы


2мин.



4.3

Этап сложной кооперации

Защита групп

- Найдите в определении вид, род и видовые отличия.

Подведение итогов

За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу, но они у нас сегодня будут приравниваться к километрам.

Итак, посчитайте, сколько км вы уже преодолели.


5 мин.





до 8 баллов

На доске появляются ответы:

Ключ

Субтест №1 – Осведомлённость

в, 2. в, 3. а, 4. б, 5. б, 6. а, 7. б, 8. б.

обсуждение


5.

Постановка целей урока

- Вы догадались, в какую лингвистическую страну мы совершим сегодня с вами марафон?

- Какие цели мы будем преследовать на марафонской дистанции?


1 мин.

1 балл


Это страна Причастие.


Повторим все знания о причастии

6.

Второй забег

- Ребята, а вы заметили, что наша доска сегодня украшена высказываниями известных мастеров слова?

Давайте их выразительно прочитаем.


1. Одаре…ый чудесной сжатостью, соедине…ый с ясностью, русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы. (П.Мериме)


2. Язык народа – лучший, никогда не увяда…щий и вечно распуска…щийся цвет его духовной жизни, начина…щийся далеко за границами истории.


3. Язык есть самая живая, самая обильная, прочная связь, оберега…мая народом, соединя…щая отжившие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. (К.Д. Ушинский).


4. Литературный русский язык – это высшая разновидность национального языка, язык образцовый, обработа…ый, в нём сосредоточе…ы лучшие выразительные возможности общенародного языка. (Л.И.Скворцов)


- Какой вывод мы должны будем сделать, познакомившись с этими высказываниями?


4 мин.





1 балл

































1 балл






Учащиеся выразительно читают высказывания.































Русский язык нужно беречь. Это язык нашего народа.


6.1


Этап индивидуального труда

На индивидуальных карточках №2 вы должны будете вставить орфограммы в суффиксы причастий и составить 2 вопроса-суждения по теме «Причастие».

- Какие орфограммы мы должны будем вспомнить, чтобы выполнить это задание?

Выполнив это задание, вы пройдете отрезок пути, равный 9 км.


4 мин




1 балл







Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных, правописание суффиксов причастий настоящего времени.


6.2

Этап простой кооперации

- В группах обсудите варианты индивидуальных ответов, придите к единому мнению и предложите групповой вариант классу:

1 группа – слова в первом высказывании

2 группа – слова во втором высказывании

3 группа – слова в третьем высказывании

4 группа – слова в четвёртом высказывании

- Составить по 1-2 вопроса-суждения по теме «Причастие»

1 группа – для 2-ой группы

2 группа – для 3-ей группы

3 группа – для 4-ой группы

4 группа – для 1-ой группы


3 мин









6.3

Этап сложной кооперации





























А теперь оцените себя.


5 мин.





























До 9баллов за задание и 4балла за 2вопроса, 2-3балла за ответы




На доске ответы:

Одаренный,

соединенный,

увядающий, распускающийся

начинающийся.

оберегаемая, соединяющая,

обработанный сосредоточены


- Чем объяснить, что в слове одарённый пишется НН?

Ответ:

Если причастие или отглагольное прилагательное имеет приставку, кроме НЕ, то в нём пишется НН, а причастие одарённый имеет приставку О, следовательно, в слове одарённый пишется НН.


7.

Восстановление логической цепочки.

1. Особая форма глагола - … - … - бегущий спортсмен

2. Особая форма глагола – причастие - … - … .


3 мин

до 5 баллов



1. Особая форма глагола – причастие – действительное - бегущий спортсмен

2. Особая форма глагола – причастие – страдательное - унесённый.

8.

Третий забег (домашнее задание)

Дорогу преградил грузовик.

- Давайте разберёмся, что же случилось. Нас просят о помощи. За это обещают показать самый короткий путь. Соглашаемся?


Задание на слайде: Исправьте ошибки грузчиков; восстановите предложения, соединив правильно их части. Расставьте знаки препинания


Начальнику отдела

«Грамотность»

бригадира грузчиков

Недосмотрова И.И.


Объяснительная записка

При транспортировке ящика «Предложения с причастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.

30.09.09 Подпись


Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние».


А вот и рассыпанные предложения:

1. Дети купленные в зоомагазине будут подвергнуты наказанию.

2. Играющая во время урока повесть известна всем.

3. Отредактированные корректором цветы красивы.

4. Попугай растущий в саду оказался говорящим.

- Как восстановить предложения?

Это задание вы выполните дома.


4 мин.







1 балл






































1 балл














































Необходимо в предложениях по смыслу подобрать подходящий причастный оборот

9.

Нахождение противоречий

- Прочитайте предложения. Найдите противоречие (карточка №4)


1. Спортсмен, пробежавший дистанцию быстрее всех, был награждён лавровым венком.

2. Пробежавший дистанцию быстрее всех спортсмен был награждён лавровым венком.








- Как это противоречие было разрешено в лингвистике?

3 мин

2 балла










Несмотря на то, что смысл предложений одинаковый, в первом предложении причастный оборот обособлен, а во втором предложении нет.


Знаки препинания ставятся относительно определяющего слова.


10.

Завершающее слово учителя. Итоги урока.

Наш марафон завершен.

- Ребята, а что вам пришлось вспомнить, выполняя задания?


Теперь давайте подведём итоги. Посчитайте, сколько же километров мы сегодня преодолели. Кто оказался самым лучшим марафонцем? Поднимите руку, кто заработал «5»?


3 мин.



Мы повторили тему «Причастие»



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ