УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ - С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»

Барыева Энзе Башировна

МБОУ «Староаймановская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан


УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ- С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»

Цель урока:

  • знать условия выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными;

  • уметь правильно писать не с прилагательными;

  • группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний;

  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;

  • употреблять не с прилагательными в речи;

  • познакомить с творчеством наших земляков.

Оборудование урока: рабочая программа (7 класс), словари, учебник, слайды, карточки, альбом «Геройлар ягы ул - Актаныш», дидактические игры

План урока

  1. Организационный момент

  2. Домашнее задание. Проверка. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, дети! У нас урок русского языка. Все ли готовы к уроку? У всех ли есть книги, тетради? Хорошо, молодцы!

- Ребята, давайте мы сначала послушаем рапорт дежурного.

- Кто сегодня дежурный?

- Алия, давай слушаем твой рапорт (Рапорт дежурного)

- Хорошо, Алия.

- Ребята, сейчас готовим сообщение о своих наблюдениях о погоде, где вы должны употребить прилагательные. Если у вас много прилагательных, то речь становится более выразительной, эмоциональной (спрашиваю учащихся)

  1. Домашнее задание. Проверка. Актуализация опорных знаний.


Упражнение 134 (п). Устная проверка правильности выполнений упражнения.

- Все ли справились с заданием? Давайте проверим домашнее задание.

  • Ребята, что мы с вами изучали на том уроке?

  • Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

  • Когда два н пишется?

  • Ответ

  • Одно н пишется?

  • Ответ

  • Так давайте, ребята, я хочу выяснить, все ли усвоили эту тему.

  1. Выборочный диктант.

Учащиеся делятся по вариантам. Учитель диктует имена прилагательные, ученики первого варианта должны записывать только те, в которых пишется одна буква н, а ученики второго варианта должны записывать имена прилагательные с двумя н в суффиксе.

Петушиный, волосяной, роскошный, искусственный, песчаной, грустный, ценный, авиационный, весенний, зимний, осенний, летний, земляной, конституционный, государственный, стеклянный, ветряной, ветреный, кожаный, деревянный, лимонный, коренной, ремесленный, совиный, ржаной, ледяной, сезонный, пенсионный, травяной, честный, длинный, воинственный, комариный, пчелиный, временный, пустынный, вагонный, странный, платяной, безвременный, каменный, экзаменационный.

Далее учащиеся первого варианта меняются тетрадями с учащимися второго варианта и проверяют правильность выполнения задания.

Дается задание выделить во всех словах суффиксы.

- Ребята, если вы будете выполнять все задания правильно, то получите хорошие оценки. Такие работы встречаются и в ГИА, и в ЕГЭ.

  1. Изучение нового материала

- Ребята, каких знаменитых людей нашего района вы знаете?

- Ответ

- Да, в нашем районе очень много знаменитых людей (показываю альбом «Геройлар ягы син - Актаныш»). Например: Васил Маликов. Он художник-скульптор. Васил Маликов родился в 1924 году в деревне Старое Курмашево Актанышского района. С 1968 года он член союза художников СССР.

И у польского народа есть такой человек, как Ян Матейко.

Сейчас мы будем читать текст об этом человеке.

  1. Работа с учебником.

Упражнение 135.

Работа над текстом.

- читается учителем

- словарная работа

Палитра - …

- читает текст 2 ученика

- ответы на вопросы (после упражнения)

- Ребята, найдите из текста все имена прилагательные, которые использовал автор для описания портрета художника

- Невысокий, в неярком, небольшие

- Данные прилагательные с не как пишутся?

- Слитно

- Почему? Как вы думаете?

- Потому что, слова с не можно заменить близким по значению словом без не.

Невысокий – низкий

Неяркий – темный

Небольшой – маленький

- Да, ребята, прилагательные с не пишутся слитно в двух случаях.

Раздельно пишутся тоже в двух случаях

(Правило проецируется на экране)

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

  1. Если слово не употребляется без не.

  2. Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не – или близким по значению выражением

  1. Если в предложении есть противопостав-ление с союзом а.

  2. Если к прилагатель-ным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не

- Ребята, будем выполнять упражнение 136.

- задание читает один ученик

- ведется словарная работа

Камин - …

(Звучит музыка «Января» П.Чайковского, а на экране проецируется портрет композитора и текст упражнения)

Ученики выполняют задание. Выписывают прилагательные, образованные при помощи приставки не-, подбирают к ним синонимы без не. Один ученик выполняет у доски.

Неторопливая – медленная

Негромкий – тихий

2.Объяснительный диктант.

Учитель диктует словосочетания, учащиеся должны записать их и объяснить, почему в конкретном случае имя прилагательное пишется слитно с не или раздельно.

Недобрый взгляд; небольшая заминка; ненавистный враг; он вовсе не плохой человек; непрерывный шум; необходимая мелочь; неизвестный автор; недорогой подарок; не дорогой, а дешевый; необыкновенное чудо; небольшая птичка; далеко не большое расстояние; ничуть не расстроен; не красна изба углами, а красна пирогами.

- Ребята, изучение данной темы нам поможет в дальнейшем нашей учебной деятельности. Такие задания на правописание не с прилагательными часто встречается в заданиях ГИА, ЕГЭ.

  1. Закрепление изученного материала

  1. Конструирование предложений.

На доске записаны слова: не хороший, нехороший, недешевый, не дешевый, нежаркий, вовсе не жаркий

- С этими словами нужно придумать предложения. Задание выполняется письменно самостоятельно. Если правильно придуманы вами предложения, вы усвоили тему (затем осуществляется коллективная проверка).

2. Вариативная работа по карточкам.

Карточка 1.

Найдите в предложениях прилагательные с не, выпишите их. Графически объясните условия выбора слитного и раздельного написания не.

  1. Неграмотный человек подобен слепому. 2.Осенние листья ложатся лицом вверх – зима будет не теплая, а холодная. 3.Сидит Пахом на коне верхом, а сам не грамотный, а читать помогает. 4.Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжется, а в ненастный – не поймешь. 5.Неверный друг опаснее врага. 6.Старость забывчива, юность неопытна.

Карточка 2.

Найдите в предложениях прилагательные с не, выпишите их. Графически объясните условия выбора слитного и раздельного написания не.

1.Смелому человеку горох хлебать, а не смелому и пустых щей не видать. 2.Без масла и каша невкусна. 3. Без хвоста и ворона не красна. 4. Если гуси и журавли не спешат покинуть родные места – зима будет не длинная, а короткая. 5. Не живые, а пищат. 6. Бумагу производили в небольшой мастерской.

Учащиеся проверяют свои работы и сдают их учителю на проверку.

Просматривая записи в тетради и вспоминая материал урока, учитель ставит отметку учащимся.

После выставления отметок учитель спрашивает учащихся о том, что для них было наиболее трудным на этом уроке, и как они справились с трудностями, что они считают наиболее полезным для себя, что наиболее запомнилось.

Выставление отметок в журнал и дневники.

  1. Задание на дом

- Ребята, сейчас я вам задам домашнее задание. Вы должны повторить, закрепить изученный материал и правильно употребить не с прилагательными в устной и письменной речи.

Задание 1 группе. Выпишите из повести А.С.Пушкина «Дубровский» 3-4 предложения, в которых встречаются прилагательные с не- и объясните их правописание.

Задание 2 группе. а) Выпишите из повести А.С.Пушкина «Дубровский» 3-4 предложения, в которых встречаются прилагательные с не- и объясните их правописание.

б) Сделайте морфологический разбор любого прилагательного.

в) Определите род, число, падеж прилагательных, в выписанных вами предложениях.

- Спасибо за урок!



Список литературы

  1. Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф .Юсупова Русский язык: учебник для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы. Казань: Издательство «Магариф», 2007

  2. Скиргайло Т.О., Ахбарова Т.Х., Волкова О.В. Материалы к проверке качества знаний по русскому языку учащихся 6-х классов. Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011.

  3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Руский язык: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ [Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; науч.ред.Н.М. Шанский].- 29 изд. – М.:Просвещение, 2007. – 354с.

  4. Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2002. – 352с.

  5. Литература. 6 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2001. – 302с.

  6. Литература. 6 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2001. – 270 с.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ