Урок русского языка в 5 классе по теме: «Род имён существительных»

Муниципальное казённое специальное (коррекционное)

образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №4»

Учитель русского языка – Зарипова Ирина Владимировна


Урок русского языка в 5 классе по теме:


«Род имён существительных»


Цель: - закрепить умение различать мужской,

женский и средний род имён существительных;

- активизировать активный словарь учащихся;

- корригировать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию);

- корригировать зрительную память (на основе узнавания и различения);

- воспитывать учебную мотивацию.


Оборудование: таблицы, предметные картинки, карточки для индивидуальной и групповой работы с учащимися.


Ход урока:


I Организационный момент

- Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.


II Подведение учащихся к теме урока


1. – Прочитайте слова:












- Какое слово «лишнее»? Почему? (тёплый –т. к. это прилагательное, а остальные слова- существительные).

- Как изменяются существительные? (по родам).

- Какие слова помогают определить род существительных? (он, мой; она, моя; оно, моё).

- Подумайте и назовите тему урока (Изменение имён существительных по родам).

/На доске открывается запись темы урока/

2. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке будем упражняться различать род имён

существительных.


III Актуализация и систематизация знаний учащихся


1. Знакомство с новым словарным словом



- Ребята, вы сможете назвать новое словарное слово, если найдёте треугольник с его первой буквой и соедините остальные буквы.

- Назовите словарное слово. (Остров).


1) Работа над лексическим значением слова


- Что обозначает слово «остров»?


Остров- это участок суши, со всех сторон окружённый водой.


/Выставляется на доске рисунок острова/.



/На доске выставляется слово О́СТРОВ/

2) Звуко-буквенный разбор слова


όстров – 6 зв., 6 б., 2 гл., 4 согл., 2 слога (ост-ров). /Один ученик работает у доски/.


3) Подбор родственных слов


ОСТРОВ

ОСТРОВОК

ОСТРОВИТЯНКА

ОСТРОВИТЯНИН

ОСТРОВНОЕ

(ГОСУДАРСТВО)

/Слова выставляются на доске/


- Запишите слова в тетрадь, выделите корень, определите род.


2. Мы отправимся в путешествие по морю к необитаемому острову на корабле.














- В пути нам встретятся морские обитатели, которые приготовили нам задание.

- Итак, отправляемся в плавание! Держим курс на остров!


1) - Первое задание нам принесли парусники. Прочитайте их названия.

- Найдите среди названий парусников глаголы и запишите их в тетрадь. Что они обозначают? (действия предметов).

- Слова какой части речи остались на парусниках? (прилагательные).

- Запишите их в столбик.


/запись в тетрадях:

Необитаемый

Большой

Далёкий

Знакомый

Родной/


- К данным прилагательным подберите противоположные по смыслу слова


1 вариант с опорой на карточку:

Маленький

близкий

обитаемый

чужой

неизвестный


2 вариант: -Соедини стрелками слова, противоположные

по смыслу:

Необитаемый Маленький

большой близкий

далёкий обитаемый

знакомый чужой

родной неизвестный

/Выполняется проверка. 1 ученик читает вслух/

- Молодцы, справились с заданием, плывём дальше.

2) Отгадайте загадку:

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет … (черепаха)

/На доске появляется изображение морской черепахи/.

Черепаха приготовила нам задание.

- Прочитайте слова на полосках




- Определите род существительных и запишите их в три столбика


М. Р. Ж. Р. СР. Р.

/Один ученик у доски расставляет слова в три столбика/.

- Молодцы, справились с заданием, и морская черепаха пропускает нас дальше.

Физминутка.

3) А вот навстречу к нам спешит дельфин





- Дельфин несёт задание:




-Определите, что плавает и запишите слова в три столбика.

- Какие слова помогут определить род существительных? (он, мой она, моя оно, моё).

/У доски работают три ученика/

- Молодцы, плывём дальше.

4) И нас встречает рыбка.


-Нужно подобрать родственные слова к существительному рыбка.

/Дети называют, учитель выставляет на доске/.

Рыба

Рыбка

Рыбак

Рыбалка

Рыбёшка

Рыбий (жир)

Рыбацкое (судно)

Рыбные (консервы)


- Запишите, выделите корень, у существительных определите род

(для 1 группы детей).

- Выделите корень в словах (для 2 группы).

- Восстановите деформированное предложение:


Летучий, рыбка, выскочить, из, вода, и, парить, в, воздух.


- Разобрать по членам предложение.

/Выполняется взаимопроверка работ/.

- Молодцы, ребята! Мы доплыли до нашего необитаемого острова.

5) Давайте порадуем его жителей знанием словарных слов.

- Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур,

соберите слова и запишите их в три столбика по родам.

/Самопроверка записей в тетрадях и на доске./



IV Подведение итогов урока


- Чему учились на уроке?

- Какие слова помогали определить род существительных?

- Какое задание понравилось больше всего?


V Оценки за урок


VI Задание на дом

- Страница 104, упражнение 255 (по учебнику Н. Г. Галунчиковой и Э. В. Якубовской «Русский язык» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида,

-М., «Просвещение», 2005 г.).



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ