Урок на тему «Прилагательные-синонимы»


Урок на тему «Прилагательные-синонимы»



Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительная беседа:


Посмотрите в окно. Какое время года наступило? Улучшилось ли ваше настроение весной? Почему?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

Что это за цветок? (подснежник).

Почему его так назвали?


3.Минутка чистописания:


Сегодня этот первый весенний цветок поможет нам провести минутку чистописания.

Рисуем пригорок, повторяем безотрывное письмо.

Рисуем подснежник, повторяем письмо с отрывом.


4.Объяснительный словарный диктант:


Проводится работа с сигнальными карточками.

Мы используем те слова, которые понадобятся при составлении текста.

П. года, ве.тер, м.роз,с, ул.ца, гор.д,т, д.ревня, .прель, мес.ц, р.стение.


5.Сообщение темы урока:


Сегодня мы с вами вспомним, что такое синонимы и антонимы, закрепим знания об имени прилагательном и будем составлять текст. А помогут нам в этом знания о весне.


6.Работа с антонимами:


  1. Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда противоположны.

  1. Сообщение:

Антонимы – это противоположные по смыслу слова. Это словарь антонимов ( показываем). В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: « Это хорошо или плохо? Ещё рано или уже поздно?» В речи антонимы нужны для составления текстов.

  1. Игра « Магнит»:

На доске карточки со словами зима и весна. Слова притягиваются к ним, как магниты. Учитель диктует прилагательные: злая, яркая, холодная, весёлая, морозная, снежная, солнечная, тёплая. Класс делит слова на группы, 2 ученика записывают на доске. Получаются антонимические пары.

  1. Составление и запись предложения о зиме, составленного из слов на доске.

    • Закончилась злая, холодная, морозная, снежная зима. Перед записью пропускаем строчку.

Комментированное письмо с обозначением орфограмм.

    • Какой месяц начинает весну?

Запишем под диктовку предложение:

    • Наступил месяц март.

5)Игра «Назови антоним»:

- Погода в марте разная: то холодная, то …., то ясная, то ….

Днём дует ласковый ветерок, а ночью….. ветер.

Самостоятельно записать эти предложения, найти прилагательные, подчеркнуть их. Устная проверка.

  1. Какой месяц следует за мартом?

Запишем предложение: Но вот начался апрель.


7.Физминутка:


Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, встрепенулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.


8. Работа с синонимами:


  1. Синонимы – слова разнообразные, близкие, но чуточку разные.

  2. Сообщение:

Синонимы – это слова, близкие по смыслу. Это – словарь синонимов ( показываем). Синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность.

  1. Игра « Дополни предложение рядом синонимов»:

На доске карточки со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая.

Апрельское небо …,…,…..

Птицы в апреле…и…..

Зеленеет….,….трава.

Получились синонимические ряды.

Запишите эти предложения об апреле. У прилагательных определите род и число. Задание выполняется цепочкой.

  1. Какой месяц заканчивает весну?

    • Чем интересен май?

Давайте запишем предложения: Последний весенний месяц – май. Появляются первоцветы.

Показ иллюстраций первоцветов.

  1. Задание: замени прилагательное синонимом.

Это пахучая медуница, воздушный одуванчик, тонконогая ветреница. Распустила верба свои пуховые цветы.

Слова для справок: пушистые, ароматная, стройная, невесомый.

Запишите эти предложения в тетради. У прилагательных выделите окончание. Задание выполняем цепочкой.


9. Работа с текстом:


Прочитайте текст, который у вас получился:

Закончилась злая, холодная, морозная, снежная зима.

Наступил месяц март. Погода в марте разная: то холодная, то тёплая, то ясная, то пасмурная. Днём дует ласковый ветерок, а ночью сердитый ветер.

Но вот начался апрель. Апрельское небо голубое, ясное, безоблачное. Птицы в апреле шумные, крикливые. Зеленеет мягкая, шелковистая трава.

Последний весенний месяц – май. Появляются первоцветы. Это ароматная медуница, невесомый одуванчик, стройная ветреница. Распустила верба свои пушистые цветы.


  • Озаглавьте текст.

  • Что отражается в заголовке? ( тема)

  • Определите тип текста ( описание).

  • На какой вопрос отвечает текст-описание?

  • Какая часть речи отвечает на такой же вопрос?

  • Поэтому текст-описание невозможен без прилагательных.

  • Для чего нужны прилагательные в речи?

  • Для чего нужны синонимы и антонимы?


10. Подведение итогов.


11. Оценивание учащихся.


12. Домашнее задание:


Прочитав текст-описание мать-и-мачехи в учебнике, составьте свой текст-описание любого весеннего растения, используя синонимы и антонимы.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ