Урок на тему «Прилагательные-синонимы»
Урок на тему «Прилагательные-синонимы»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительная беседа:
Посмотрите в окно. Какое время года наступило? Улучшилось ли ваше настроение весной? Почему?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
Что это за цветок? (подснежник).
Почему его так назвали?
3.Минутка чистописания:
Сегодня этот первый весенний цветок поможет нам провести минутку чистописания.
Рисуем пригорок, повторяем безотрывное письмо.
Рисуем подснежник, повторяем письмо с отрывом.
4.Объяснительный словарный диктант:
Проводится работа с сигнальными карточками.
Мы используем те слова, которые понадобятся при составлении текста.
П. года, ве.тер, м.роз,с, ул.ца, гор.д,т, д.ревня, .прель, мес.ц, р.стение.
5.Сообщение темы урока:
Сегодня мы с вами вспомним, что такое синонимы и антонимы, закрепим знания об имени прилагательном и будем составлять текст. А помогут нам в этом знания о весне.
6.Работа с антонимами:
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда противоположны.
Сообщение:
Антонимы – это противоположные по смыслу слова. Это словарь антонимов ( показываем). В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: « Это хорошо или плохо? Ещё рано или уже поздно?» В речи антонимы нужны для составления текстов.
Игра « Магнит»:
На доске карточки со словами зима и весна. Слова притягиваются к ним, как магниты. Учитель диктует прилагательные: злая, яркая, холодная, весёлая, морозная, снежная, солнечная, тёплая. Класс делит слова на группы, 2 ученика записывают на доске. Получаются антонимические пары.
Составление и запись предложения о зиме, составленного из слов на доске.
Закончилась злая, холодная, морозная, снежная зима. Перед записью пропускаем строчку.
Комментированное письмо с обозначением орфограмм.
Какой месяц начинает весну?
Запишем под диктовку предложение:
Наступил месяц март.
5)Игра «Назови антоним»:
- Погода в марте разная: то холодная, то …., то ясная, то ….
Днём дует ласковый ветерок, а ночью….. ветер.
Самостоятельно записать эти предложения, найти прилагательные, подчеркнуть их. Устная проверка.
Какой месяц следует за мартом?
Запишем предложение: Но вот начался апрель.
7.Физминутка:
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, встрепенулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
8. Работа с синонимами:
Синонимы – слова разнообразные, близкие, но чуточку разные.
Сообщение:
Синонимы – это слова, близкие по смыслу. Это – словарь синонимов ( показываем). Синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность.
Игра « Дополни предложение рядом синонимов»:
На доске карточки со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая.
Апрельское небо …,…,…..
Птицы в апреле…и…..
Зеленеет….,….трава.
Получились синонимические ряды.
Запишите эти предложения об апреле. У прилагательных определите род и число. Задание выполняется цепочкой.
–Какой месяц заканчивает весну?
Чем интересен май?
Давайте запишем предложения: Последний весенний месяц – май. Появляются первоцветы.
Показ иллюстраций первоцветов.
Задание: замени прилагательное синонимом.
Это пахучая медуница, воздушный одуванчик, тонконогая ветреница. Распустила верба свои пуховые цветы.
Слова для справок: пушистые, ароматная, стройная, невесомый.
Запишите эти предложения в тетради. У прилагательных выделите окончание. Задание выполняем цепочкой.
9. Работа с текстом:
Прочитайте текст, который у вас получился:
Закончилась злая, холодная, морозная, снежная зима.
Наступил месяц март. Погода в марте разная: то холодная, то тёплая, то ясная, то пасмурная. Днём дует ласковый ветерок, а ночью сердитый ветер.
Но вот начался апрель. Апрельское небо голубое, ясное, безоблачное. Птицы в апреле шумные, крикливые. Зеленеет мягкая, шелковистая трава.
Последний весенний месяц – май. Появляются первоцветы. Это ароматная медуница, невесомый одуванчик, стройная ветреница. Распустила верба свои пушистые цветы.
Озаглавьте текст.
Что отражается в заголовке? ( тема)
Определите тип текста ( описание).
На какой вопрос отвечает текст-описание?
Какая часть речи отвечает на такой же вопрос?
Поэтому текст-описание невозможен без прилагательных.
Для чего нужны прилагательные в речи?
Для чего нужны синонимы и антонимы?
10. Подведение итогов.
11. Оценивание учащихся.
12. Домашнее задание:
Прочитав текст-описание мать-и-мачехи в учебнике, составьте свой текст-описание любого весеннего растения, используя синонимы и антонимы.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ