Урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Скачать материал

Тема урока: обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Цель урока: учащиеся должны уметь анализировать бессоюзные сложные предложения; применять на практике теоретические знания; объяснять постановку знаков препинания.

Продолжить работу над монологической речью учащихся, отработать навыки использования бессоюзных сложных предложений в собственной речи.

Воспитывать любовь к родному языку, к творчеству А.С.Пушкина.




Ход урока:

Чем теснее, чем компактнее, тем

выразительнее и ярче.

А.П.Чехов.

I. Оргмомент. Постановка целей и задач урока. /Запись числа и темы урока/.

II. Проверка домашнего задания.

1. Упр. до урока записано на доске.

Учитель: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям и клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше», - говорил М.В.Ломоносов.

2. «Весьма лучший вид имеют». Чем же «лучший вид имеют» бессоюзные предложения?

Ученик. (Синтаксические отношения между частями бессоюзных сложных предложений в большинстве случаев подобны синтаксическим отношениям сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. БСП синонимичны тем или иным сложным союзным предложениям. Основным средством связи простых предложений в составе БСП является интонация и так как в БСП средства связи лексически не представлены, то взаимоотношения между его частями можно толковать широко и неоднозначно. В зависимости от интонации их можно разделить на перечислительные, сопоставительные или противительные, обусловленные: причины, условия, времени и пояснительные).

III. Закрепление материала.

1. Работа в печатной тетради.

Упр. 96, с. 115. /Выразительное чтение предложений и соотнесение их со схемами/.

2. Работа с учебником.

Упр. 521, с. 150. / пунктуационный разбор 2 предложения/.

  1. Графический диктант.


  1. Ещё предвижу затрудненья:

Родной земли спасая честь,

Я должен буду, без сомненья

Письмо Татьяны перевесть. [ ]: [ ].

  1. Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь,

Бразды пушистые взрывая;

Летит кибитка удалая. [ ]; [ ]; [ ].

  1. Я был рождён для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны. [ ]: [ ].

  1. Он засмеётся – все хохочут;

Нахмурит брови - все молчат. [ ] - [ ]; [ ] - [

  1. Замечу кстати: все поэты –

Любви мечтательной друзья. [ ]: [ ].

  1. Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился лёгкий пар. [ ]; [ ]; [ ].

  1. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась. [ ], [ ], [ ], [ ], [ ].

Учитель. Что особенного, пушкинского вы заметили в этих предложениях?

(Живопись словом. Мы прекрасно представляем картины осени, зимы, вечера, быта. Использование эпитетов «с печальным шумом», олицетворений: «небо дышало», «шипел …самовар» придает живость и образность картинам. Простые предложения в составе сложных короткие, ёмкие. Каждое слово - это целый образ, картина).

Прочитайте ещё раз эпиграф урока, как слова А.П.Чехова характеризуют творчество А.С.Пушкина?

4. Выпишите из XI строфы IV главы романа «Евгений Онегин» бессоюзные сложные предложения, составьте их схемы.

5. Р/р. Напишите небольшое сочинение-миниатюру по заданному началу: «Я очень хорошо вижу «нарисованное» А.С.Пушкиным, потому что…», используя бессоюзные сложные предложения.

IV. Домашнее задание. Выпишите из III cтрофы V главы романа «Евгений Онегин» бессоюзные сложные предложения, составьте их схемы.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Олимпиады по 35 предметам Тесты для учителей