Конспект урока для 4 класса "Неопределённая форма глагола"
Русский язык, 4 класс, 2 четверть
Урок 1
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний).
Тема: «Неопределённая форма глагола»
Основные цели:
1) Сформировать понятие неопределённой формы глагола, умение находить среди разных форма неопределённую форму глагола.
2) Актуализировать знание о глаголах наст., будущего и пр.времени..
3) Тренировать орфографическую зоркость.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
Алгоритм и эталон, опорный конспект:
Глаголы в неопределенной форме (инфинитив)
1) Отвечают на вопросы что делать? Что сделать?
2) Не изменяются ни по лицам, ни по числам, ни по родам
3) Имеют суффикс –ть или -ти. Есть глаголы на -чь
ОК:
Н.Ф. (инфинитив)
Что делать? Не изменяются Суффиксы –ть, -ти или
Что сделать? заканчиваются на - чь.
2) Карточка с темой урока, карточки ХОЧУ, МОГУ
3) Карточки с шагами для уточнения алгоритма
Раздаточный материал:
1) шаги алгоритма; ОК
2) Каждой группе – лист А-4 для выполнения пробного действия.
3) карточки с указанием критериев для самооценивания.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
3) выйти на следующий этап урока: актуализацию знаний.
- Послушайте стихотворение, догадайтесь, о чём идёт речь.
Интересная часть речи
В Русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет и поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам …. (Дети: глагол)
- Докажите, что речь в стихотворении шла о глаголе.
- Посмотрите на карточки на доске ХОЧУ, МОГУ.
- Что означает слово «Могу» по отношению к нашей теме? А слово «Хочу»?
*(Могу рассказать о глаголе как о части речи, могу определить время, число, лицо…; хочу добиться понимания в определении признаков глаголов разного времени, узнать о глаголе новое).
- Как будем строить нашу учебную деятельность? (Повторим то, что знаем, узнаем новое).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии
Задания:
1)- Посмотрите на слайд. Из стихотворения (о глаголе) выпишите все глаголы. Что вы можете о них сказать? Что заметили? ( Все глаголы в н.в., ед.ч., 3 лица). Эталон №1 и №2.
- На какие группы можно их разделить? (Из 2-ух и из 3-х слогов).
2)Задание для пробного действия (выполняется каждым учеником)
За 2 минуты разгадайте ребус, запишите глагол. Определите у него всё, что можно.
Ребус появляется на экране после инструктажа.
Вы выполнили пробное действие. Почему пробное?
- Какое слово получилось? (Решать) К какой части речи относится?
- Поднимите руку те, кто определил у глагола решать число? Время? Лицо? Род?
- Все согласны?
- Поднимите руки те, кто считает, что верно выполнил задание.
У тех, кто не поднял руку. Почему вы не подняли руки? (Мы не знаем, верно выполнили или нет).
– Значит, чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно определить …)
У тех, кто поднял руки:
– Как докажете, что выполнили задание верно? (Мы не можем доказать, что правильно нашли разность).
– Вы зафиксировали своё затруднение (?). Как относиться к затруднению? (В жизни мы часто сталкиваемся с затруднениями, и относиться к ним надо спокойно).
- Что делать дальше? (Подумать, где и почему возникло затруднение).
3. Выявление места и причины затруднения
Цель:
1) создать условия для выполнения учащимися пошагового анализа своих действий;
2) организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения: не знаем такой формы глагола.
- Где возникло затруднение? (При определении признаков глагола)
- Почему оно возникло? (Не знаем признаков таких глаголов)
На экране – 2 карточки.
Запишите номер той карточки, где указано твоё затруднение.
Карточка №1
Я не смог определить, есть ли лицо, число, время у глагола решать.
Карточка №2
Я не знаю, какой ОК применять к таким глаголам.
- Причина затруднения у тех, кто выбрал карточку №1? Тогда, какая у вас цель? (Вывести алгоритм, как узнать, к какой форме глаголов относится данный глагол)
- Причина затруднения у те, кто выбрал карточку №2? (Не знают ОК, эталон для таких глаголов).
- Значит, какая ваша цель урока? (Вывести эталон, ОК).
- А есть ли такие, кто выбрал обе карточки? (И 1-ая, и 2-ая цель нам подходит)
- Все испытывают затруднение. А какое чувство у вас? (Спокойно воспринимаем затруднение. Мысли не будут складываться, если нервничать).
- Я тоже спокойна. Продолжаю вам помогать.
- Итак, какова цель урока?
- Вывести алгоритм определения, к какой форме глаголов относится данный глагол. Вывести эталон, ОК.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
1) поставить цель учебной деятельности (устранение причины затруднения);
2) уточнить и согласовать тему урока;
3) определить средства (алгоритм).
- Какова же цель урока? (Чтобы выяснить, кто прав, надо построить алгоритм определения признаков таких глаголов).
- Каких глаголов? (У которых не определяются число, время, лицо, род). Может быть сможете назвать такие глаголы? (Неопределённая форма глаголов).
- Как назовём тему урока? («Неопределённая форма глагола»). Вывешивается карточка с темой урока.
– Какие известные вам эталоны, ОК следует использовать, чтобы выяснить, что такое н.ф. глагола?
– Спланируйте свою дальнейшую работу для выхода из затруднения. (Составить алгоритм, чтобы определить, в какой форме находится глагол, что у него можно определить).
- А затем? (Составить эталон)
5. Реализация построенного проекта
Цель:
1) Организовать реализацию проекта в соответствии с планом.
2) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
- Действуем по плану. Работать будете в группе.
- В группе – организатор. Сегодня я назову организаторов групп. Всеми эталонами можно пользоваться. Важно выслушать мнение каждого. Для этого организатор спрашивает: «Выскажи свою точку зрения. Ты выскажи свою, ты – свою … Спросить нужно каждого».
Группы прописывают на листах А-4. Выполненное задание вывешивают на доску.
Разбирать начинаем – с ошибочного.
Обращаемся к эталонам. Как определяем время? Задаём вопрос? Задайте вопрос. Соответствует ли этот вопрос одному из ОК №9 (н.,б.,пр. времени)?
Для каких глаголов даны эталоны №1,2? ( Для н. и б., а также пр. времени)
- Что можем сказать о глаголе решать? (Отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Нельзя определить ни числа, ни лица, ни времени).
-- Если мы не можем определить ни числа, ни лица, ни времени, то, как можно назвать такую форму глагола? (Неопределённая)
- Ещё один признак определите, выполнив упражнение 106.
Проверка: Назовите глаголы в той форме. В которой записали (изменили).
Слайд с глаголами из упражнение 106.
- Что ещё общего заметили в неопределённой форме глагола?
Суффиксы – ть, - ти или заканчиваются на –чь.
- Итак, как определить, относится ли глагол к к н.ф.? По-другому – ИНФИНИТИВ.
Получаем вывод, который фиксируется с помощью алгоритма:
1) Задай вопрос
2) Попробуй определить время, лицо, число
3) Можно определить время, число, лицо? ( Да – глагол в каком-то времени, нет – н.ф. глагола)
- Объясните эталон №3
Схематично.
- Сформулируйте полученный вывод в виде правила (Отвечает на вопросы, нельзя определить…, суффиксы … или заканчивается на …).
Сопоставьте с текстом в учебнике на стр. 78.
А у Мудрейкина вот такая н.ф. глагола. Ответьте на его вопросы.
Глазастик нам сообщает – н.ф. глагола – это его начальная форма.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.
- Давайте потренируемся в записи глаголов в н.ф..
- Выполним упражнение 107 . С проговариванием – 3-4 глагола.
- Докажите, что мы записали н.ф. глагола. Обращаемся к эталонам №3, ОК
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;
2) организовать самопроверку учащимися по эталону;
3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
–Хотите проверить свои силы в самостоятельной работе? (Да.)
– Дальше пишите самостоятельно, обозначая признаки н.ф. каждого глагола.
Проверь себя! Самоконтроль.
Эталоны
– Какие ошибки допустили при выполнении? Что нужно потренировать?
– У кого всё получилось? Поставьте себе «+».
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Запишите предложение, найдите в нём глаголы, поставьте их в н.ф.
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
Проверь себя!
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель:
1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
4) согласовать и записать домашнее задание.
- Итак, сегодня на уроке вы расширили свои знания и умения в области русского языка. Вспомните, как была сегодня цель урока. Научились ли вы узнавать н.ф. глагола?
- У кого возникли затруднения? Удалось ли их преодолеть? Как?
- Над чем надо ещё работать?
- Кто считает, что удалось всё на уроке?
- У вас на столах карточки. Поставьте «+» рядом с тем утверждением, с которым согласны.
На карточках указаны критерии:
Я понял, что называют неопределённой формой глагола.
Я не допустил ошибки в самостоятельной работе.
Я смог понять свои ошибки.
Я достиг поставленной цели.
У меня остались затруднения.
Домашнее задание
По эталону составить и записать 2 своих глагола в н.ф.
Правило – стр. 78 – выучить
Упр. 108
- Спасибо за урок! Мне приятно было сегодня с вами работать. Вы активно работали сегодня на уроке.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ