Конспект урока для 4 класса «Правописание безударных личных окончаний глаголов в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»
Организационная информация
Предмет
Литературное чтение и русский язык
Класс
4
Тема
Правописание безударных личных окончаний глаголов в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Мокрополова Инна Юрьевна – учитель начальных классов
Образовательное учреждение
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60»г. Набережные Челны РТ
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
Республика/край
Татарстан
Город/поселение
Набережные Челны
Описание урока
Тип урока (мероприятия, занятия)
Интегрированный урок .
Время реализации урока (мероприятия, занятия)
Обобщающий интегрированный урок по теме «Глагол», один урок (40-45 минут)
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)
Образовательные: - закрепить знания о способах определения спряжения глаголов;
- формировать умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;
развивающие: развивать орфографическую зоркость;
-развивать любознательность, самостоятельность, мышление.
воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе.
-воспитывать познавательный интерес к родному языку.
- умение планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации,
-реально оценивать возможности и знания свои и одноклассников, а также пути их совершенствования
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Знать грамматические признаки глагола; признаки глаголов I и II спряжений
Уметь правильно писать безударные личные окончания глаголов; разбирать их по составу; передавать письменно содержание текста, правильно использовать глаголы в речи
Дополнительная информация.
Ресурсы, оборудование и материалы
мультимедийные средства обучения (интерактивная доска SMART, проектор)
Список учебной и дополнительной литературы
Учебник Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык», 4 класс, М.: Просвещение.
Учебник Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» (2 часть), М.: Просвещение.
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
ПК, интерактивная доска, карточки.
Структура и ход урока
№п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время этапа урока
1
Организацион
ный момент.
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок чтения и русского языка. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь! Запишите число в тетрадях.
Приветствуют гостей
запись числа в рабочей тетради
1 минута
2
Минутка чистописания
и актуализация прежних знаний.
- Отгадайте загадку:
Бегут кудрявые барашки
У ветра в упряжке.
- Необычные облака к нам сегодня приплыли по весеннему небу. Что же вы заметили необычного?
- На что указывает окончание – ешь?
- К какому спряжению относятся эти окончания? Запишите их так же, как на доске, в тетрадь.
- Попробуйте догадаться, какие окончания глаголов надо написать на других облаках.
(Проверка: Какие окончания записали? К какому спряжению они относятся?)
- Попробуйте догадаться, какие окончания глаголов надо написать на других облаках.
-Запишите эти окончания глаголов во второй столбик.
(Проверка: Какие окончания записали? К какому спряжению они относятся?)
(Облака).
Все личные окончания глаголов 1 спряжения.
Это глагол 2 лица единственного числа
1 спряжение.
Дети записывают личные окончания глаголов 1 спряжения в первый столбик.
-Личные окончания глаголов 2 спряжения.
5-7 минут
3
Сообщение новой темы.
- Вы уже догадались, какая тема нашего урока.
- Представьте себе, что вы смотрите на весеннее небо. Что вы можете увидеть?
- Кого мы можем рассмотреть в вышине весеннего неба? (Птиц, стрижей).
-Запишите на следующей строчке это слово. Назовите орфограмму.
- Подберите однокоренные слова.
- Как они образованы?
-С помощью какой части слова?
(Разбор слов по составу).
Рассказ учителя о стрижах. (презентация).
- Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»
Прежде, чем мы начнём работу, вам необходимо заполнить листочки, которые лежат перед вами.
Проверит каждый сам себя, насколько внимательно он прочитал дома рассказ «Стрижонок Скрип». Рядом с каждым высказыванием вам надо поставить + , если вы согласны с ним, и знак «-», если вы не согласны. На работу вам дается 1 минута.
Правописание личных безударных окончаний глагола
Стриж
Стрижонок, стрижиха, стрижиный, стрижата
7 минут
4
Физкультминутка.
1 минута
5
Закрепление изученного материала.
У каждого ученика табличка, где он ставит + или –
До прочтения
После прочтения
Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
–норке
Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
+
Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
+
Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.
–много
Скрип был любопытный стрижонок.
+
Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.
–соколом
Стрижи – очень дружный народ.
+
Скрип сразу сделал себе глубокую норку.
–
Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.
+
- Отложили ваши листочки на край парты. Они нам понадобятся в конце урока.
РАБОТА В ГРУППАХ (4-5 человек)
У вас на столах карточки со словами. Прочитайте эти слова. Составьте из них предложение.
Прочитайте, что у вас получилось.
Открыли учебники чтения на с.100. Проверьте, правильно ли вы составили предложение.
Спишите это предложение так, как его написал В.П.Астафьев.
Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивленно пискнул.
- Разберем это предложение по членам предложения и частям речи ( 1 ученик у доски).
Работа по тексту:
_ Прочитайте, как появился на свет стрижонок Скрип, как прошли первые часы его жизни. (1 абзац с.100)
- Как чувствовал себя Скрип после рождения?
- Какими словами автор передает состояние Скрипа?
-Выпишите самостоятельно глаголы, которые передают состояние Скрипа. (Вылупился, пискнул, испугался, приник, задремал).
Проверьте в группе, все ли глаголы вы выписали. (1 ученица прочитает нам их).
- Что общего у этих глаголов?
- Посовещайтесь в группе и найдите глагол в этом абзаце несовершенного вида, который отвечает на вопрос «что делать?»
- Запишите его на следующей строчке.
- Запишите этот глагол в форме 3 лица единственного числа настоящего времени.
- Запишите этот глагол в форме 2 лица единственного числа настоящего времени.
- Запишите этот глагол в форме 2 лица множественного числа настоящего времени.
- Выделите окончания.
- Являются ли окончания у этих глаголов орфограммами? Почему?
- Какие окончания написали? Почему?
- Прочитайте отрывок, где Астафьев описывает, как вели себя птенцы в гнезде без мамы.
- Выпишите глаголы, которые передают нам поведение птенцов в гнезде.
- Поставьте их в неопределённую форму. Определите спряжение.
- Разберите глаголы по составу.
ПРОВЕРКА!
- Как образованы глаголы прошедшего времени?
- Зачем улетела мама-стрижиха? Запишите ответ полностью в тетрадь.
Подчеркните глагол.
- Поставьте его в неопределённую форму;
- поставьте его в настоящее время в 3 лице единственного числа; во 2 лицо единственного числа.
- Понравилась ли стрижонку капелька дождя? Найдите подтверждение в тексте.
- Как повёл себя стрижонок Скрип, когда мама-стрижиха принесла каплю во второй раз?
-Как вы понимаете это выражение?
(– очень громко кричать, во всю силу)
- Согласны ли вы с тем, что стрижиха была хорошей матерью. Докажите.
С.103. Найдите в тексте, какие враги есть у стрижей.
Выпишите из этого абзаца в столбик глаголы, объясните правописание окончания.
Сидит –
Подстерегает –
Подходит –
Ползёт –
- Кого ещё в рассказе можно назвать врагом стрижей? (Мальчишек).
- Почему так считаете?
- Как писатель относится к поступку мальчиков? Объясните.
ВЫВОД: Не такие уж и плохие оказались мальчишки. Отпустили стрижонка.
Вновь хочется обратиться к словам В.П. Астафьева. Прочтем их. (По раздаточному материалу ребята читают вслух: «Ах, как бы мне хотелось, … чтобы дети видели бы и знали, как трудно выращивается хлеб, … как птички малые высиживают и выкармливают своих птенцов, как непроста жизнь в лесу, в воде, в воздухе – везде, где обитают братья наши младшие, нуждающиеся порой в защите человека, в том числе, и в вашей, ребята.
Вы ведь тоже вырастете и станете взрослыми, и всё, что есть на земле, достанется вам в наследство – берегите живую жизнь».)
Самостоятельная работа.
- Когда прилетают к нам стрижи?
- Попробуйте сами написать небольшой рассказ о прилете стрижей.
Слова на доске:
прилетают стрижи
Поздней весной
Небо клубится
Тучи стрижей
Приносят лето
Резвятся
Свист крыльев
- Зачитывание 1-2 получившихся рассказов.
В, тёмной, норке, из, удивлённо, стрижонок, пискнул, и, вылупился, яичка.
Дети зачитывают получившиеся предложения
1 ученик разбирает предложение по членам предложения и частям речи.
Записывают глаголы в тетрадь.
Мерцало
Завозились, запищали, научились звать
Закричал что было духу
20-25 минут
6
Подведение итогов урока
- Что нужно помнить, чтобы правильно писать личные безударные окончания глаголов?
-Возьмите ваши листочки с табличкой. Заполните графу «после прочтения». На это вам отводится 1 минута. А теперь проверим, как вы внимательно читали рассказ «Стрижонок Скрип».
–Чему научись на уроке?
Проверка (см. таблицу выше)
3 минуты
7
Домашнее задание
Русский язык – с. 121 упр.146
Литературное чтение – поделить текст на части. Пересказ от лица Скрипа
1-2 минуты
Дополнительный материал
СТРИЖИ
Трудно определить разницу между концом апреля и началом мая, так как некоторые дни не похожи ни на то, ни на другое: они скорее напоминают февраль. Но когда растаял очередной снег и небо снова приняло безмятежно весенний вид, высоко в небе появились темные птицы. Силуэт этих птиц напоминает серп луны. Оперение их черного цвета, полет необыкновенно стремителен, а голос – пронзительный визг. Это стрижи. Только увидев их, можно поверить, что наступил май. Стрижи возвращаются в наши края последними. Это бывает тогда, когда устанавливается теплая весенняя погода, и насекомые, которыми питаются многие наши птицы, носятся в воздухе.
Стрижи – настоящие дети воздуха: здесь они добывают себе пищу, находят строительный материал для гнезд. На землю они по доброй воле не садятся. А если птичья судьба сыграет с ними такую злую шутку, то поднимаются они с земли с большим трудом. Но как хороши стрижи в воздухе! Длинные, слегка изогнутые крылья позволяют им делать головокружительные развороты, движения их быстры и необыкновенно легки.
Во время полетов стрижи ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В хорошую погоду воздух сухой, и насекомые могут летать высоко над землей. Перед дождем, в сырую погоду, воздух содержит много влаги. Насекомые намокают. Им трудно подниматься вверх, и они летают близко от поверхности земли.
До прочтения
После прочтения
Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.
Скрип был любопытный стрижонок.
Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.
Стрижи – очень дружный народ.
Скрип сразу сделал себе глубокую норку.
Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ