Конспект урока на тему "Родственные слова. Корень"

Тема 1: Родственные слова. Корень.

Цели:

  1. Сформировать понятие «родственные слова» на примере выделения двух признаков:

  • Связь по смыслу

  • Общая часть

  1. Сформировать понятие корень как общая часть родственных слов

  2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

  • анализа – при установлении лингвистического наблюдения над словами (выделении признаков однокоренных слов)

- при выполнении упражнений продуктивного типа

- в процессе работы над определением

  • синтеза и обобщения – при формулировании вывода

  • классификации – в процессе разделения слов на родственные и неродственные



  1. Развитие диалогической речи – в процессе формирования умения отвечать на вопросы и задавать их.

  2. Расширение и обогащение словарного запаса:

  • работать над научным стилем - в процессе работы над формулировкой определения родственных слов

  • работать над значением слова –в процессе формулирования лексического значения, нахождения связи по смыслу между словами, подбора родственных слов

  1. Воспитание интереса к языку на основе выполнения упражнений продуктивного типа

Ожидаемый результат: уч-ся должны знать определение родственных слов и уметь определять родственные слова по двум признакам.

Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Rower Point, толковый словарь С. И. Ожегова

Ход урока:

  1. Оргмомент

Проверка готовности, упражнения на внимание

  1. Чистописание

Га га Ге ге Ги ги Г…

  1. Введение новой информации

А) Подготовка детей к восприятию новой информации

Послушайте загадку-шутку «Родственники»

  • Вы кто такие?

  • Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.

  • А ты кто ?

  • А я ваша родственница – гусеница.

- Как вы считаете, гусеница является родственницей гуся?

- Кого мы можем назвать родственником? (родственник – человек, который находится в родстве)

- Что такое родство? (связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого, или от различных лиц общего предка)

- Кто же является родственниками? (если люди происходят из одного рода, семьи и они часто похожи друг на друга)

- А бывают ли родственники у слов?

- О чем будем на уроке говаривать? (о родственных словах)

Мы должны на уроке сегодня выяснить есть ли родственники у слов и если есть, то по каким признакам можно определить родственные слова.

Б) организация лингвистического наблюдения над языковым материалом

- Понаблюдаем над лексическим значением слов

Гусь, гусыня, гусята, гусеница (сл №3)

- Между какими словами существует связь, основанная на происхождении? (гусь, гусыня, гусята)

- Какое из слов появилось раньше? Докажите

Гусыня – самка гуся

Гусята- детеныши гуся

Гусь- крупная дикая и домашняя птица с длинной шеей.

- Что общего у слов? (гусь – общая часть) (сл №4)

Слова близки по смыслу и имеют общую часть. Общая часть таких слов называется корнем. Корень выделяется значком.

Корень слова – значимая часть. (сл № 5)

Над словами родственными держит власть

- Может ли между этими словами и словом гусеница существовать связь, основанная на происхождении? (нет)

!!!- Слово гусеница произошло от какого-нибудь из этих слов? (нет)

!!!- От него могли появиться слова гусь, …?

- Почему? (у слов разные лексические значения, одно слово нельзя истолковать через другое)

Гусеница- личинка бабочки, обычно червеобразная, с несколькими парами ног или у тракторов, танков, охватывающее колеса замкнутое полотно, состоящее из отдельных закрепленных звеньев

- Почему вдруг гусеница решила, что она им родственница?

- Что общего у слов? (слова начинаются одинаково, )

- И так, какие слова оказались родственниками?

В) работа над определением

- Что у них общего? (сл №7)

  • Сходны по значению, одно слово можно истолковать через другое, близки по смыслу

  • Общая часть-корень- похожи друг на друга

- Как называются такие слова, кто знает? (родственные)

В русском языке такие слова называют родственные. А так как общая часть родственных слов называется корнем, то по другому такие слова в русском языке называют однокоренные.

- Сформулируйте определение, что такое родственные слова?

Г)организация работы над лингвистическим определением в школьном учебнике

- Откройте учебник. Давайте сравним определение в учебнике с нашим определением?

Чтение определения с. 155

  • - Какие слова называются родственными?

-Сколько признаков родственных слов указано в формулировки определения? (2)

- Прочитайте первый признак

- Прочитайте второй признак

-В какой последовательности выделили признаки мы, сравните с формулировкой на экране

- Почему мы действовали, таким образом, и сначала отразили связь по смыслу? (мы наблюдали происхождение слова)

- А как найти корень? (найти общую часть родственных слов)

-Приведите примеры родственных слов в формулировке?

- Докажите, что они родственные. Что для этого надо сделать?

1) установить связь по смыслу (узнать какое слово, от какого произошло и какое слово произошло раньше)

- Что для этого надо сделать? (истолковать слово, узнать их лексическое значение)

Море- водоем, часть океана - большое водное пространство с горько – соленой водой

Моряк – профессия человека, который служит на море

2) выделите общую часть

  • - Как называется общая часть родственных слов? (корень)

- Где еще встречаемся с понятием корень? (корень дерева, растения)

- Как еще называются родственные слова? (однокоренные)

- Почему? (одинаковый корень)

4. Физ- ка

5. Формирование способа действия

А) определение хода рассуждения по применению новых знаний

-Попробуем составить алгоритм, как действовать, чтобы доказать, что данные слова являются однокоренными на примере упражнения

- прочитайте слова

-Что нужно сделать? Что делали?

  • Формулируем лексическое значение, определяем какое слово от какого образовано? (сл № 9)

Грибник-любитель собирать грибы

Гриб - особый организм, не образующий цветков и семян и размножается спорами

Грибной суп - суп из грибов

- Достаточно этого признака? (нет)

  • Выделяем корень - общую часть . Назовите ее ? (гриб)

  • Делаю вывод

Б) упражнения репродуктивного типа

Упр 293 с. 156

В) упражнения продуктивного типа

На карточках:

- Найдите лишнее слово

Оса, осина, осиный

Лес, лесник, лестница

Совята, совушка, совет

Лист, лиса, лисенок,

лось, лоскут, лосенок,

пес, песочный, песок

моряки, моржи, морской



-Проверьте: слайд №10

- Кто допустил ошибку?

-Кто не смог выделить корень?

6. Подведение итогов, рефлексия, выставление отметок

-Что нового узнали?

- Что научились делать?

- Для чего изучали родственные слова?

7.Д.З. каждому алгоритм рассуждения и карточка с д.з.

1 вариант

- Найдите родственные слова, выпишите и докажите. Подберите несколько еще однокоренных слов

Собрались у Воды родственники.

Подводник с Водицей беседуют.

Водолаз с Водопадом на солнышке греются.

Водитель на гармошке играет.

Водомерка с Водорослями заигрались.

Даже сам Водяной пожаловал.

И все старуху Воду ждут.

2 вариант

- Найдите родственные слова, выпишите и докажите

Мы нашли большой

муравейник под елью.

Сначала мы думали,

что это просто куча

сора и старой хвои,

а не муравьиный город.

Ни одного муравья не было видно.

























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ