Конспект урока для 5 класса по теме "Правописание гласных и согласных в приставках"
Ехлакова Анна Викторовна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №5 г.Сатка
Челябинской области Российской Федерации
Тема: Правописание гласных и согласных в приставках 5 класс
Цели:
• обучающие:
формирование орфографического навыка правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения;
тренировка умения образовывать новые слова с помощью приставок;
графическое обозначение их на письме.
• развивающие:
развитие самостоятельности получения знания;
развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения;
развитие познавательных и творческих способностей.
• воспитательные: воспитание интереса и любви к родному языку, родным традициям
Тип: урок изучения нового материала.
Ход урока
1.Оргмомент
– Здравствуйте, ребята! Совсем скоро, через три недели наступит один из самых любимых праздников.
Просмотр фрагмента мультфильма «Смешарики»
– Вы, конечно, поняли, какой это праздник (масленица)
– Верно. Ребята, а вы можете представить себе масленицу без блинов и сжигания чучела? (нет)
– А почему нет? (это традиция)
2.Введение в тему
– В нашей стране много традиций, много традиций, наверняка, и в ваших семьях. Оказывается, что есть традиции и в языке. Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока «Неизменяемые приставки».
Запись числа, темы
– Как вы считаете, какова цель нашего урока? Что мы сегодня должны сделать? (ответы учеников)
3.Упражнения
– А помните ли вы, что такое приставка? (ответ)
– Давайте проверим, умеете ли вы находить приставки в словах.
Упражнение 1 слайд 1
На экране деформированный текст.
Прочитай. Найди лишнее слово. Обоснуй свой выбор.
Д…бежать, д…брый, д…ехать;
П…лоска, п…дъезд, п…днять;
Пре…ставить, пре…горье, пре…мет.
– Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему? (ответ)
Устная работа по упражнению(объяснение правописания).
Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково.
Упражнение 2
– Перед вами конверт. В данном конверте вы найдете листочки с предложениями. Ваша задача составить текст из данных предложений, работая в парах.
Проверка текста с помощью картинки (если текст составлен верно, то на обороте картинка блинов ). Слайд 2
Проверка текста. Слайд 3
– Наша с вами задача: научиться видеть слова с неизменяемыми приставками. Все приставки, которые вы увидите в тексте, – неизменяемые. Вам необходимо найти слова с неизменяемыми приставками и выписать только приставки.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями…
В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.
Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.
Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело–Масленицу.
По одному предложению читают, находят слова с приставками, выписывают приставки.
По-, у-, на-, про-, от-, с-
Упражнение 3
– С каждой из приставок составить три по три слова: 1 существительное, 1 прилагательное и 1 глагол.
1 вариант: приставка по-
2 вариант: приставка у-
3 вариант: приставка на-
4 вариант: приставка про-
5 вариант: приставка от-
6 вариант: приставка с-
– Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное? (имя прилагательное? Глагол?)
Опрос детей
Упражнение 4. Слайд 4
– Вашему вниманию представлены слова в транскрипции. Ваша задача расшифровать фонетическую запись, соблюдая законы орфографии.
[збр,ит,]
[здан,ий,э]
[здаров,й,э]
[здат,]
[зд,эс,]
Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.
– Почему произносим одинаково, а пишем по-разному. Почему несоответствие транскрипции и написания? (происходит озвончение)
– Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.
Упр. 153 стр 84.
Итог урока
– Почему традиционные неизменяемые приставки так называются? (ответ)
– Давайте проверим насколько хорошо вы усвоили материал урока и проведем небольшую проверочною работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк.
Слова для диктанта: Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь.
– Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения по образку на доске.
Слайд 5
1. Под-
2. В-
3. Обо-
4. ------
5. Над-
6. Со-
7. С-
8. ------
– У кого нет ошибок? Одна две? Посмотрите, какие вы молодцы, большинство выполнили работу на отлично. И пусть это будет вашей традицией: на каждом уроке получать лишь отлично. Спасибо за работу. Урок окончен. Можете быть свободны.
Домашнее задание: Придумать небольшой текст о семейных традициях, употребив слова с неизменяемыми приставками.
Литература:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. КН. 1/ под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2005.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ