Конспект урока для 4 класса «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-ого склонения»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» г. Саратова
Конспект разработки урока русского языка в 4 классе
по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-ого склонения»
Выполнен
учителем начальных классов
I квалификационной категории
Филипповой Надеждой Витальевной
Саратов
2014
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Филиппова Надежда Витальевна
2. Класс: 4 «В»
3. Предмет: русский язык
4. Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных первого склонения»
5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» нового знания
6. Цели урока:
предметные: уметь определять особенности имён существительных: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, тип склонения, число, падеж; научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных первого склонения, применяя алгоритм; уметь объяснять необходимость знания типа склонения и падежа имени существительного для верного написания его падежного окончания;
метапредметные: учиться применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных первого склонения; уметь ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий; анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, оценивать свои успехи в учебной деятельности, контролировать и корректировать свои действия, работать в паре, соблюдая правила совместного труда;
личностные: проявление интереса к изучению родного языка, стремиться применять полученные знания в практике речевого общения, стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка, доброжелательно относиться к собеседнику, уважать чужое мнение.
Ход урока:
Этап
Цели
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Самоопределение к деятельности.
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
- Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья!
- Открываем, ребята, тетради, записываем число, классная работа.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Личностные: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и затруднение в деятельности.
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.
-Ребята, предлагаю вам выполнить задание «Орфографической минутки».
-Посмотрите на слова: п.ход, н.мазал, пр.мокнет, з.крытая, п.р.сказ, стульч.к, осин.вый, кист.чка, стар.нькая, смел.сть, см.гчить, л.нейка, д.брота, сож.ление, ст.клянный.
-Какая орфограмма пропущена во всех этих словах?
-На какие группы можно разделить эти слова?
Если нужного ответа дети не предлагают (по месту нахождения орфограммы), то на экране предлагается символическая подсказка, после чего детям ещё раз задаётся вопрос:
-А на какие ещё группы можно разделить эти слова?
- Запишите слова в группы, в зависимости от места нахождения орфограммы.
-Давайте проверим это задание.
-Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова (на экране): по тропинк..., у дорожк..., о Серёж... .
-Какая орфограмма пропущена в этих словах?
- В какую из наших трёх групп нужно их записать?
- Почему?
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
Изучают список слов на экране и индивидуальных карточках (Приложение1).
- Безударная гласная.
Дети могут предложить разные варианты (по частям речи, по количеству слогов, по месту нахождения орфограммы и т.д.).
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
По одному ученику называют слова, записанные в каждую группу, объясняя правописание орфограммы.
-Безударная гласная.
-Ни в какую.
- Орфограмма находится в окончании слов.
Дети начинают предлагать различные варианты правописания этих слов. Для объяснения не находят знакомый алгоритм.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной форме, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
3. Постановка учебной задачи.
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
-К какой части речи относятся эти слова? Докажите.
- Расскажите об этих именах существительных.
-Чем же похожи эти имена существительные?
-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
- Кто может сформулировать тему нашего урока?
- Запишем тему урока в тетрадях.
- Эти слова относятся к части речи имя существительное.
Дети называют постоянные признаки и форму данных имён существительных.
- Они все относятся к первому склонению.
-Мы будем учиться писать безударные падежные окончания имён существительных первого склонения.
- Правописание безударных падежных окончаний имён существительных первого склонения.
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
4. «Открытие» детьми нового знания.
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
-Предлагаю вам провести наблюдение и самостоятельно вывести правило.
-Чем похожи слова каждой пары?
-Чем отличаются слова каждой пары?
-Сравните ударные и безударные окончания имён существительных первого склонения. Сделайте вывод.
- Давайте на основе нашей таблицы составим список окончаний имён существительных первого склонения в косвенных падежах.
- Пользуясь таблицей окончаний просклоняйте имена существительные первого склонения «поляна», «бабушка», «Володя».
-Понаблюдайте ещё раз: в каких падежах легко допустить ошибку в правописании окончаний имён существительных первого склонения?
-Вернёмся ещё раз к нашей таблице и подумаем, почему имена существительные «сестра» и «земля» можно назвать словами-помощниками? Чем и в чём они могут нам помочь?
-Итак, составим алгоритм наших действий по правильному написанию безударного падежного окончания имени существительного первого склонения.
Анализ таблицы (Приложение 2) склонения имён существительных первого склонения с ударными и безударными окончаниями.
- Слова первой пары – одушевлённые нарицательные имена существительные первого склонения. А слова второй пары – неодушевлённые нарицательные имена существительные первого склонения.
- В каждой паре одно имя существительное с ударным окончанием, а другое с безударным окончанием.
-Ударные и безударные окончания имён существительных первого склонения в косвенных падежах пишутся одинаково.
На доске из магнитных карточек составляется опорный конспект «Окончания имён существительных первого склонения в косвенных падежах».
По одному ученику изменяют данные имена существительные по падежам, называя окончание.
- В родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
(В опорном конспекте появляются напротив окончаний в этих падежах «!»)
- У этих слов во всех падежных формах ударные окончания, значит мы можем их использовать для проверки безударного окончания любого другого имени существительного.
Работа в парах: отдельные команды располагаются в правильной последовательности для получения алгоритма (Приложение 3):
1. Поставь им.сущ. в начальную форму, определи его тип склонения.
Задай к имени существительному вопрос, определи падеж.
Вспомни, какое окончание имеют им.сущ. этого склонения в этом падеже.
Проверь себя «словом-помощником» этого же склонения, поставив его в форму нужного падежа.
Напиши окончание им. сущ.
Личностные: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, обобщать.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнёра высказывания.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Усвоение нового способа действий.
- Давайте вернёмся к нашему проблемному вопросу в начале урока. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание. Для ответа используйте наш новый алгоритм.
-Поработайте в парах: объясните друг другу, пользуясь алгоритмом, правописание имён существительных в пословицах.
С каждым словом работает один ученик:
- по тропинк... (по чему?) им.сущ. 1 скл. Д. п., по земле, значит по тропинке;
- у дорожк… (у чего?) им.сущ. 1 скл. Р.п., значит у дорожки;
-о Серёж... (о ком?) им.сущ. 1 скл. П.п., значит о Серёже.
Каждый ученик проговаривает алгоритм, объясняя соседу по парте правописание окончаний имён существительных в пословицах (задание даётся по вариантам -Приложение 4).
Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, выполнять учебные действия в умственной форме, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: контролировать действия партнёра, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.
- Выполните самостоятельно упр.24 из рабочей тетради, пользуйтесь алгоритмом.
-Организуем выборочную проверку:
1) прочитайте словосочетания с им. сущ. в форме Р.п. Какое окончание вы написали у всех этих им. сущ.?
2) прочитайте словосочетания с им. сущ. в форме Д.п. Какое окончание вы написали у этих им. сущ.?
3) прочитайте словосочетания с им. сущ. В форме П.п. Какое окончание вы написали у этих им. сущ.?
-Давайте обобщим нашу работу: дополните предложение после упражнения недостающими словами.
Самостоятельная работа учащихся (Рабочая тетрадь с печатной основой к учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина)
Дети называют словосочетания и окончания им. сущ. Если допускаются ошибки, ученики объясняют их.
-У существительных первого склонения в родительном падеже окончание –и или –ы, а в дательном и предложном падежах окончание –е.
Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, выполнять учебные действия в умственной форме, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
- Работая в парах, предлагаю вам выполнить упр.42 из учебника («Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина)
-Сколько ошибок вы исправили?
-Какие правила орфографии плохо знает ученик?
Учащиеся работают в парах, записывают текст без ошибок.
- В тексте ученик допустил 8 ошибок.
-Ученик не знает правила правописания безударной гласной в корне слова, правописания парных по звонкости-глухости согласных в корне слова, правописание буквосочетания «ЧК», правописание безударных падежных окончаний им. сущ. 1-ого склонения.
Личностные: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: контролировать действия партнёра, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
8. Рефлексия деятельности.
Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.
- Ребята, какую цель мы поставили в начале урока?
-Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?
-Где пригодятся вам эти знания?
- Хотите проверить себя, в какой степени каждый из вас усвоил новый материал сегодня на уроке?
-Предлагаю вам последнее задание «Пятнашка»: ваша задача записать только окончание имени существительного, которое вы услышите в словосочетании: мечтать о победе, сделаны из кожи, прилетели к кормушке, нашли около дороги, купался в речке, подкрался к клетке, отдыхали на даче, недалеко от лужайки, доверять подруге, набрали земляники, подползла к добыче, отыскал на карте, гулял по Самаре, прочитал в книге, гостил у тёти.
-Проверьте свою работу по образцу.
-Оцените свою работу:
без ошибок - «Отлично»,
1-2 ошибки – «Хорошо»,
3-4 ошибки – «Старайся»,
5 и более ошибок – «Можешь лучше» (на доске около каждого слова-оценки фиксируется количество человек).
- Вы оценили каждый свою степень усвоения нового материала. А что можно сказать о классе в целом?
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующих уроках?
-Тренировкой и отработкой нового алгоритма вы займётесь уже дома.
-Мы ставили цель, научится грамотно писать безударные падежные окончания имён существительных 1-ого склонения и объяснять их правописание.
Учащиеся высказывают своё мнение.
Учащиеся формулируют ответ на вопрос.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем проверяют по образцу и оценивают свою работу, выбирая нужную наклейку.
Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, строить речевое высказывание.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение.
9. Домашнее задание.
Учебник стр. 22-27 правила, упр.39 или упр.38; задание*: соотнеси фразеологизмы с их значениями, объясни правописание окончаний имён существительных; подбери ещё 3-5 фразеологизмов с новой орфограммой(Приложение5).
10. Итог урока.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились.
Надеюсь, знания вам пригодились.
Приложение 2.
И.п. (есть)
сестра, сестричка
земля, деревня
Р.п. (нет)
сестры, сестрички
земли, деревни
Д.п. (рад)
сестре, сестричке
земле, деревне
В.п. (вижу)
сестру, сестричку
землю, деревню
Т.п. (доволен)
сестрой, сестричкой
землёй, деревней
П.п. (думаю)
о сестре, о сестричке
о земле, о деревне
Приложение 1.
«Орфографическая минутка»
пр...мокнет д...брота п...ход
стар...нькая н...мазал смел...сть
ст...клянный стульч...к см...гчить
кист...чка сож...ление осин...вый
п...р...сказ з...крытая л...нейка
Приложение 3.
«Шаги к умению»
_____ Вспомни, какое окончание имеют имена существительные этого склонения в этом падеже.
_____ Напиши окончание имени существительного.
_____ Поставь им.сущ. в начальную форму, определи тип склонения имени существительного.
_____ Проверь себя «словом-помощником» этого склонения, поставив его в форму нужного падежа.
_____ Задай к имени существительному вопрос, определи падеж.
«Шаги к умению»
1) Поставь им.сущ. в начальную форму, определи тип склонения имени существительного.
2) Задай к имени существительному вопрос, определи падеж.
3) Вспомни, какое окончание имеют имена существительные этого склонения в этом падеже.
4) Проверь себя «словом-помощником» этого склонения, поставив его в форму нужного падежа.
5) Напиши окончание имени существительного.
Приложение 4.
1 – вариант.
Вставь пропущенные окончания имён существительных, объясни соседу по парте их правописание:
1) Пташк… (___________) ветка дороже золотой клетк… (___________).
2) В доброй бесед… (____________) всяк ума копит.
2– вариант.
Вставь пропущенные окончания имён существительных, объясни соседу по парте их правописание:
1) В чужой лодк…(____________) всегда больше рыбк…(___________).
2) С миру по нитк…(____________) голому – рубашка.
Приложение 5.
Домашнее задание №3* (по желанию)
а) Соотнеси фразеологизмы с их значениями:
в час по чайной ложк… всё время хвалить
делать из мух… слона очень медленно
гладить по головк… сильно преувеличивать
б) Объясни правописание окончаний имён существительных.
в) Подбери и запиши ещё 3-5 фразеологизмов с новой орфограммой.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ