Конспект урока на тему "Буква е - в начале слов и после гласных; после согласных"
Методический паспорт:
Тема урока: Буква е - в начале слов и после гласных; после согласных.
Цель урока: Продолжить ознакомление учащихся с двойной ролью буквы е - в начале слов и после гласных; после согласных.
Задачи урока:
Формировать умение вычленять в речи звуки [э], [й,э], обозначенные буквами Е, е в разных позициях; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей.
Развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание.
Воспитывать культуру учебного труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать коллективно в группе, парами, самостоятельно, развивать чувство ответственности за выполненное задание.
Развитие УДД:
Предметные
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
- узнавать йотированные звуки в начале слова и после гласной буквы,
- узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,
- обозначать гласные звуки буквами,
- читать слова с изученными буквами.
Метапредметные
Регулятивные
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Познавательные
1. Ориентироваться в учебниках.
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные
- Проявлять уважение к своему классу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
- Выполнять правила поведения на уроке.
Технология проведения урока: по системе ТДМ
Тип урока: урок систематизации новых знаний.
Структура урока: Этапы: подготовительный, систематизации знаний, первичного закрепления, рефлексии.
Формирование ключевых компетенций:
учебно-познавательной
коммуникативной
Единица содержания: характеристика звуков [э] , [й’э], обозначаемых на письме буквой Е, е.
Граница знания – незнания: на предыдущем уроке дети познакомились с новой буквой е.
Учащихся в классе: 25
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и другие М.: «Просвещение» 2012г.
С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
Используемое оборудование: Мультимедийное оборудование, магнитная азбука, глобус, карточки для работы в паре, группе, карточки с текстами для чтения, смайлики красного, жёлтого и зелёного цвета, карандаши простые и цветные, заготовки – смайлики, магниты.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Примечания
Подготовительный этап
Задачи:
Мотивация и подготовка детей к активной деятельности
Актуализация опорных знаний и постановка проблемной ситуации
Формулирование темы урока
Оргмомент и мотивация
(30 сек)
«Прозвенел опять звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели».
- Посмотрите на своих друзей, улыбнитесь. А теперь посмотрите на смайлик на доске. Чего у него не хватает? Ваша задача – хорошо поработать на уроке, чтобы смайлик улыбнулся.
- А теперь соберитесь, настройтесь на работу. Всё у нас с вами, как всегда, получится.
Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу
+Улыбки
На доске прикреплён большой смайлик без улыбки
Подготовка детей к активной деятельности
(1 мин)
Включает детей в работу через беседу с опорой на слайды презентации
- Посмотрите на экран. Что записано?
- Какие звуки они обозначают? Докажите (пропевают).
- Давайте пропоём несколько гласных: сначала слева направо, затем справа налево.
- Сделаем вывод: продолжите предложение «Каждая из названных гласных букв имеет свой собственный …»
+ Буквы
+ Гласные звуки. При произношении гласных нет преграды. Они легко поются.
+Звук
а о у ы и
а-а-а-а о-о-о-о
у-у-у-у и-и-и-и
а-и-о-ы у-ы-о-и
Актуализация опорных знаний и постановка проблемной ситуации
(1,5 минуты)
Просит вспомнить изученное
- Посмотрите на экран, назовите гласные буквы, обозначающие твёрдость предыдущих согласных, приведите примеры слов
- Назовите гласные буквы, обозначающие мягкость предыдущих согласных, докажите примерами слов
- Какой гласной буквы не хватает на слайде?
- Чем отличается буква Е от ранее названных?
- Так какие же звуки обозначает буква Е?
+ а, о, у, ы
+ и
+ е
+ У этой буквы нет «своего» звука, в разных местах в слове она обозначает разные звуки.
+ [э] , [й’э]
Слайд №1 (буквы меняют цвет на синий и зеленый)
На доску – таблица с буквами Е, е.
Затем выключить экран.
Формулировка темы урока (цели урока)
(1 мин)
Предлагает вывести тему урока, исходя из сделанных выводов на этапе актуализации знаний:
- Определите тему урока, продолжая моё предложение
- Тема нашего урока: продолжить знакомство с буквой ..., которая обозначает звуки….
-А теперь попробуйте сформулировать цель урока. Продолжите моё предложение:
-Цель урока: уметь слышать …, обозначенные …, и учиться …
- Где новые знания можно применить в жизни?
Предлагают свои варианты, пытаются сформулировать тему и цель
+Е, [э] , [й’э]
+ звуки, буквой е, читать слова с е.
+ …
Систематизация знаний
Задачи:
Структурирование знаний через построение и реализацию проекта выхода из затруднения.
Организация работы в группах.
Построение и реализация проекта выхода из затруднения
(7 мин)
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по земному шару (показывает глобус). А поведёт нас очень интересный зверёк, который впервые был открыт в Северной Америке (показывает на глобусе). Кто же это?
Отгадайте загадку:
- Немытое в рот ни за что не возьмёт.
И ты будь таким, как чистюля ….
- Что вы знаете о еноте?
Рассказывает о еноте с опорой на слайды № 2, 3
- Произнесите слово ЕНОТ, где находится буква Е?
- Сколько звуков обозначает? Какие?
- Проведите слого-звуковой разбор в парах.
Приглашает проверить
- Давайте проверим. Кто был прав, помашите рукой.
- Сделайте вывод
- МОЛОДЦЫ
!
Продолжает беседу о еноте
- Так где же обитают еноты?
Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём.
Рассказывает о еноте с опорой на слайды № 4,5
- Проведите слого-звуковой разбор слова лес самостоятельно. (Помогает слабым детям).
Приглашает проверить
- А теперь самопроверка со схемой на доске.
- Оцените свою работу с помощью светофора.
- Сделайте вывод.
- ОТЛИЧНО!
Ученики высказывают свои предположения.
+Енот
+ В начале слова
+ 2 звука, [й,э]
Работают в парах на карточке (выдана заранее на парту) – после завершения работу сигнализируют взявшись за руки и подняв их. Одна пара детей производит разбор на закрытой доске с помощью магнитной азбуки.
Сверяются с доской, корректируют ошибки.
+ В начале слова буква е обозначает
2 звука [й,э]
Ученики высказывают свои предположения.
+ Лес
Продолжают работу на чистой карточке – самостоятельно.
Сверяют свою схему со схемой на доске.
Поднимают смайлики светофора.
+ После мягкого согласного буква е обозначает 1 звук [э]
Глобус физический.
Включить экран
Карточки
Схема на доске
На доску вывешивается таблица
Выключить экран.
Схема на доске
На доску вывешивается таблица
Двигательная физкультминутка
(1 минута)
- Пора и
Дети делают зарядку
Кто вприскочку,
Кто вприсядку,
Кто-то плечи поднимает,
Кто-то плечи опускает.
Сделаем руками взмах,
Вправо мах и влево мах,
Полуприсед, присед, наклон.
Всем спортсменам шлем поклон.
Стройными, красивыми все хотим мы стать,
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять!
Проводит дежурный ученик.
Ходьба на месте, руки на поясе.
Прыжок вверх.
Присесть, руки вперед.
Вставая, поднять плечи.
Опустить плечи.
Руки в стороны.
Мах ногами вправо-влево.
Полуприсед, присед руки на поясе.
Наклон вперед, руки в стороны.
Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола.
Работа в группах
( 7 минут)
/упражнение на развитие фонематического слуха/
Продолжает рассказ.
- Мы продолжаем путешествовать с енотом (на доску – фото енота). Еноты обычно живут поодиночке. Но иногда они собираются в стаи по двадцать зверьков, которые делят между собой одно место ночлега или одну общую нору.
Приглашает к работе в группах.
- Давайте и мы поработаем в группах. Объединитесь в группы (умение отработано) и выполните задание.
Предлагает проверить.
- Давайте проверим. Какое слово вызвало затруднение?
- Где находится буква Е? Сколько звуков обозначает?
- Сделайте вывод.
Предлагает обобщить.
- Давайте прочитаем общий вывод на стр. 73 «Азбуки»
- Прочитаем слоги-слияния с буквой е. Какой звук обозначает буква е? Как произнесем предшествующий согласный? Сначала сверху вниз шёпотом, затем снизу вверх громко.
Игра со смайликами «Послушай и ответь»
- Если услышите в слове 2 звука [й,э], то поднимаете красный и жёлтый смайлик. Если один [э]– зелёный.
ДЕЛО, ЕХАЛ, ЕГОР, ПЕНАЛ, ПЕРЕМЕНА, ЕЛИ, ЕЖЕВИКА.
- Кто оказался прав в последнем слове?
- Что такое ежевика? Посмотрите, как выглядит эта ягода.
Зачитывает текст со слайда.
- Составьте со словом красивое предложение.
6 групп получают задание и выполняют его, после выполнения – лидеры вывешивают на доску ответы по порядку номеров групп
+ полосатые
+ после гласной, два
+ После гласной буква е обозначает 2 звука [й,э]
2-3 хорошо читающих ученика читают по цепочке правило
на стр. 73 «Азбуки»
Читают слоги в учебнике на стр. 73.
Дети берут в одну руку 2 смайлика, во вторую – один и поднимают соответствующую руку.
Дети размышляют над словом и делают свои выводы.
+ Нужно было поднять обе руки
Составляют предложения.
Доска – фото енота.
Задание для групп
На доску вывешивается таблица
Стр. 73: « Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного»
се ре ле ве не ке те
Включить экран
Выключить экран.
Первичное закрепление
Задачи:
1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: чтение слов и небольших текстов с новой буквой.
2. Включение в систему знаний и повторение: организация самостоятельной работы
Чтение слогов и слов с новой буквой.
(5 минут)
/упражнение на развитие фонематического слуха/
- Как вы думаете, енот ест ежевику? Хотите узнать?
- Прочитайте жужжащим чтением небольшие стишки на карточках, подготовьтесь к чтению вслух.
«Если нет других хлопот,
Ежевику ест енот.
Едет в дальний лес к ежам:
Ежевики много там!» ( Н. Пунько)
«Ежевику ел енот:
Еле-еле лезла в рот.
Он её под елью ел,
Много съел и потолстел» (Е. Горенбургова)
- Кто готов? Прочитайте вслух.
- Прочитаем хором по вариантам (шёпотом, громко,
восклицательно)
Предлагает задание на интерактивной доске.
- Распределите слова по столбикам.
- Вы отлично справились с заданием!
Предположения детей.
Читают стишки на карточке жужжащим чтением ( по вариантам)
Читают вслух парами по 2 строчки (всего 8 учеников).
Читают хором по вариантам.
Выходят по одному и выполняют задание.
Карточки с текстами (см. Приложение 6)
Упражнения для профилактики нарушения зрения (1 минута)
Использование элект-ронного тренажёра.
Организация самостоятельной работы через разноуровневые задания.
(8 минут)
- Наш енот продолжает рассказ о себе. Лучше всего еноты чувствуют себя рядом с водой. Именно здесь, на берегах рек они выходят на поиски пищи: ощупывающими движениями маленьких ловких лапок, даже не глядя, енот-полоскун исследует мелководье и ищет пропитание.
- Как вы понимаете слово мелководье? (использует толковый словарик)
- Узнать дополнительные факты о реке как месте обитания не только енота поможет «Азбука»
На стр. 75 найдите текст «Река». Прочитайте текст и выполните любое из дополнительных заданий.
Посчитать количество предложений.
Найти слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие.
Найти в толковом словарике значения слов ИЛ, ТИНА.
Приглашает проверить выполненное.
- Читаем текст цепочкой, внимательно следим по учебнику за читающим.
- Проверим, как выполнили задания. Сколько предложений в тексте?
- Назовите слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие.
-Что такое ТИНА? ИЛ?
- Замечательно, вы хорошо потрудились.
Размышляют.
Выбирают посильное задание и выполняют.
Читают по цепочке текст.
С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
Рефлексия учебной деятельности
Задачи:
1. Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания.
2. Организация рефлексии.
Подведение итогов.
(1 минута)
Рефлексия
(1 минута)
- Подведём итог нашей работы.
- Что нового узнали на уроке?
- Продолжите моё предложение:
* Мы познакомились с буквой … .
* Буква е обозначает один звук … когда стоит после ….
* Буква е обозначает два звука … когда стоит ….
- Где можно применить полученные знания?
- Что было для вас интересным на уроке?
- А теперь вспомним про наш смайлик. Если вы довольны своей работой на уроке, то нарисуйте на смайлике улыбку. Если вы хотели бы улучшить работу – нарисуйте серьёзное лицо( раздаёт заготовки). Поместите смайлики на доску.
А я хочу тоже нарисовать улыбку на смайлике, потому что мне понравилась ваша активная и дружная работа на уроке. Спасибо за работу! (рисует улыбку на смайлике)
Подводят итог работы:
+Е
+[э], после мягкого согласного
+[й’э], в начале слова или после гласной
Отвечают на вопросы.
Оформляют смайлики как самооценку своих достижений и с помощью магнитов располагают на доске вокруг смайлика учителя.
Заготовки смайликов
Источники:
http://www.proshkolu.ru/user/inna177/file/165167/ - физкультминутка для глаз
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-na-bukvu-e.html - стихи про енота
http://kartinkiprovsio.ru/razd… - смайлики
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ