конспект урока на тему "Гласные звуки. Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу"
Урок 12.
Тема: Гласные звуки. Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу.
Цель:
- учить слышать и выделять гласные звуки;
- учить обозначать гласные звуки схемой;
- совершенствовать умение составлять связный рассказ на заданную тему;
- подготовка к письму элементов букв;
- совершенствовать умение овладевать различными видами штриховки, писать наклонные с петлёй внизу;
- работать над расширением словарного запаса детей.
Этапы урока
Ход урока
Оборудование
Формирование УУД и ТООУ
Ι. Актуализация знаний
1. - Чем мы обычно занимаемся на уроках обучения грамоте?
- Чем бы вам хотелось заняться сегодня? (Предложение детей)
- Давайте составим план сегодняшней работы.
План (примерный) 3
Работа с рисунками
Составление схем слов.
Составление схем предложений.
По заданным схемам составлять предложения.
Составление устных рассказов.
Обведение предметов (рисунков), штриховка.
2. - Закройте глаза. (Учитель звонит в колокольчик). 1
- Что вы услышали? (Звук колокольчика)
- Закройте глаза.
Учитель рвёт бумагу.
- Что вы услышали?
Дети опять закрывают глаза. Учитель хлопает в ладоши.
- Как называются все эти звуки?
- А из каких звуков можно составить слоги, слова?
- Какие знания мы сейчас повторили? (Речевые и неречевые звуки.)
У детей раздаточный материал – белые и красные кружки, разноцветные кружки.
У учителя белые и красные кружки.
Схемы «Человечки».
Колокольчик.
Познавательные УУД
1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2. Формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3. Формируем умение выявлять сущность особенности объектов;
4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
5. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6. Формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7. Формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
- Послушайте слова, назовите первый звук в каждом слове и обозначьте его белым кружком (учитель ВЫДЕЛЯЕТ голосом первый звук): облако, арка, улица, это, искры, рыбы. 4
- Сколько разных звуков получилось? (6.)
- Сколько кружков получилось? (6.)
- Кто может назвать звуки? ([о] [а] [у] [э] [и] [р].)
- У детей на парте 6 белых кружков из раздаточного материала.
- Где мы нашли эти звуки? (Мы их услышали в словах.)
- А есть ли среди этих звуков лишний?
- Давайте называть каждый звук. Поднесите ладонь к горлу, легко обхватите его пальцами.
- Произнесите гласный звук [о]. Что вы почувствовали под ладонью? (Внутри горла под ладонью что-то дрожит.)
- Произнесите другие звуки. Что почувствовали? (Когда произносим звук [р], внутри дрожит звонче и сильнее, во всех остальных случаях одинаково.)
- Почему же так происходит? 1
-Сегодня мы об этом узнаем.
Возможно, дети знакомы с понятием «гласные звуки» и «согласные звуки», тогда учитель предлагает проверить предположение.
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение слушать и понимать других;
2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
ΙΙΙ. Открытие нового знания
Работа в Букваре. 6 1
- Откройте Букварь на с. 24. Посмотрите на картинку.
- Что изобразил художник? 3
- Была ли у вас похожая ситуация?
- Что чувствует мальчик? Почему?
- Что чувствуют девочки? Почему?
- Давайте озвучим картинку. Что произносит мальчик, как вы думаете? («Эх! Ух!»)
- Почему?
- А девочки? («Ой! Ай!»)
- Почему?
- Назовите первые звуки этих слов.
- Кто знает, как называют такие звуки? ( Если дети испытывают затруднение: Их называют гласными.)
- Почему? На какое слово похоже? (Голос в старину так и называли: глас.)
- А при чём тут голос?
- Оказывается, гласные звуки состоят из голоса. Давайте это проверим. Поднесите ладонь к горлу, легко обхватите его пальцами. Произнесите гласный звук [а]. - Что вы почувствовали под ладонью? (Внутри горла под ладонью что-то дрожит.)
- Произнесите другие звуки.
- Вот здесь, в горле, и живёт голос. Внутри горла находятся две упругие мышцы. Они натянуты, как струны на гитаре. Это голосовые связки. Когда мы произносим гласные звуки, голосовые связки колеблются, дрожат. Так возникает голос.
Схемы гласных звуков. 2
На с. 24 Букваря впервые появляются схемы-«человечки». Это схемы букв и их звуков. До введения букв ботиночки «человечков» просто закрашиваются красным цветом (условное обозначение гласного звука – красный кружок или точка).
- Как же мы их будем обозначать? («Кружком, как в предыдущей работе,»- могут сказать дети.
- Посмотрите на стр.24. Гласные звуки будем изображать схемами-«человечками».
- Что интересного вы заметили? (Красные башмачки.)
- Сколько схем-«человечков» на рисунке?
- Почему? (Их 6 – столько, сколько гласных звуков.)
- Вернёмся к нашим звукам, которые мы сами услышали в словах, и к кружкам.
– Сколько кружков нужно закрасить красным цветом, кто из вас уже догадался? (5.)
– Замените белые кружки красными кружками.
– Произнесите гласные звуки ещё раз и закрасьте на с. 24 в Букваре башмачки красным цветом 3.
- Какие гласные звуки вы слышите в словах «Ма-а-а-ш-а-а-а», «Са-а-а-ша-а-а» (гласные голосом форсируем)
- Сколько и какие гласные звуки в слове «Ира»?
- Чему мы сейчас учились?
- Для чего это нужно?
- Мы проделали большую работу и очень устали, давайте встанем и отдохнём.
Физминутка
- Мы отдохнули, давайте пойдём на полянку.
Регулятивные УУД
1. Формируем умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД
1. Формируем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3. Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ΙV. Развитие умения применения нового знания.
Повторение – подготовка к письму элементов букв.
Работа в прописи. 1 3
- Откройте прописи на с.18.
1. Беседа по картинке.
– Рассмотрите картинку.
– Назовите предметы живой природы.
- Сколько гласных звуков в слове?
- Какие? (Слова произносим по слогам, чтобы отчётливо слышались все гласные звуки.)
– Произнесите по слогам слова, называющие предметы неживой природы.
- Какие гласные звуки есть в этих словах?
2. Обведение и штриховка.
- Поможем нашему художнику дорисовать овечку, цветы и улитку.
- Сначала чёрным цветом обведём по контуру тело овечки.
- Что эта линия напоминает? (Пружинку.) Можно поворачивать руку или тетрадь, как вам удобно.
- Какой предмет состоит из похожих элементов? (Цветок.)
- Теперь обведём цветок, нарисованный такой же линией-пружинкой. Выберите цвет. Выполните эту работу.
– А теперь вернёмся к овечке. Обведём чёрным цветом завитки. Начинаем сверху и закручиваем завиток в середину. (Учитель показывает на доске.) Выполните самостоятельно. 2
– Какой предмет состоит из похожих элементов?
– Раковина улитки – тоже завиток.
- Как вы думаете, какой цвет можно выбрать, чтобы обвести раковину улитки.(Коричневый цвет)
- Обведите самостоятельно.
– Что осталось сделать на нашем рисунке?
- Из каких элементов состоит солнце?
- Выберите цвет и обведите круг и лучики.
3. Подготовка к письму элементов букв
(Обратите особое внимание на третью строку).
– Какие элементы написали на первой строчке?
– Сколько видов прямых наклонных линий написано? (Большие и маленькие.)
- В каком направлении необходимо вести линию? (Сверху вниз.)
- Возьмите зелёную ручку и обведите сначала все большие наклонные линии.
– Все маленькие обведём синим цветом.
– Просмотрите все линии, которые вы написали. Все линии получились ровными, одинаковыми по высоте? Подчеркните ту тройку, которая получилась лучше других.
– Что изменилось у линий на следующей строке? (Они написаны парами, линии второй пары выходят за нижнюю линию рабочей строки.)
– Выберите цвет и обведите все верхние линии. Посмотрите, не вышли ли ваши линии за пределы образца?
- Обведите все линии, выходящие за нижнюю линию рабочей строки, зелёным цветом.
4. Пальчиковая гимнастика
5. Игра «Угадай звук».
Последний трюк в моей программе:
Вот 6 артистов перед вами (схемы-«человечки» гласных звуков).
Ни секунды не теряй,
Звуки гласные раздай.
Приглашаются в игру [о], [э], [ы], [а], [и], [у].
Учитель шепчет на ухо одному ученику звук. Этот ребёнок вытягивает губы, как бы произносит его. Дети догадываются, что это за звук.
- Что мы сейчас делали?
- Почему нужно обращать внимание на работу наших губ?
6. Упражнение на внимание.
- Положите перед собой три кружка разного цвета: синий, жёлтый, красный.
- Поменяйте кружки местами так, чтобы слева был жёлтый, справа красный кружок, а между ними синий.
- Положите первым синий, за ним красный, а последний жёлтый.
- Какой порядок кружков был первоначально?
- Сколько разных комбинаций может быть? (6.)
7. Подготовка к письму элементов букв. 2
- Какие элементы написаны на третьей строчке?
- Обведите синим цветом все наклонные прямые линии.
- На что похож другой элемент этой строчки? (На петельки.)
- Для чего нарисована точка?
- Поставьте руку на парту, напишем в воздухе эти элементы. Учитель пишет образец на доске.
- Обведём все петельки на строке зелёным цветом.
- Просмотрите все элементы этой строки, получилось ли не выходить за пределы образца?
6. Самостоятельное письмо элементов на следующих строчках.
- Что нужно написать на следующих строчках?
- В каком направлении необходимо вести линии?
- Что вызывает затруднение?
- Сколько ручек разных цветов надо выбрать, чтобы написать элементы на каждой строчке? (По две.) Выполните самостоятельно.
7. Проверка.
– Просмотрите все элементы этой строки, получилось ли не выходить за пределы образца? Подчеркните самые красивые элементы.
- Что нужно было выполнить?
- Удалось ли это сделать?
- Всё ли сделано правильно или есть недочёты?
- Всё ли сделано самостоятельно или с чьей-то помощью?
-Нарисуйте снизу справа кружок и раскрасьте его зелёным, если задание выполнено хорошо, жёлтым – если есть недочёты, красным – если задание выполнить не удалось.
8. Работа в Букваре. 1
- Мы очень старались, давайте поиграем в кубики. Откройте Буквари на с.25.
- Кто это на первом кубике? (Волк.)
- Запишем слово схемой. ________
Учитель записывает схему на доске, у учеников есть образец в букваре.
- Послушайте, какие гласные звучат в этом слове. Сколько их? (В слове один гласный звук [о].)
- Где в слове этот гласный звук: в начале слова, в середине или в конце? (В середине.)
- Как обозначим услышанный звук? Почему? (Обозначим на схеме гласный звук красным кружком.)
- Прочитаем слово по схеме. (Волк.)
- Почему так говорят Волка ноги кормят? 3
Так рассматривается каждая картинка, анализируется каждое слово. Затем сравниваем схемы в каждом ряду.
- Сколько гласных в словах первого?
- Второго?
- Третьего ряда?
- Назовите все гласные звуки первого?
- Второго.
- Третьего ряда.
– В каких словах всего три звука? (Рак, лук.)
- Четыре звука? (Волк, рыба.)
– Составим из белых и красных кружков эти слова.
рак лук рыба
Возможны дополнительные вопросы к некоторым картинкам. Например, к картинке, где изображён рак. Что значит «Когда рак на горе свистнет»? (Никогда.) «Красный как рак». (Варёные раки красного цвета.)
– А когда говорят «Горе луковое»? (О незадачливом человеке.)
- Как можно назвать одним словом всё, что нарисовано на картинках? (Предметы)
9. Работа в прописи. 2
- А есть ли в прописи предметы? Давайте посмотрим.
- Какой предмет здесь нарисован? (Якорь)
1. Лексическая разминка.
– Подберите слова в тематическую группу, где первое слово якорь. Для чего нужен якорь на корабле?
2. Обведение по контуру, дорисовывание с предварительным анализом и объяснением.
- Какая часть якоря не закончена?
- Кто может объяснить, как нужно вести линию?
- Выберите цвет и обведите все линии зелёным цветом.
- Заштрихуйте каждый якорь линиями наискосок справа налево.
3. Фонетическая разминка.
– Представьте, что вы пароходы. Поднимите якоря и попрощайтесь «гудками». (У-у-у!)
- Покричите, как в лесу. (Ау! Ау!)
- Поплачьте, как маленький ребенок. (Уа! Уа!)
- Как мама укачивает малыша? (А-а-а-а!)
4. Самостоятельное письмо (вторая половина с. 19).
- Как вы думаете, почему на нижних строчках нарисованы зонтики. (У якоря и у зонтика есть одинаковые элементы)
Выполняется под счёт учителя и стук карандаша. Это упражнение «Метроном» помогает отрабатывать ритм, скорость письма.
- Как вы думаете, почему на нижних строчках нарисованы зонтики.
– У зонтика нужно заштриховать купол линиями наискосок в разных направлениях, причём разными цветами каждый сегмент.
ТООУ
Духовно-нравственное развитие и воспитание.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ
ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
V. Итог урока.
- Что нового мы сегодня узнали на уроке?
- Сколько гласных звуков?
- Назовите гласные звуки. 4
- Они называются гласными, потому что состоят из … (голоса.)
– Только ли из гласных звуков состоят слова? (Нет.) Значит, впереди будет знакомство с другими звуками.
- Давайте посмотрим на наш план, что мы ещё делали на уроке, но не отразили в нашем пункте плана. (Обозначали гласные буквы в словах.)
- Что у вас сегодня получилось лучше всего?
- В чём испытывали затруднение? Как это исправить?
- Как бы оценили своё настроение после урока?
- Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока в дневнике.
ТООУ
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ