Конспект урока на тему "Изложение с творческим заданием "Мурка и ежата"
Тема. Изложение с творческим заданием
«Мурка и ежата»
Цели: формировать умения связно пересказывать текст, дополняя его собственными высказываниями, умения правильно выражать свои мысли; развивать внимание, наблюдательность, связную речь, творческие способности; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать любовь и интерес к природе.
Планируемые результаты обучения
Предметные: научатся излагать текст, дополнять его собственными высказываниями.
Метапредметные (УУД):
Познавательные: научатся воспринимать смысл читаемых текстов, передавать устно и письменно содержание текста, дополнять его собственными высказываниями, опираясь на свой жизненный опыт.
Регулятивные: научатся организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные: научатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: научатся владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявлять эстетические чувства.
Оборудование: иллюстрации с изображением котов и ежей, слова для орфографической подготовки.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация чувственного опыта обучающихся
1. Слово учителя
- Послушайте загадки
Пушка Лежала под елками
Лапой уши мыла Подушечка с иголками
На скамейке Лежала, лежала
У окошка Да и побежала
Пушка Кто это? (Еж)
Моется
Без мыла
Потому что
Пушка - … (кошка)
(Учитель показывает иллюстрации с изображением кошек и ежей)
2. Беседа
Учитель показывает иллюстрацию с изображением ежа и просит рассказать о нем.
- Какое это животное?
- Что вы о нем знаете?
- Какие сказки и рассказы о ежике вы знаете?
- Послушайте несколько произведений об этом животном
3. Чтение учителем и подготовленными детьми
Еж
Раз я шел по берегу ручья. Под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня и свернулся. Я прикоснулся к нему кончиком сапога. Ежик страшно зафырчал. Я осторожно спихнул его в ручей.
(По М.Пришвину)
- Почему еж свернулся?
- Какие звуки издает еж при опасности?
- Как вы думаете, что было потом?
Еж проснулся (читает заранее подготовленный ученик)
Под пенечком на горе
Еж всю зиму спал в норе
Вдруг почуял:
В норку с горки
Натекает под иголки
Встал,
Немножко позевал,
Гриб сушеный пожевал
И пошел с горы пешком
На свидание с дружком
(В.Фетисов)
- Как еж проводит зиму?
- Почему он проснулся?
- Каким показан ежик в стихотворении?
Кот и еж
Кот идет, навстречу – еж.
Он и растревожился.
На ежа стал кот похож
И, как еж, наежился.
- Как встретились кот с ежом: дружелюбно или враждебно?
- Почему кот стал похож на ежа?
- Что значит слово «наежился»?
III. Сообщение темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Что вы знаете о котятах и ежатах? (ответы детей)
Сегодня на уроке вы узнаете о том, как кошка спасла маленьких ежат, напишем изложение этой истории. Но изложение будет необычным: у текста нет концовки. Вы сможете самостоятельно закончить рассказ.
IV. Работа над изложением.
1. Чтение текста учителем
Мурка и ежата
У маленьких ежат пропала мать. Колючие комочки погибали. Они были голодные.
У кошки Мурки родились котята. Она кормила их молоком. Раз Мурка подошла к ежатам. Она тронула их лапой и отбежала. Ежи кололись.
Приближалась беда. Ежата уже не шевелились. Тогда малышей завернули в тряпочку…
(По В.Бианки)
2. Беседа по содержанию текста.
- Какая беда случилась у ежат?
- Что им грозило?
- Что сделала Мурка?
- Почему она убежала?
- Как вы думаете, что было дальше? (Ежата больше не кололись. Мурка покормила их молоком. Зверьки были спасены)
Физкультминутка
Раз, два – шли котята,
(шаги на месте)
Три, четыре – шли ежата
(прыжки на месте)
В школу весело пришли
(хлопки в ладоши)
Занимались от души
(повороты в стороны)
А отлично занимались
3. Лексико-стилистическая работа
- Какими словами можно заменить слово ежата, чтобы избежать повтора? (колючие комочки, малыши, детеныши, зверьки)
4. Орфографическая подготовка
- Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
В тексте изложения вам эти слова встретятся.
К…лючие (колкий), к…мочки (ком), г…лодные (голод), к…тята (кот), к…лолись (колется), пок…рмила (корм), к…рзина (словарное слово)
- Написание некоторых слов вам неизвестно. Прочитайте и запомните.
Пропала, погибали, подошла, отбежала, теперь.
- Составьте с этими словами словосочетания
5. Повторное чтение текста. Обсуждение и составление плана
Примерный план
1. Беда у ежат
2. Попытки Мурки покормить лесных малышей
3. …
- Как вы думаете, как мы назовем придуманную концовку? (записывается последний пункт плана – «Зверьки спасены»)
6. Составление устного связного высказывания (рассказывают 2 - 3 ученика)
7. Написание изложения. Индивидуальная помощь отдельным учащимся
Вариант концовки: Теперь зверьки не кололись. Мурка покормила лесных малышей. Ежата были спасены.
8. Самопроверка, исправление ошибок.
9. Чтение работ. Обсуждение.
V. Рефлексия
- Довольны ли вы результатами своей работы?
- Оцените свою работу на уроке - дети поднимают смайлики:
- если работали хорошо;
- работали удовлетворительно;
- могу работать лучше
VI. Итог урока
- Кому было посвящено изложение?
- Что в нем было необычного?
- Что вам понравилось больше всего?
VII. Домашнее задание
Придумать начало текста.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ