Конспект урока на тему "Изложение с творческим заданием "Мурка и ежата"

Тема. Изложение с творческим заданием

«Мурка и ежата»

Цели: формировать умения связно пересказывать текст, дополняя его собственными высказываниями, умения правильно выражать свои мысли; развивать внимание, наблюдательность, связную речь, творческие способности; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать любовь и интерес к природе.

Планируемые результаты обучения

Предметные: научатся излагать текст, дополнять его собственными высказываниями.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: научатся воспринимать смысл читаемых текстов, передавать устно и письменно содержание текста, дополнять его собственными высказываниями, опираясь на свой жизненный опыт.

Регулятивные: научатся организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: научатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: научатся владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявлять эстетические чувства.

Оборудование: иллюстрации с изображением котов и ежей, слова для орфографической подготовки.

Ход урока

I. Организация класса

II. Актуализация чувственного опыта обучающихся

1. Слово учителя

- Послушайте загадки

Пушка Лежала под елками

Лапой уши мыла Подушечка с иголками

На скамейке Лежала, лежала

У окошка Да и побежала

Пушка Кто это? (Еж)

Моется

Без мыла

Потому что

Пушка - … (кошка)

(Учитель показывает иллюстрации с изображением кошек и ежей)

2. Беседа

Учитель показывает иллюстрацию с изображением ежа и просит рассказать о нем.

- Какое это животное?

- Что вы о нем знаете?

- Какие сказки и рассказы о ежике вы знаете?

- Послушайте несколько произведений об этом животном



3. Чтение учителем и подготовленными детьми

Еж

Раз я шел по берегу ручья. Под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня и свернулся. Я прикоснулся к нему кончиком сапога. Ежик страшно зафырчал. Я осторожно спихнул его в ручей.

(По М.Пришвину)

- Почему еж свернулся?

- Какие звуки издает еж при опасности?

- Как вы думаете, что было потом?



Еж проснулся (читает заранее подготовленный ученик)

Под пенечком на горе

Еж всю зиму спал в норе

Вдруг почуял:

В норку с горки

Натекает под иголки

Встал,

Немножко позевал,

Гриб сушеный пожевал

И пошел с горы пешком

На свидание с дружком

(В.Фетисов)



- Как еж проводит зиму?

- Почему он проснулся?

- Каким показан ежик в стихотворении?



Кот и еж

Кот идет, навстречу – еж.

Он и растревожился.

На ежа стал кот похож

И, как еж, наежился.



- Как встретились кот с ежом: дружелюбно или враждебно?

- Почему кот стал похож на ежа?

- Что значит слово «наежился»?

III. Сообщение темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Что вы знаете о котятах и ежатах? (ответы детей)

Сегодня на уроке вы узнаете о том, как кошка спасла маленьких ежат, напишем изложение этой истории. Но изложение будет необычным: у текста нет концовки. Вы сможете самостоятельно закончить рассказ.

IV. Работа над изложением.

1. Чтение текста учителем

Мурка и ежата

У маленьких ежат пропала мать. Колючие комочки погибали. Они были голодные.

У кошки Мурки родились котята. Она кормила их молоком. Раз Мурка подошла к ежатам. Она тронула их лапой и отбежала. Ежи кололись.

Приближалась беда. Ежата уже не шевелились. Тогда малышей завернули в тряпочку…

(По В.Бианки)

2. Беседа по содержанию текста.

- Какая беда случилась у ежат?

- Что им грозило?

- Что сделала Мурка?

- Почему она убежала?

- Как вы думаете, что было дальше? (Ежата больше не кололись. Мурка покормила их молоком. Зверьки были спасены)



Физкультминутка

Раз, два – шли котята,

(шаги на месте)

Три, четыре – шли ежата

(прыжки на месте)

В школу весело пришли

(хлопки в ладоши)

Занимались от души

(повороты в стороны)

А отлично занимались



3. Лексико-стилистическая работа

- Какими словами можно заменить слово ежата, чтобы избежать повтора? (колючие комочки, малыши, детеныши, зверьки)

4. Орфографическая подготовка

- Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

В тексте изложения вам эти слова встретятся.

К…лючие (колкий), к…мочки (ком), г…лодные (голод), к…тята (кот), к…лолись (колется), пок…рмила (корм), к…рзина (словарное слово)

- Написание некоторых слов вам неизвестно. Прочитайте и запомните.

Пропала, погибали, подошла, отбежала, теперь.

- Составьте с этими словами словосочетания



5. Повторное чтение текста. Обсуждение и составление плана

Примерный план

1. Беда у ежат

2. Попытки Мурки покормить лесных малышей

3. …

- Как вы думаете, как мы назовем придуманную концовку? (записывается последний пункт плана – «Зверьки спасены»)



6. Составление устного связного высказывания (рассказывают 2 - 3 ученика)



7. Написание изложения. Индивидуальная помощь отдельным учащимся

Вариант концовки: Теперь зверьки не кололись. Мурка покормила лесных малышей. Ежата были спасены.

8. Самопроверка, исправление ошибок.

9. Чтение работ. Обсуждение.

V. Рефлексия

- Довольны ли вы результатами своей работы?

- Оцените свою работу на уроке - дети поднимают смайлики:

- если работали хорошо;

- работали удовлетворительно;

- могу работать лучше

VI. Итог урока

- Кому было посвящено изложение?

- Что в нем было необычного?

- Что вам понравилось больше всего?

VII. Домашнее задание

Придумать начало текста.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ