Конспект урока на тему "Корень слова"
Открытый урок
в 3 «Б» классе МОУ «СОШ № 94»
Корень слова
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 94» г. Саратова
Гордеева Светлана Александровна
Тема урока: Корень слова.
Цели урока: 1.Уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; корень – общая часть однокоренных слов, передающая их основное значение; отрабатывать умение распознавать однокоренные слова и выделять корень.
2. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, мышление, внимание, навыки самостоятельной работы.
3. Воспитывать интерес к предмету, заботливое отношение к окружающему миру, природе, чувство справедливости, отзывчивости; учить заботиться о своём здоровье.
Оборудование: Таблица «Корень слова», буквы, иллюстрация злобного Вируса, рисунки леса и волшебного дерева, карточки для каждого ученика.
Ход урока.
Организационный момент.
У. Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Мы многое повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.
Мобилизующий этап. Определение темы и цели урока.
У. Для начала мы немного поиграем и узнаем тему урока. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (Учитель диктует слово, ученик выходит к доске и проговаривает его, называет орфограмму и правило).
Ковёр, Рига, тупик, друзья, ветер, ванна.
(Буквы, обозначающие орфограммы, выставляются на фланелеграфе: О, Р, К, Ь, Е, Н).
У. Злой Вирус и здесь успел всё перепутать. Расшифруйте слово и тогда узнаете тему нашего урока.
Д. Здесь зашифровано слово корень.(У доски ребёнок выставляет на фланелеграфе это слово.)
У. Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем?
Д. Корень есть у дерева, у зуба.
У. Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Но и в русском языке мы тоже уже встречались с корнем. Кто сможет определить тему нашего урока?
Д. Корень есть в словах, значит тема урока: «Корень слова».
Тема урока на доске: Корень слова.
У. Что такое корень слова?
Д. Корень – это общая часть родственных слов.
У. А кто попробует сказать, что мы будем делать на уроке. С помощью опорных слов определите цель нашего урока.
Уточнить представление ….
Выяснить роль … .
Отрабатывать умение … .
Чистописание.
У. Я подготовила вам букву для чистописания, а её кто-то повредил.
Наступила осень. Бесспорно, красивое время года, но и опасное, потому что это время, холодное и сырое, благоприятно для злых болезнетворных бактерий и вирусов. Вот и на нашу букву напал злой Вирус. Какую букву он повредил?
Д. Злой вирус повредил букву К.
У. Давайте её вылечим: соберём элементы и пропишем целую строчку.
Определите закономерность написания букв и элементов.
Ка / ККб // ККв ///
Д. Увеличивается количество заглавных букв К, к ним добавляется каждый раз строчная буква по алфавиту, увеличивается количество прямых наклонных линий.
У. Что вы знаете о букве К?
Д. Это согласная буква. Она даёт два согласных глухих звука: твёрдый [к] и мягкий [к’].
У. Пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность.
Работа по теме урока.
У. Сегодня мы отправимся путешествовать по словам. Что такое слово?
Д. Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, признаков, состояний, действий и т. д.
У. Где можно найти значение слова слово и любого другого слова?
Д. В толковом словаре Ожегова С. И. , Даля В. В.
У. Вчера мы начали говорить о том, что слова объединяются в гнёзда.
Как называются слова, которые входят в одно гнездо?
Д. Однокоренные.
У. Какие слова называются однокоренными?
У. Слова, которые имеют общий корень и общее значение.
У. Итак, мы готовы к путешествию, запаслись знаниями и в путь, к словам.
Посмотрите, куда мы пришли. Ничего не понимаю. И здесь успел побывать злобный Вирус.
Ребята, понятно какие слова здесь записаны? Почему? Вирус успел уничтожить важную часть в словах - корень. Нам нужно вылечить слова и узнать, куда же мы попали.
… ничество
пере … ок … ой
…овичок … истая (местность)
?
…овик … ничий
… ок … ник
Дети подбирают корень и записывают однокоренные слова.
Д. Мы пришли в лес.
У. Был ли понятен смысл слов, значение слов, пока мы не вставили корень? (нет).
Какой вывод можно сделать? Что такое корень? На доске схема:
КОРЕНЬ
Главная часть Передаёт основное .
слова. значение слова.
Физкультминутка.
И здесь мы победили злого Вируса. Справились с болезнью. А кто знает, что нужно делать человеку, чтобы не болеть, быть всегда здоровым и не бояться злых бактерий и вирусов? (Нужно закаляться, делать зарядку, принимать душ). А ещё можно сделать прививку в самое опасное время года – осенью и тогда зимой вы не заболеете гриппом. Прививка вас защитит.
Давайте немного поиграем в игру на внимание. Разбейтесь на пары. Ведущий будет называть пары слов. Если вы услышите однокоренные слова, хлопайте друг друга в ладоши, а если не однокоренные, вставайте друг к другу спинами. (Данную физкультминутку составила Погосян Сусанна).
Продолжение работы по теме урока.
У. Продолжим путешествие. У нас в лесу есть замечательный сад.
Как – то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
-САД-
У. Вот это дерево. Какую пользу приносят деревья?
Д. Выделяют кислород, поглощают углекислый газ. У нашего дерева, как у любого другого, есть корень. Чего же не хватает?
Д. Злой Вирус съел все листочки – слова.
У. Подберите однокоренные слова с корнем -САД- и тогда наше дерево будет здоровым и красивым.
Д. Садовник, садовод, сажать, садовый, посадить, пересадить, садовод … .
У. Как называются все эти слова?
Д. Однокоренные.
У. Какие слова называются однокоренными?
Д. Слова, у которых одинаковый корень и одинаковое значение.
У. Что ещё можно сказать о корне?
Д. Корень – главная часть слова, общая часть всех однокоренных слов
В схему КОРЕНЬ добавляется ещё одна часть: общая часть однокоренных слов.
КОРЕНЬ
Главная часть Передаёт основное Общая часть
слова. значение слова. однокоренных слов.
Задание: спишите слова, распределив их по группам. На какие 3 группы можно разделить эти слова, ведь они все однокоренные? (По частям речи). Повторим правила о тех частях речи, с которыми знакомы.
( Под схемой КОРЕНЬ появляется вывод: однокоренные слова могут относиться к одной или разным частям речи.)
Работа с учебником.
У. Путешествуя по саду, мы увидели, что от корня образовались новые слова.
В каком –то гнезде однокоренных слов много, в каком-то поменьше. В русском языке есть специальный раздел, который называется «Словообразование». Почему он так называется? Что он изучает?
Д. Он изучает части слова, образование новых слов.
У. Сейчас и мы попробуем последить за тем, откуда берут свои названия некоторые слова - предметы.
Стр. 49, упражнение 123(1).
Чай из листиков нарезан,
Снятых с чайного куста.
Человеку чай полезен –
Чайник в доме неспроста.
У. Почему чайник так назвали?
Д. В нём заваривают чай.
У. Почему чай так назвали?
Д. Его делают из листиков чайного дерева.
У. Какое задание можно выполнить с этим текстом?
Д. Можно выписать однокоренные слова и выделить в них корень.
VIII. Гимнастика для глаз.
IX. Закрепление. Самостоятельная работа.
У. Давайте обобщим всё, что узнали на уроке.
1.Что такое корень слова? (см. таблицу);
2. Как найти в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и выделить общую часть).
У. Теперь вы готовы к самостоятельному путешествию по словам. Оно не простое.
На столе у вас карточки № 1 с группами слов. Вирус перемешал слова.
Задание: из каждой строчки выпиши только однокоренные слова, обозначь в них корень.
1 вариант: Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Храбрый, смелый и смельчак.
2 вариант: Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
X. Творческая работа.
Мы многое повторили, чему – то научились. Мы победили сегодня злого Вируса, помогли однокоренным словам с ним справиться. Урок подходит к концу. Заканчивается и осень. Совсем скоро придёт зима и тому, кто знает, как бороться с болезнетворными микробами и вирусами, не страшны ни холод, ни мороз. Надеюсь, вы получите только радость и удовольствие от прихода зимы. Давайте сейчас представим себе зиму, с её пушистым снегом, морозом, румяными щеками и, конечно же, с зимними забавами.
В заключение урока одной группе учащихся предлагаю написать интересный рассказ о зиме. Но… , рассказ не простой. Я дала вам начало рассказа, а ещё словосочетания, которые вы можете использовать в своём рассказе. И самое главное. В каждом предложении вашего рассказа должно быть слово с корнем снег (снеж).
Скоро зима.
Замелькают в воздухе, теплым одеялом, метели заметут, лесные тропинки, дети рады, будут лепить.
Вторая группа учащихся получила другое задание.
Вам дан текст, в каждое предложение которого, вам нужно вставить подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег (снеж).
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Тёплым одеялом укроет землю … . … метели заметут лесные тропы. Дети рады … . Будут лепить … , строить крепости.
XI.Итог урока. Выставление оценок.
Как называется тема нашего урока?
Что нового вы узнали на уроке?
Что мы сегодня повторили?
Какое задание показалось самым трудным?
Какое самым интересным?
Что нужно делать человеку, чтобы не заболеть, быть здоровым?
XII.Домашнее задание.
Продолжается конкурс по подбору однокоренных слов. В словарики однокоренных слов запишите как можно больше слов с корнями, которые предложены в
упражнении 129.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ