Конспект урока на тему «Краткое изложение с творческим продолжением «Штора»


ТЕМА: «Краткое изложение с творческим продолжением

«Штора»

Цели:

  • Формирование умения отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли.

  • Формирование умения пользоваться различными способами сокращения текста.

  • Формирование умения формулировать заключительную часть.

  • Формирование умения строить рассуждения.

Ход урока.

1. Ознакомление с текстом.
Постановка учебной задачи.

  • Сегодня на уроке мы будем писать изложение.

  • Прочитайте название текста (на доске), с которым мы будем работать.

  • Объясните значение слова штора.

  • А что сказано об этом слове в толковом словаре Ожегова?

  • Давайте познакомимся с текстом.

  • Какое значение имеет слово «штора» в этом рассказе?

  • Какой тип текста? (на доске: определение, повествование, рассуждение)

  • Докажите.

2. Чтение текста учащимися.
Анализ содержания.

- Прочитайте текст.

Докажите словами из текста, что действительно между людьми и птицами образовалась преграда.

  • Что волнует автора?

  • Что хочет сказать нам автор этим рассказом?

  • Как вы думаете, завершен ли текст?

  • Как догадались об этом?

  • Перед нами на этом уроке стоят две задачи. Первая - кратко передать содержание текста, а вторая... (закончить рассказ)

3. Составление плана и сокращение текста.

  • Мы знаем, что есть изложение подробное, краткое, выборочное. Сегодня мы пишем краткое изложение.

  • Как будем сокращать текст?

  • Что должно сохраниться при сокращении?

  • Что поможет написать изложение последовательно и логично?

  • Прочитайте первый абзац.

  • Может ли он являться первой частью? Почему?

  • Что вы узнали из нее? (работа с текстом, карандаш)

  • О чем нужно сказать обязательно?

  • В каком предложении об этом говорится?

  • Прочитайте, когда открывалась птичья столовая?

  • Как об этом сказать короче?

  • Можно ли заменить 2 и 3 предложение одним?

  • Обратите внимание, какие птицы прилетели к кормушке?

  • Как автор характеризует птиц?

  • Почему важно использовать эти слова?

  • Попробуйте сами сократить эти три предложения.

- Прочитайте последнее предложение.
Может, сократим его?

Что напоминает?

Оставим последнее предложение.

- Прочитайте, что получилось?

Так было всегда. Зимой у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска, и открывалась птичья столовая. К ней прилетали нахалешки воробьи, любопытные синички, важные свиристели. И так было бы всегда.

  • Озаглавьте эту часть, используя слова из текста. (Так было всегда.)

  • Прочитайте 2 часть.

Что вы узнали?

  • Докажите, что в этой части все события читатель видит глазами птиц.

(работа с текстом, карандаш)


  • О чем скажем обязательно?

  • Когда произошла перемена в жизни птиц и почему?

  • Что можно опустить?

  • О чем скажем дальше?

  • О чем думают птицы?

Эти предложения сократите сами.

  • Будем ли писать последнее предложение?

  • Прочитайте, что получилось.

В конце зимы в дом приехали другие жильцы. На окнах повисли тяжелые шторы. А корма в балконной кормушке все не было. Может, это штора мешала людям видеть птиц? А людям, которые шли по улице, мешали воротники и шапки. Но птицы все-таки ждали...

- Озаглавьте 2 часть слова из текста. (Новые жильцы.)

4. Составление заключительной части.

- Мы подошли к заключительной части.

- Что такое заключение?

  • А как закончится эта история, вы должны написать, сами. И заголовок вас у каждого будет свой. (на. доске в плане: А что дальше?)

5. Орфографическая подготовка.

- у балконной двери - все-таки
отодвигалась

тюлевая занавеска

нахалешки

свиристели

  1. Написание изложения.

  2. Итог.

  • Как озаглавили 3 часть?

  • Прочитайте текст, который записали.

  • Что самое трудное было на уроке?

  • Чему учились?




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ