Урок русского языка 2 класс "Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

городского округа город Фролово







Русский язык 2 класс

«Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих».


Стечкина Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов.









Фролово, 2013

Пояснительная записка.

Урок русского языка 2 класс. Направление – начальная школа. Тема урока «Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих». Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, возбуждению интереса к предстоящей работе. Тип урока: обобщение знаний обучающихся. На уроке используются индивидуальная, парная и коллективная формы работы. Урок ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты. Обучение ведется по учебнику «Русский язык», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2012 г. Раздел учебника «Правописание буквосочетаний». На изучение курса отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.

Мультимедийное сопровождение позволяет реализовать принцип наглядности, увеличить плотность урока. Урок построен с учётом здоровьесберегающих технологий. Просмотр слайдов презентации осуществляется в течение урока «пунктирно» не более 15 минут и чередуется сменой видов деятельности. Для снятия утомляемости проводится гимнастика для снятия усталости в соответствии с Сан ПиН .

Структура урока

Этап урока

ЭОР

Деятельность ученика

1

Орг. момент

Организация настроя на продуктивную учебную работу.


Настрой на урок

2

Актуализация знаний.






Прочитать слова. Записать слова парами. Подчеркнуть буквосочетания.

3

Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.


Просмотр правила и выполнение задания



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3f56aca4-87bd-45db-bc39-9a5dda6977f5/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_025%5D.swf

Формулируют тему и цели урока


Рассказывают о Чуковском и Шишкине.

4

Экспериментальная работа

  1. Работа в парах

  2. Ресурсы Интернет



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIG_027%5D.swf

Записывают слова, выделяют орфограмму. Проговаривают правило.

5

Физминутка .



6

Самостоятельная работа


Самостоятельно работают в тетрадях, сверяют с эталоном

7

Закрепление изученного


Работают с дифференцированными карточками

8

Рефлексия. Итог урока


Инсценируют сценку

9

Домашнее задание



Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи:

  • Образовательные - формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- принимать учебную задачу урока,

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- уточнить представления учащихся о звуках [ж], [ш], [ц] как твёрдых.

  • Развивающие - развивать умение выражать свои мысли; структурировать знания; развивать орфографическую зоркость.

  • Воспитательные - содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности.

Тип урока. Урок – обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: интерактивная приставка, презентация, карточки, Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Цель:- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Прослушивание песни «Я хочу узнать…»

- Сегодня мы с вами будем работать под девизом «Я хочу все знать!»

  1. Актуализация знаний.

Цель: - организовать фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.

- Прочитайте слова. Один или много одинаковых предметов они называют?

Малыш

Карандаш

Морж

Груша

Ухо

- Измените все слова так, чтобы они называли много предметов.

Запиши слова парами. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.

Какие шипящие согласные звуки вы встретили в этих словах? [ж], [ш]

Что вы знаете об этих звуках?([ж], [ш] – всегда твердые звуки)

А теперь будьте внимательны! Какие знакомые орфограммы или опасные места вы заметили? (Жи-ши)

- Вспомним только мягкие согласные звуки? [й,], [щ,], [ч,]

- Есть ли в словах площ…дка, рощ..., овч…рка, туч… только мягкие согласные звуки. Назови их.

- Вставь пропущенные буквы.

3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Цель: -организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий.

Какая тема урока у нас будет сегодня? Над чем мы будем работать? Кто догадался? (Ответы детей.)

Верно, сегодня мы с вами обобщим знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Будем упражняться в написании слов и предложений.

Просмотр правила и выполнение задания. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3f56aca4-87bd-45db-bc39-9a5dda6977f5/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_025%5D.swf)

Дети читают сообщения о Чуковском К. И. и Шишкине И. И.

  1. Экспериментальная работа.

Цель: - организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы по теме урока.

1 задание. Образуйте и запишите слова (работа в парах)








- Подчеркни орфограмму.

2 задание. «Найди ошибку». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIG_027%5D.swf

5. Физминутка

6. Самостоятельная работа.

Цель: - организовать самопроверку по эталону

Упражнение 180 с. 120.

- Прочитайте слова. Что в них общего? На какие две группы их можно разделить?

Первый вариант списывают слова с сочетаниями жи-ши, второй вариант – чу-щу, ча-ща.

После выполнения дети меняются тетрадями и проверяют по эталону.

7.Закрепление изученного.

Работа с дифференцированными карточками.

Первый уровень.

- Вставь пропущенные буквы.

Лесная чаща.

Густой листвой покрыты деревья. За лосихой бродит рыж…й лосенок. Около норы играют лисята. У белки в гнезде бельч…та. Белка кормит их ш…шками. Мать учит зверьков прыгать с сосны. Стрелой мчится в лесную ч…щу рысь. Она несет рысятам добыч….

  1. На какие правила пропущены буквы в словах?__________________________________

  2. Выпиши из текста слова, которые состоят из 1 слога. ____________________________

Второй уровень.

  1. Подбери однокоренные слова к слову ширь ___________________________________________________________

  2. Выпиши из текста 5 предложение и выдели грамматическую основу.

__________________________________________________________________________

  1. Запиши 2 слова с орфограммой жи – ши, ча – ща, чу - щу, которые отвечают на вопросы кто? что? _________________________________________________________

2 слова с орфограммой жи – ши, ча – ща, чу - щу, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие? _______________________________________________________

Третий уровень.

  1. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь в слова пропущенные буквы.

Р…ка ш…рокая, а ручей _____________. Ш…повник ни…кий, а дуб _________.

  1. Объясни, какую букву вставил в слове р…ка , ни…кий и почему? _________________________________________________________________________

  2. Запиши 2 слова с орфограммой жи – ши, ча – ща, чу - щу, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? ____________________________________________ Укажи количество слогов, букв и звуков в этих словах. _________________________________________________________________________

8. Рефлексия. Итог урока.

Цель:- организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.

Ведущий: Вот пришел домой наш Коля…

Как трудился Коля в школе?

Не сказал бы я, что много.

Задержался он в дороге,

На уроки опоздал,

Пол- урока продремал.

Ничего он не ответил,

Посмеялись над ним дети.

(обращается к Коле:)

Может, ты сегодня, Коля,

Выучишь уроки?

Коля: Ладно, ладно говорю,

Вот только видик посмотрю,

Да журналы полистаю,

Да с друзьями поиграю.

А еще мне - на кружок…

Ведущий: А когда учить, дружок?

Коля: Я устал, пойду вздремну.

С понедельника начну

Сказочник: В кресло сел и задремал,

В царство сказок он попал!

И глазам своим не верит,

В царстве том все двери, двери…

Открывает он одну…

Коля: Дай, сюда я загляну.

Баба Яга: Вот и ты, садись – кА рядом,

Побеседовать нам надо.

Поступило заявленье

На лентяя Колю,

Что диктанты он на двойки

Часто пишет в школе.

Подписались все ежи,

И ерши, стрижи, моржи.

А еще мой друг шипящий,

Змей Горыныч настоящий.

Раньше славно он шипел,

Мне с шипеньем песни пел.

Но ты всюду писал,

Шипеть Горыныч перестал.

И теперь он злой – презлой,

Хочет встретиться с тобой.

Под его песни, бывало,

Я, как ангел засыпала.

Иль самой мне проскрипеть,

Колыбельную попеть?

Поет:

Стонет лес, темный лес,

Падают в нем шишки.

Будешь жить теперь, ты, здесь

Ленивый мальчишка.

Нам такие нужны.

Для игры у тебя времени не будет,

Быть полезным учись

Бабе Яге и людям.

Говорит:

Что? Боишься такой пытки?

Дам последнюю попытку.

Мальчик Коля, мне скажи,

Как же пишется жи, ши?

Ах , не знаешь? Даже Ежка

Знает правила немножко.

Я учусь в лесу дремучем,

А пишу тебя получше.

Ну, а ты, я, знаю, Коля,

Учишься в огромной школе.

Там красиво, там детишки

Умные читают книжки.

Все стараются узнать,

Учатся они на пять!

Как ,ты, написал ежи?

Коля: Кажется, мне с буквой ы.

Баба Яга: Бедные ежи, ой – ой,

Не пускают их домой

В дверь стучат, а им в ответ:

С буквой ы никого нет!

Звонок по телефону.

Баба Яга: ( по телефону) Змей Горыныч, ты в дороге?

Задержу Колю немного.

Я сейчас его свяжу,

До приезда пригляжу.

Пока она говорит, Коля крадется в сторону

Коля: (обращается к детям)

Бабку Ежку обману,

В дверь другую проскользну.

Может, здесь мой путь домой.

Как устал, я боже мой!

Волк:

Наконец, ты мне попался,

Кстати, я проголодался…

Коля: Серый волк, я не зайчишка,

Я простой – лентяй – мальчишка!

Я хочу попасть домой

И уроки там учить.

Вот поэтому, ты , Серый

На меня здесь не ворчи!

Волк: Да, конечно, понимаю

Поумнел? Не возражаю

Путь домой твой указать.

Только надо обещанье дать.

Коля: Нет, ребята, обещаю,

Правила все прочитаю.

Буду я всегда стараться,

Чтобы так не попадаться.

Ведущий: И подумал мальчик Коля

Разве плохо было в школе?

Там учатся, стараются,

Друг другу улыбаются.



- Мне хочется, чтобы наш урок закончился словами:

Мне было легко…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

9.Домашнее задание.

С. 123 упр 183



Литература.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., «Русский язык», 2 класс, образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2012 г.

  2. Кулинич Г. Г. «Сценарии общешкольных и клубных мероприятий», 1 – 4 классы. Изд. Москва «Вако», 2006.

Интернет ресурсы.

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3f56aca4-87bd-45db-bc39-9a5dda6977f5/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_025%5D.swf

  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIG_027%5D.swf

(Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ