Урок русского языка 2 класс "Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
городского округа город Фролово
Русский язык 2 класс
«Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих».
Стечкина Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов.
Фролово, 2013
Пояснительная записка.
Урок русского языка 2 класс. Направление – начальная школа. Тема урока «Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих». Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, возбуждению интереса к предстоящей работе. Тип урока: обобщение знаний обучающихся. На уроке используются индивидуальная, парная и коллективная формы работы. Урок ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты. Обучение ведется по учебнику «Русский язык», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2012 г. Раздел учебника «Правописание буквосочетаний». На изучение курса отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.
Мультимедийное сопровождение позволяет реализовать принцип наглядности, увеличить плотность урока. Урок построен с учётом здоровьесберегающих технологий. Просмотр слайдов презентации осуществляется в течение урока «пунктирно» не более 15 минут и чередуется сменой видов деятельности. Для снятия утомляемости проводится гимнастика для снятия усталости в соответствии с Сан ПиН .
Структура урока
№
Этап урока
ЭОР
Деятельность ученика
1
Орг. момент
Организация настроя на продуктивную учебную работу.
Настрой на урок
2
Актуализация знаний.
Прочитать слова. Записать слова парами. Подчеркнуть буквосочетания.
3
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Просмотр правила и выполнение задания
Формулируют тему и цели урока
Рассказывают о Чуковском и Шишкине.
4
Экспериментальная работа
Работа в парах
Ресурсы Интернет
Записывают слова, выделяют орфограмму. Проговаривают правило.
5
Физминутка .
6
Самостоятельная работа
Самостоятельно работают в тетрадях, сверяют с эталоном
7
Закрепление изученного
Работают с дифференцированными карточками
8
Рефлексия. Итог урока
Инсценируют сценку
9
Домашнее задание
Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Задачи:
Образовательные - формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- принимать учебную задачу урока,
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- уточнить представления учащихся о звуках [ж], [ш], [ц] как твёрдых.
Развивающие - развивать умение выражать свои мысли; структурировать знания; развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные - содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности.
Тип урока. Урок – обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: интерактивная приставка, презентация, карточки, Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
Ход урока:
Орг. момент.
Цель:- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Прослушивание песни «Я хочу узнать…»
- Сегодня мы с вами будем работать под девизом «Я хочу все знать!»
Актуализация знаний.
Цель: - организовать фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.
- Прочитайте слова. Один или много одинаковых предметов они называют?
Малыш
Карандаш
Морж
Груша
Ухо
- Измените все слова так, чтобы они называли много предметов.
Запиши слова парами. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.
– Какие шипящие согласные звуки вы встретили в этих словах? [ж], [ш]
– Что вы знаете об этих звуках?([ж], [ш] – всегда твердые звуки)
– А теперь будьте внимательны! Какие знакомые орфограммы или опасные места вы заметили? (Жи-ши)
- Вспомним только мягкие согласные звуки? [й,], [щ,], [ч,]
- Есть ли в словах площ…дка, рощ..., овч…рка, туч… только мягкие согласные звуки. Назови их.
- Вставь пропущенные буквы.
3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Цель: -организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий.
– Какая тема урока у нас будет сегодня? Над чем мы будем работать? Кто догадался? (Ответы детей.)
– Верно, сегодня мы с вами обобщим знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Будем упражняться в написании слов и предложений.
Просмотр правила и выполнение задания. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3f56aca4-87bd-45db-bc39-9a5dda6977f5/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_025%5D.swf)
Дети читают сообщения о Чуковском К. И. и Шишкине И. И.
Экспериментальная работа.
Цель: - организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы по теме урока.
1 задание. Образуйте и запишите слова (работа в парах)
- Подчеркни орфограмму.
2 задание. «Найди ошибку». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIG_027%5D.swf
5. Физминутка
6. Самостоятельная работа.
Цель: - организовать самопроверку по эталону
Упражнение 180 с. 120.
- Прочитайте слова. Что в них общего? На какие две группы их можно разделить?
Первый вариант списывают слова с сочетаниями жи-ши, второй вариант – чу-щу, ча-ща.
После выполнения дети меняются тетрадями и проверяют по эталону.
7.Закрепление изученного.
Работа с дифференцированными карточками.
Первый уровень.
- Вставь пропущенные буквы.
Лесная чаща.
Густой листвой покрыты деревья. За лосихой бродит рыж…й лосенок. Около норы играют лисята. У белки в гнезде бельч…та. Белка кормит их ш…шками. Мать учит зверьков прыгать с сосны. Стрелой мчится в лесную ч…щу рысь. Она несет рысятам добыч….
На какие правила пропущены буквы в словах?__________________________________
Выпиши из текста слова, которые состоят из 1 слога. ____________________________
Второй уровень.
Подбери однокоренные слова к слову ширь ___________________________________________________________
Выпиши из текста 5 предложение и выдели грамматическую основу.
__________________________________________________________________________
Запиши 2 слова с орфограммой жи – ши, ча – ща, чу - щу, которые отвечают на вопросы кто? что? _________________________________________________________
2 слова с орфограммой жи – ши, ча – ща, чу - щу, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие? _______________________________________________________
Третий уровень.
Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь в слова пропущенные буквы.
Р…ка ш…рокая, а ручей _____________. Ш…повник ни…кий, а дуб _________.
Объясни, какую букву вставил в слове р…ка , ни…кий и почему? _________________________________________________________________________
Запиши 2 слова с орфограммой жи – ши, ча – ща, чу - щу, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? ____________________________________________ Укажи количество слогов, букв и звуков в этих словах. _________________________________________________________________________
8. Рефлексия. Итог урока.
Цель:- организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.
Ведущий: Вот пришел домой наш Коля…
Как трудился Коля в школе?
Не сказал бы я, что много.
Задержался он в дороге,
На уроки опоздал,
Пол- урока продремал.
Ничего он не ответил,
Посмеялись над ним дети.
(обращается к Коле:)
Может, ты сегодня, Коля,
Выучишь уроки?
Коля: Ладно, ладно говорю,
Вот только видик посмотрю,
Да журналы полистаю,
Да с друзьями поиграю.
А еще мне - на кружок…
Ведущий: А когда учить, дружок?
Коля: Я устал, пойду вздремну.
С понедельника начну
Сказочник: В кресло сел и задремал,
В царство сказок он попал!
И глазам своим не верит,
В царстве том все двери, двери…
Открывает он одну…
Коля: Дай, сюда я загляну.
Баба Яга: Вот и ты, садись – кА рядом,
Побеседовать нам надо.
Поступило заявленье
На лентяя Колю,
Что диктанты он на двойки
Часто пишет в школе.
Подписались все ежи,
И ерши, стрижи, моржи.
А еще мой друг шипящий,
Змей Горыныч настоящий.
Раньше славно он шипел,
Мне с шипеньем песни пел.
Но ты всюду писал,
Шипеть Горыныч перестал.
И теперь он злой – презлой,
Хочет встретиться с тобой.
Под его песни, бывало,
Я, как ангел засыпала.
Иль самой мне проскрипеть,
Колыбельную попеть?
Поет:
Стонет лес, темный лес,
Падают в нем шишки.
Будешь жить теперь, ты, здесь
Ленивый мальчишка.
Нам такие нужны.
Для игры у тебя времени не будет,
Быть полезным учись
Бабе Яге и людям.
Говорит:
Что? Боишься такой пытки?
Дам последнюю попытку.
Мальчик Коля, мне скажи,
Как же пишется жи, ши?
Ах , не знаешь? Даже Ежка
Знает правила немножко.
Я учусь в лесу дремучем,
А пишу тебя получше.
Ну, а ты, я, знаю, Коля,
Учишься в огромной школе.
Там красиво, там детишки
Умные читают книжки.
Все стараются узнать,
Учатся они на пять!
Как ,ты, написал ежи?
Коля: Кажется, мне с буквой ы.
Баба Яга: Бедные ежи, ой – ой,
Не пускают их домой
В дверь стучат, а им в ответ:
С буквой ы никого нет!
Звонок по телефону.
Баба Яга: ( по телефону) Змей Горыныч, ты в дороге?
Задержу Колю немного.
Я сейчас его свяжу,
До приезда пригляжу.
Пока она говорит, Коля крадется в сторону
Коля: (обращается к детям)
Бабку Ежку обману,
В дверь другую проскользну.
Может, здесь мой путь домой.
Как устал, я боже мой!
Волк:
Наконец, ты мне попался,
Кстати, я проголодался…
Коля: Серый волк, я не зайчишка,
Я простой – лентяй – мальчишка!
Я хочу попасть домой
И уроки там учить.
Вот поэтому, ты , Серый
На меня здесь не ворчи!
Волк: Да, конечно, понимаю
Поумнел? Не возражаю
Путь домой твой указать.
Только надо обещанье дать.
Коля: Нет, ребята, обещаю,
Правила все прочитаю.
Буду я всегда стараться,
Чтобы так не попадаться.
Ведущий: И подумал мальчик Коля
Разве плохо было в школе?
Там учатся, стараются,
Друг другу улыбаются.
- Мне хочется, чтобы наш урок закончился словами:
Мне было легко…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
9.Домашнее задание.
С. 123 упр 183
Литература.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., «Русский язык», 2 класс, образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2012 г.
Кулинич Г. Г. «Сценарии общешкольных и клубных мероприятий», 1 – 4 классы. Изд. Москва «Вако», 2006.
Интернет ресурсы.
(Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ