Конспект по чтению "Звук [и],буквы И,и"


ОГБОУ « Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов» Центр дистанционного образования г. Смоленск













Конспект урока по чтению
в 1 классе

«Звук [и], буквы И,и»







подготовила

учитель начальных классов

Спиридонова Елена Игоревна











Смоленск 2013

Смоленск 2013«Звук [и], буква И,и»

(конспект урока по чтению в 1 классе)


Спиридонова Елена Игоревна,

учитель начальных классов

ОГБОУ « Смоленская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа I и II видов»

Центр дистанционного образования г. Смоленск




Цели урока:

  • познакомить учащихся с условными обозначениями звука [и] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках;

  • учить акцентированному произношению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов;

  • закрепить приём воспроизведения слова в слух на основе его звуковой модели;

  • развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;

  • воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: слоговые карточки, рисунки, кукла Ира, коробка с сюрпризом, шаблоны-прямоугольники для составления схем предложения.

Ход урока:

  1. Организационный момент

    Цель: настроить детей на работу.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня на урок к нам пришла кукла Ира. Ребята, как вы думаете почему именно Ира пришла к нам на крок? С каким звуком вы знакомились на прошлом уроке? С какого звука начинается её имя? Так почему же именно Ира пришла к нам на урок?

    Она пришла к нам не с пустыми руками, посмотрите какую красивую коробочку она с собой принесла. А в ней сюрприз для тех,кто будет сегодня хорошо работать на уроке и мне помогать.

  2. Повторение ранее изученного

    Цель: закрепить ранее изученный материал

    1.Чтение сказки

    Индеец Изумрудный Глаз

В июле Игорек приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел играющую во дворе девочку.

- Тебя как зовут? – спросил Игорь.

- Ириной. А тебя?

- Индеец Изумрудный Глаз! – гордо сказал Игорь. – Хочешь быть индейкой?

- Надо говорить не индейкой, а индианкой.

- Нет, индейкой!

- Тогда ты будешь индюком!

Игорек подумал и сказал:

- Ну ладно. Ты прячься, а я тебя искать буду.

Идет Игорек, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошел к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:

- Ой-ей-ей-ей! – и бежать. А Иринка ему вслед:

  • Эх ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз.

    (Г.Юдин)

Вопросы:

  • Какие слова вы запомнили?

  • Где же находится звук [и]?

  • В начале слова, в конце, в середине.

  • Почему Игорь бежал от Ирины?

    Молодцы, ребята!

Теперь произносим звук [и] и вспоминаем он гласный или согласный ? Почему он гласный? (т.к. во рту не встречается преград)

Физкультминутка

Кто на месяце живёт?
Месяц по небу плывёт.
Кто на месяце живёт? (Ходьба.)
Там гуляет хитрый лис,
Он на землю смотрит вниз. (Дети наклоняются вперёд на несколько секунд.)
Машет лис своим хвостом,
Серебрится мех густой. (Дети машут руками за спиной.)
А вокруг летают звёзды,
Залетают к лису в гости. (Дети машут руками перед собой.)

  1. Развитие фонематического слуха

    Игра « Доскажи словечко»

Ира предлагает вам побыть поэтами, я буду читать вам начало стихотворения, а вы будите хором договаривать его конец.

Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешен … (иней).

В узкий глазок вдета тонкая ниткаИ поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик… (иголка).

Свесила ветки с обрываТакая грустная… (ива).

Гордый, важный, пышный, статный,

В оперении нарядном:

Синий, желтый, красный круг –

Распустил свой хвост… (индюк).

Как же звук можно записать? Как обозначается гласный звук? Кто сумеет показать звук на доске?

  1. Обозначение звука буквой

    Цель: Научить обозначать звук буквой и отметить букву и среди других букв.

    1. Графический анализ буквы

Звук [и] обозначает буква и, которая так и называется и. Вот какая она. (на доску вешается плакат, где изображена большая и маленькая буква и) Почему этих букв 2? (Одна большая, другая маленькая) Когда мы встречаем маленькую букву и ? Когда большую И? А сейчас мы с вами поиграем в игру « Большие-маленькие»

1ряд и половина второго ряда - великаны

половина второго и 3ряд — гномики

1ая команда-великанов со мной хором называют предметы,а вторая команда-гномиков образовывают от них уменьшительно ласкательные слова.

Сады — садики

зонты — зонтики

мосты — мостики

коты — котики

торты — тортики

винты — винтики

усы — усики

банты — бантики

носы — носики

плоты — плотики

кусты — кустики

кроты — кротики

кресты — крестики

Что же помогало слова сделать гномиками?

  • Буква и.

    Молодцы ребята!

Физкультминутка

Кто на месяце живёт?
Месяц по небу плывёт.
Кто на месяце живёт? (Ходьба.)
Там гуляет хитрый лис,
Он на землю смотрит вниз. (Дети наклоняются вперёд на несколько секунд.)
Машет лис своим хвостом,
Серебрится мех густой. (Дети машут руками за спиной.)
А вокруг летают звёзды,
Залетают к лису в гости. (Дети машут руками перед собой.)

2.Работа с учебником

Загадка: Всех на свете обшивает,

Что сошьёт сама не знает (иголка)

Откроем учебник на странице 21. Рассмотрим карточку, где нарисована игла. Пальчик поставим, произнесём по звукам. Что у нас написано в квадратных скобках? Звук и. Сколько звуков в этом слове?(4)

Составьте предложение с этим словом. Записываем это предложение при помощи схемы. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? Прочитаем правильно ли мы составили предложение?

Теперь рассмотрим следующую карточку. Ребята, кто разводил костёр в лесу? Все разводили, а вы наверно видели, что от костра летят ? Искры. Давайте поставим пальчик и произнесём слово искры по звукам. Что у нас написано в квадратных скобках? Звук и. Сколько звуков в этом слове?(5) Составим предложение с этим словом. Записываем это при помощи схемы.(на доске) Что нужно сделать,чтобы получилось предложение?

Сегодня на урок вместе с Ирой к нам прилетел ещё 1 гость. Посмотри на последнюю картинку и скажи кто же это? (птица) Поставим пальчик и произнесём слово птица по звукам. Что у нас написано в квадратных скобках? Составим предложение с этими словами. Запишем это при помощи схемы (на доске) Что нужно сделать,чтобы получилось предложение? Прочитаем правильно ли мы составили предложение.

  1. Итог урока

    Ребята, молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями. И сегодня сюрпризы от Иры получают.....

Список использованной литературы
1.Волина В. Занимательное азбуковедение М.: Просвещение, 1991. — 368 c.

    2.«Русская азбука». 1 класс. Учебник (авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов), М.: Просвещение, 2004.

    3. «Прописи» № 1, 2, 3, 4 к «Русской азбуке» (авт. В.Г. Горецкий), М.: Просвещение, 2008.

    4. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя (авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Н.А. Федосова), М.: Просвещение, 2003.

    5. Обучение грамоте. 1 класс. Часть 1, 2. Интегрированные уроки по учебнику В.Г.Горецкого «Русская азбука» и рабочим прописям (авт. Е. В. Менькова), Волгоград, 2002.

    6. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. (авт. О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова), «Вако» Москва, 2008.
















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ