Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Род имён существительных и прилагательных"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

муниципального образования города Ноябрьска













Конспект урока по русскому языку

в 3 классе


«Род имён существительных и прилагательных»
















подготовила


учитель начальных классов


ИкряноваГалина Александровна










г. Ноябрьск

2013


Тема « Род имён существительных и прилагательных».

Задачи.1 Ввести понятие «Род имён существительных.

2 Показать зависимость от него рода имён прилагательных.

3 Формировать интеллектуальные и речевые умения:

-проводить наблюдения, анализ, сравнивать и обобщать;

-строить связные высказывания, вступать в диалог.

Оборудование.

Учебник «Русский язык» 3 класс М.С.Соловейчик, задачник №1, таблица «Род имён существительных»,

иллюстрации птиц, зимующих в северных краях, карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока.

1 Орг. момент.

Учитель:

- Снова прозвенел звонок

Мы готовы начинать урок!

- Проверьте готовность к уроку.

Постановка учебной задачи: учитель сообщает о том, что на уроке детям предстоит повторить всё, что они знают об имени существительном и прилагательном, открыть новый секрет об этих частях речи, повторить способы решения орфографических задач.

2 Решение учебной задачи.

1) чистописание

- прочитать записанные на доске слова: балкон, карман, облако, трава, аккуратный, зеркало, платок, таять, громкий, капуста, двенадцать, картина

- определить букву для минутки чистописания, она есть в каждом имени существительном этого ряда слов

(это буква а, она есть в словах: балкон, карман, облако, трава, капуста, платок, картина)

- какое существительное среди них «лишнее?»

(трава - в нём б/гл проверяемая, в остальных существительных непроверяемая)

- как не ошибиться в правописании слов с б/гл проверяемой и непроверяемой ударением?

- написать цепочку букв в указанной последовательности: Аар рАа Аар рАа…..

2) актуализация знаний

- рассказать всё, что знаете об имени существительном

(дети рассказывают, другие дополняют ответы)

3) изучение нового материала

- введение понятия «род имён существительных»

*прочитать существительные: балкон, карман, облако, трава, зеркало, капуста, платок, картина

*разделить их на группы

(выслушиваются разные варианты, останавливаемся на таком варианте: разделить на 3 группы, подставляя слова он она оно)

Он Она Оно

Балкон Трава Облако

карман капуста зеркало

платок картина

*как назвать эти группы слов правильно?

(дети высказывают свои предположения)

*сравните свои выводы с правилом с.55, 56 в учебнике

*каким научным словом теперь можете пользоваться?

(род имён существительных)

3) первичное закрепление

- записать имена существительные в 3 столбика по родам:

море, окно, картина, девочка, пирог, метель, луг, земля.

- найти «лишнее» слово в каждом столбике, составить пары слов, указать род

Вьюга Приятель

друг зной

жара метель

(вьюга - метель, друг - приятель, жара - зной, т.к. это слова синонимы)

- записать существительные без суффиксов: тракторист, каменщик, тигрёнок,

журналист, моряк, дворик, ветерок, машинист

(трактор, камень, тигр, журнал, море, двор, ветер)

-Вывод: как определить род имен существительных?

(воспользоваться местоимениями: он, она, оно)

- Физ.минутка

Игра «Самый внимательный»

Если я назову сущ. м.р.- хлопок в ладоши, если ж.р.- руки вверх, ср.р.- присесть, мн.ч.- сесть за парту.

4) Проверка домашнего задания в группе

- Рассказать всё, что знаете о прилагательном.

- Чтение текстов о птицах, зимующих в наших лесах

- Самый интересный текст от группы зачитать вслух, на доске вывешиваются иллюстрации птиц: дятел, снегирь, клёст и др.

- Как вы можете помочь зимующим птицам пережить суровую зиму?

(подкармливать, вывешивая кормушки, рассыпая крошки хлеба, крупу, сало..)

4) Установление зависимости прилагательного от существительного.

- Прочитать текст, составленный мальчиком иностранцем с.55 №164

У журавля шея длинный, нос длинный и ноги длинный. Крыло тоже длинный.

- Всё ли понятно?

- Что бы вы посоветовали Тони?

- Чтобы понятно объяснить Тони его ошибки, посмотрите сценку о двух частях речи:

Существительное (исполняет один мальчик)

«Тони не знает, что я всегда приказываю тебе изменить число и род как у меня.

Прилагательное (другой мальчик)

«А я подчиняюсь твоим приказам, изменяю число и род как у тебя»

Итог: как имя прилагательное зависит от имени существительного?

- Сравнить свои выводы с правилом с.57

5) Закрепление.

-Фронтальная работа. Задачник с.50 №166. Вписать команды имён существительных, по которым Тони должен был изменить имя прилагательное, составляя текст о журавле.

Шея ед.ч. ж.р. (какая?) длинная ед.ч. ж.р. и.т.д.

Ноги (какие?) длинные

Крыло (какое?) длинное

Итог урока: продолжить предложение «Если …., то …» в паре.

(Если существительное имеет форму ж.р., ед.ч., то прилагательное имеет форму ж.р. ед.ч.)

Рефлексия: собрать и прочитать предложения из разрезанных слов - за, спасибо, молодцы, урок





Молодцы! Спасибо за урок.





Список использованной литературы

  1. Соловейчик М.С. Русский язык. 3 класс. Ч.2.- «Ассоциация XXIвек» 2010

  2. Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику по русскому языку

«Ассоциация XXIвек» 2010


































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ