Конспект урока на тему «Написание буквы о-е-ё после шипящих и ц в различных частях слова»



Тема:  «Написание буквы о-е-ё после шипящих и ц

 в различных частях слова »

Цель урока.

Образовательная: повторить написание букв о-ё после шипящих в разных частях слова; совместно с учащимися создать оригинальную форму правила.

Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, выполнять  тестовые задания, развитие коммуникативной компетенции, творческих способностей учащихся

Воспитательная: воспитывать самоконтроль, прилежание, культуру учебного труда.

Оборудование.

- Презентация к уроку: «Написание буквы о-е-ё после шипящих и ц

 в различных частях слова »

- Тесты: «Написание буквы о-е-ё после шипящих и ц  в различных частях слова»

- Проектор.

-Музыкальное сопровождение для физминутки

-Карточки для слабоуспевающих

Тип урока: закрепление и обобщения

I. Организационный момент.

   Приветствие класса и гостей.

Здравствуйте. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

 Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                                Владимир Троицкий

А когда уроки проходят быстро, интересно?

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сформулируйте тему урока, продолжив предложение.

Повторение написание (букв о, е, ё после шипящих и ц в различных частях слова )

птиц…й свеж… пч…лка больш…й ландыш…вый ш…рох

С какими частями речи будем работать?

Назовите их.

(Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь)

III. Актуализация опорных знаний.

Создания проблемной ситуации:
Вопрос к классу:
Как вы думаете, одинаково или по-разному следует писать слова грош_вый и деш_вый? Докажите свою точку зрения.

В чем же тут дело? Вы верно заметили, что в обоих словах интересующая нас буква находится под ударением, но только ли это главное?

Давайте попробуем разобрать эти слова по составу. Вспомним вначале, что значит разобрать слово по составу и в каком порядке выполняется такой разбор.

(Разобрать слово по составу – это значит определить все части слова; вначале выделяется окончание, затем основа, в которой, в свою очередь, выделяются корень, приставка, суффикс.)


Разбираются слова:
грош_вый, деш_вый.
– Итак, структурный состав этих слов, как видите, разный. В одном случае искомая буква находится в корне, в другом – в суффиксе. Именно это и будет влиять на выбор написания. Каким образом?

- О каких грамматических понятиях мы должны помнить когда определяем написание о ,е или ё после шипящих в именах прилагательных, существительных, образованных от других существительных, наречие?

Дети выбирают: склонение , состав слова, число, спряжение,

ударение, род.

IV. Работа по теме.

  1. Работа по группам: создать оригинальную форму обобщённого правила



1 группа- таблица (работа с интерактивной доской)

2 группа-схема (работа у доски)

















3группа - графический образ (работа на местах, на листочках)





  1. Испытание проектов



Физминутка

(гимнастика для глаз под музыкальное сопровождение)



  1. Работа с учебником

А) Чтение инструкции с. 142



Б) Письменно упр.111 - самостоятельная работа (самопроверка)









В) Какая часть речи не встретилась? В какой части слова встретим нашу орфограмму.

Составьте три предложения с наречиями на изучаемую орфограмму. (Фронтальная проверка)

(Индивидуальная работа - слабоуспевающим выдаются карточки с наречиями: свеж…, хорош…, неуклюж…, блестящ…, горяч.., крепч…, ярч…, вызывающ…)

4. Работа с тестом. ( Взаимопроверка )

1. В каком слове все согласные звуки шипящие?

1)жучок 2)щипцы 3)чаща


2. Если в суффиксе имени существительного, образованного от другого существительного после шипящего гласный звук ударный, то пишется

1 ) е 2) о 3) ё


3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется

1) е 2) о 3) ё


4. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё:

1) ш…фёр 2) крыж...вник 3) ж...луди 4) ш...рох

5. Укажите слово, в котором пропущена буква О:

1) лисиц…й 2) неуклюж… 3) ш…л 4) камыш…вый









V. Рефлексия.


Демонстрация слайда.

  • Мне понравилось …

  • Я был рад, когда …

  • Я буду помнить о том …

  • Я злился, потому …

  • Я научился…




VI. Домашнее задание.


С. 142 инструкция, упр.122 (1 абзац)

5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ