Конспект урока на тему "Обобщение знаний по теме имя существительное"

Открытый урок по русскому языку

в 4 «Б» классе ГБОУ «СОШ № 1098 - 246»










Тема:


«Обобщение знаний по теме имя существительное»












Учитель начальных классов: Никитина Н.С.






2014 год

Москва


Модуль: Имя Существительное.

Тема: «Обобщение знаний по теме имя существительное».

Целеполагание для ученика:

  1. Вспомнить и обобщить знания об имени существительном как о части речи.

  2. Выработать навык нахождения рода, числа, падежа существительного. Развивать умение определять падеж существительных, правильно писать безударные падежные окончания.

  3. Показать роль имени существительного в нашей речи.

  4. Учиться проводить рефлексию.

Целеполагание для учителя:

Коррекционные, социализирующие цели.

Показать результат коллективного труда.

Развитие ОУУН.

Развивать навык работы в парах.

Развивать навык планирования и организации рабочего места.

Предметные цели.

Помочь обобщить знания об имени существительном как части речи.

Учить правильно писать безударные падежные окончания имен существительных

Работать над развитием орфографической зоркости.

Обогащать словарный запас учащихся.

Рефлексия.

Создание кластера.

Опорные понятия и термины: род, число , падеж, склонение.

Новые термины: кластер.














Организационный момент.

Приветствие гостей.

Ребята, мы всегда начинаем наш урок с памятки (памятка на доске)

Учитель читает памятку.

  1. Когда я говорю, все слушают и стараются понять меня.

  2. Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его.

  3. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.


Вовремя работы мы будем использовать эти правила.


То, что мы будем сегодня создавать на уроке, называется кластер.

(Учитель указывает на доску, где будет создаваться кластер.)

Давайте скажем все вместе это слово хором. Постарайтесь его запомнить.


Самоопределение к деятельности.


У вас на партах (у каждого) лежит лист. Посмотрите, где написаны задания. Какое задание пропущено?(№3) Это задание в конверте.

Возьмите листок. Найдите задание под №1.


ЛРНГПРОДМАОАЖРТПВКМОА

ДЛЖЭХГОИМТПЧИСЛОАДЗПК

ЛЗЩСУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕРЗТР

ШРРПОИПМЯПАДЕЖДГРКТСЛ


Ребята я получила шифровку. Ничего не пойму. Помогите мне пожалуйста. Среди всех букв, в каждой строчке спрятано слово. Найдите пожалуйста слова, подчеркните, выделите их.

Поднимите руку, кто выполнил задание.

Вы нашли слова?

Прочитайте.

Ответы на проекторе:





РОД

ЧИСЛО

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПАДЕЖ

Переверните листок. Здесь находится таблица самооценки.

Учитель рассказывает о правилах оформления таблицы.

Найдите задание 1 «шифровка». Если вы выполнили задание правильно – разукрасьте кружок красным цветом, если вы допустили одну ошибку зеленым, более двух ошибок – синим.

Оцените себя, как вы справились с заданием №1.


А теперь может вы догадались, какая тема будет урока? (существительное, формы имени существительного)


Расскажите, что вы знаете об имени существительном, о его роли в нашем языке. (рассказ ученика)

Имя существительное – самая представительная (по количеству слов) часть речи: по данным «Частотного словаря русского языка», из 9 тысяч наиболее частотных слов существительных – 4 тысячи, что составляет 44%, следовательно, это – самая частотная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

Имя существительное является ведущей частью речи и в грамматике: с наиболее характерными для русского языка грамматическими понятиями рода, числа, падежа, склонения мы впервые знакомимся, изучая эту часть речи.


Актуализация знаний.


На магнитной доске схема (кластер).

(После ответов детей открываются таблички на магнитной доске.)

Назовите тему, о которой пойдет речь на уроке?(существительное)

Учитель открывает:


СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


Что такое существительное? (часть речи)

Что обозначает имя существительное? (предмет)


Учитель открывает:


ПРЕДМЕТ


На какие вопросы отвечает эта часть речи? (кто? что?)

Учитель открывает:


КТО?

ЧТО?



Какие бывают признаки у имен существительных? (постоянные и непостоянные)

Учитель открывает:


ПОСТОЯННЫЕ



Что относится к постоянным признакам? (имена собственные, имена нарицательные)

Учитель открывает таблички:


СОБСТВЕННЫЕ



НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ


Приведите примеры собственных имен существительных.

(Москва, Волга, Анастасия)

Вспомните. В этом году, в Сочи, прошли зимние олимпийские игры.

Приведите примеры нарицательных имен существительных из лексики олимпиады.(мяч, медаль, коньки, лыжи)


Еще какие постоянные признаки у имен существительных? (бывают одушевленные и неодушевленные)

Учитель открывает:


ОДУШЕВЛЕННЫЕ

На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?

(Кто?)

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

На какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные? (что?)

На доске иллюстрации (картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов)

Распределите картинки, (учащиеся работают у доски) в правый столбик одушевленные, в левый неодушевленные.

Назовите еще постоянный признак. (род)

Учитель открывает:


РОД


Какого рода бывают имена существительные? (мужского, женского и среднего)

Как вы определяете род? (Подставляем слова. К м.р. – он мой; к ж.р. – она моя; к ср.р. – оно моё.)


Возьмите в руки листочек с заданиями. Найдите задание под №2.

Давайте поиграем. Игра называется «Забрось мяч в корзину»

Выполните задание.

Поднимите руку кто выполнил задание.

Работа в парах.

Поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга. Если вы считаете, что ваш сосед по парте выполнил задание правильно, то у него на листочке, рядом с задание нарисуйте красный кружок, если допустил 1 ошибку - зелёный, более двух ошибок - синий)

Оцените работу соседа.

Верните назад листочек.


Скажите, зачем нам надо определять род? (чтобы определить склонение)

Учитель открывает:


СКЛОНЕНИЕ


Давайте вспомним правило.

Ответы детей: (существительные бывают 1, 2, 3 –го склонения. Существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в именительном падеже относятся к 1 скл.: девочка, семья, дедушка)

(Сущ. м.р. с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием

о, -е относятся ко 2 скл.: трамвай, конь, урок, огонь, яблоко, поле)

(Сущ. ж.р. с ь на конце относятся к 3 склонению: пристань, площадь, ночь)


Возьмите красный карандаш и закрасьте мячи со словами, которые относятся к 1 скл. (подруга, парта, ворона, аллея – 4 слова)

Покажите.


Возьмите зеленый карандаш и закрасьте слова, которые относятся к 3 скл.(степь – 1слово).

Поднимите листок, покажите.

Переверните листок, оцените свою работу.


Мы разобрали постоянные признаки.

Какие ещё есть? (непостоянные).

Учитель открывает табличку:


НЕПОСТОЯННЫЕ


Какие? (число)

Учитель открывает табличку:


ЧИСЛО

Существительное может находиться в каком числе?(как в единственном так и во множественном числе)


Физминутка.

Давай те поиграем.

Я называю вам существительные единственного числа – вы поднимаете руки вверх, множественного числа – приседаете.

(окно, медведь, парты, яблоки, конь, животные, зверь, площадки)


Ребята, для чего надо знать склонение и род имен существительных? (Чтобы правильно писать окончания имен существительных)


Вспомним падежи.

Учитель открывает:


ПАДЕЖ


Хором:

И.п. (кто? что)

Р.п. (кого? чего?)

Д.п. (кому? чему?)

В. п. (кого? что?)

Т.п. (кем? чем?)

П.п. (о ком? о чем?)


Работа с проектором.(стихотворение на экране)

Я вам сейчас прочту стихотворение, а вы должны сказать о чем оно.

Учитель читает стихотворение.

Как-то раз с большого клёна
Оторвался
лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг
к – зелёному листу!
Лапой
хвать зелёный лист…
Дескать, поиграем.

Ветер вновь с листом зелёным…
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих
о том листе зелёном.

О чём это стихотворение? (о листе)

Вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Эти карточки у вас в конверте №3. Достаньте карточки.

Итак, начали………..

Учитель называет слово, учащиеся поднимают карточку. Раскладывайте карточки по порядку в столбик.

- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием.

Что у вас получилось. (склонение)

Ребята, для чего нам надо знать склонение и падежи? (есть опасные места)

Какие? (объясняют дети)

(карточки вывешиваются поочередно)


1 склонение

Р.п. – и

Д.п. – е

П.п. - е


2 склонение

П.п. - е


3 склонение

Р.п. – и

Д.п. – и

П.п. - и


Закройте глазки. Представьте себе таблички с окончаниями.

А сейчас самостоятельная работа.

Учитель убирает таблички с доски.



Возьмите листочек, выполняем заданием под №4. Прочитайте задание.


Допиши окончания имён существительных, обозначь падеж.

ушёл с площадк...

 

 

находился на площадк.

 

 

накормила каш…

 

 

был рад встреч…

 

 

пришло письмо Маш..

 

 

понеслись по дорог…

 

 

пели песни о Родин…



________________________________________________________

Поднимите руку, кто выполнил задание.

А сейчас мы поиграем, вы будете учителями. Возьмите красный карандаш, проверьте себя. Ответы на проекторе. Если вы допустили ошибки, исправьте их.

В таблице «самооценка», оцените свою работу.



Рефлексия

Ребятки, кто запомнил, как называется то, что мы с вами составляли? (кластер) Произнесите это слово хором.

Возьмите листок, посмотрите на задание под №5(Экспресс - опрос)

Экспресс – опрос «Да или нет».

- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и ответить на вопросы. У каждого из вас есть таблица из двух граф: в одной обозначен номер вопроса, в другой – вы будете делать отметки. Если согласны с утверждением, то ставите в таблице +, если не согласны – ставите -. Условие понятно? Тогда начинаем.

1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+).

2. Небо – это существительное мужского рода (-).

3. Сорока, яблоня, земля – это неодушевлённые существительные (-).

4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я (+).

5. Склонение – это изменение существительных по падежам (+).

6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (-).


1

2

3

4

5

6

+

-

-

+

+

-



- Давайте проверим.

Взаимопроверка.

Поменяйтесь листочками.

Я называю ответы, а вы красным карандашом исправляете ошибки.

Верните назад друг другу листочки.

Оцените свою работу сами.

Встаньте кто справился с заданием и не допустил ошибок.

Молодцы!

Работа с листом «Самооценка»

Поднимите свои листочки, покажите мне свою таблицу «самооценка». Что у вас получилось. Учитель смотрит.

Внимание! Если все 5 заданий, вы в самооценке закрасили красным цветом - поставьте себе «5», если 1 кружок у вас зеленый или синий – поставьте «4». Ребятки, если вы допустили 2 и более ошибки, вам дома надо проработать этот материал.

Нарисуй свое настроение.

Домашнее задание: (по желанию) кроссворд

Спасибо за урок!




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ