Конспект урока на тему "Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения"

Урок русского языка

Тема « Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения»

Цели:

  1. Образовательные: формировать представление о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль; дать понятие текста; развивать умение списывать, диктуя себе по слогам и проверять свою запись по книге.

  2. Развивающие: развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, речи, фонематического слуха, мышления.

  3. Воспитательные: воспитание аккуратности, культуры поведения и общения на уроке, положительной мотивации к учебе.

  4. Здоровьесберегающие: индивидуальный подход к ученикам, создание ситуации успеха, игровая форма работы.

  5. Исследовательские: исследование звукового состава слов, исследование понятия речь, предложение.

Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока

  1. Орг. момент.

- Вот и солнышко нам улыбается

- Давайте раскроем ладошки для знаний и скажем: «Я хочу все знать!»

2. Работа над темой.

- Сегодня мы с вами на грамматическом поезде отправимся в путешествие на стране «Грамматика» но нам предстоит строить поезд самим.

- А чтобы узнать, какой вагон будет первым, мы отгадаем загадку:

Эу, с5ажите, мне друзья,

Что увидеть нам нельзя?

Стук калитки, шум дождя

Разве видеть нам нельзя?

Если мы в ладоши хлопнем, или мы ногою топнем,

Догадайся, милый, друг
Значим мы услышим …

(ЗВУК)

- А что мы знаем о звуках?

(гласные, согласные, парные, непарные, глухие, звонкие, гласные – ударные – безударные)

-А теперь еще загадка

Сели на страничке

33 сестрички

Сели рядом – не молчат

Нам загадки говорят

(Буквы)

- Что мы знаем о буквах?

1. Их 33

2. Они бывают гласные и согласные

3. Буквы на письме обозначаются звуками

4. Буквы Е Ё Ю Я – хитрые, могут иметь два звука

  1. Ъ и Ь знаки звука не имеют.

- А что получится, если буквы станут рядом – гласная – согласная.

(слог)

- А как мы умеем делить слова на слоги?

(сколько гласных – столько и слогов)

- Если слоги станут рядом

(получаются слова)

- А какие бывают слова по обозначению?

(слова – предметы, признаки предметов, действия предметов)

- Посмотрите на экран

- Какая запись лишняя? Почему?

(два являются предложением, два – нет)

- Итак, вы определили тему нашего урока?

- Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

- Цель: обобщить и закрепить знания о предложении.

- Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о предложении.

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

- Как выделяется предложение в устной и письменной речи?

- А что такое предложение?

(слова, связанные по смыслу, выражающие законченную мысль, в каждом предложении о ком-то или о чем-то говорится)

- Посмотрите на экран

На, ежик, шуршит, тропке

- Это предложении? Почему?

(надо поставить слова по смыслу)

На тропинке шуршит ёжик.

Рассказ учащихся о ежике.

- Найдите в словах этого предложения орфограммы.

( жи – ши, большая буква в начале предложения, точка в конце предложения)

-А как мы показываем предложение в устной речи, когда читаем?

(пауза)

ВЫВОД: - Что мы сейчас сказали о предложении?

  1. Слова связаны по смыслу

  2. Предложение имеет законченную мысль

  3. Предложение начинается с большой буквы.

  4. В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.



- А как можно прочитать предложения, если:

Мы спокойно сообщаем информацию

Если гордимся

Если спрашиваем.

- Какие символы олимпиады вы еще знаете?

- Какая страна победила в Олимпиаде 2014 года?

- А что такое параолимпийские игры?

- Что же мы ставим в конце предложения, какие знаки препинания?

ВЫВОД:

  1. В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой (остановкой)

  2. В письменной речи в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

  3. ДОГОВОРИМСЯ: точка, тире, вопросительный, восклицательные знаки – это знаки препинания.

- А чтобы продолжить наше путешествие, сделаем зарядку для пальчиков.

- Теперь взяли тетради

-Записали число, классная работа

- А какую букву будем писать на минутке чистописания узнаете, если отгадаете загадку.

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

МЕДВЕДЬ

Рассказ о медведе.

- Зачем будем писать две буквы?

- Дайте характеристику этому звуку

- Запишите М М

ФИЗМИНУТКА

Работа в парах

- Составьте предложение по карточкам, которые лежат у вас на столе.

- Повторите правила поведения в группах

Чтение детьми предложений

Чтение текста на экране

- Как можно озаглавить этот текст?

(ВЕСНА)

- Списать текст в тетрадь

Итог

г- Что такое предложение?

- Какая речь называется устной, а какая письменной?

- С какой буквы начинается предложение?

- А теперь внимание!

Чтобы наш поезд поехал, нам нужен главный вагон, который будет управлять нашим поездом.

- Мы сегодня много общались, говорили, писали!

- Каким одним словом называется наша деятельность?

РЕЧЬ

-Наш поезд отправляется Счастливого пути!

РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята, а какое настроение у вас было во время путешествия?





















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ