Конспект урока на тему «ПРАВИЛО «ЕСЛИ-ТО»

Тема урока: «ПРАВИЛО «ЕСЛИ-ТО».

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить детей с правилами «если-то»;

  • научить записывать правила «если-то», составлять схемы таких правил;

  • учить определять ситуации, в которых можно (нельзя) сделать вывод с помощью правила «если-то».

Развивающие:

- развивать внимание, логическое мышление учащихся, развивать их кругозор.

Воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к учебному труду, аккуратность.

Оборудование: учебник «Информатика в играх и задачах» - автор Горячев, программа «Мир информатики» - 3-4 год обучения, компьютеры, мультимедийный проектор, экран.



ХОД УРОКА

{Тема на экране} ОРГ. МОМЕНТ


Здравствуйте, ребята!

Садитесь.

Тема нашего урока: ПРАВИЛО «ЕСЛИ-ТО».

Перед тем, как приступить к изучению новой темы, проверим д/з.



  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Задание 19(4).

На дом было задание №19 (4).

Что надо было сделать в этом задании? (Построить графы дорог, по которым:)

Сколько вершин у каждого графа? (6)

Назовите их. (П, Т, А, О, Н, Ш)

Что они обозначают? (лесные города)

Сколько рёбер получилось у первого графа? (1)

Какие вершины оно соединяет? (Т-О)

Что обозначает это ребро? (дорогу, по которой ездят медведи и ездят зайцы).

Проверте правильность построения всех графов.

{ Изображение всех трёх графов выводится на экран (для проверки учениками).}

Почему на графах рёбра без стрелок?

(В этих графах описаны дороги, по которым ездят или не ездят медведи и зайцы. При этом безразлич­но, в какую сторону они ездят, поэтому стрелки не нужны).





2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

А) ПРАВИЛО «ЕСЛИ-ТО»

В изучении нового материала нам поможет задание 20.

{1 и 2 правила на экране}

Перед Вами таблица. В 1-ом столбце записаны правила, во 2-ом – схемы к этим правилам.

Прочитаем первое правило. (1. Если идёт дождь, то дороги мокрые).

! Обратите внимание: это правило записано с помощью логической связки «если-то».


Рассмотрим внимательно схему к этому правилу.

( Мы видим 2 высказывания: «Идёт дождь» и «Дороги мокрые».

От высказывания: «Идёт дождь» проведена стрелка к высказыванию «Дороги мокрые»).


ИТАК – Правило «если-то» состоит из двух высказываний: условия и за­ключения.

На схеме правила стрелка ведет от высказывания-условия к высказыванию-заключению.

А при записи правила «если-то» после слова если записывается условие, а после слова то – заключение.


Прочитаем второе правило. (2. Жираф – пятнистый зверь с длинной шеей).


Рассмотрим внимательно схему к этому правилу.

( Мы видим 2 высказывания: «Зверь-жираф» и «Зверь – пятнистый, с длинной шеей».


Чем 2-ое правило отличается от 1-го? (→←)


Как вы думаете, почему на схеме правила 2 две стрелки?


!!! вывод: эта схема описывает сразу два правила:

прямое если зверь - жираф, то он пятнистый и с длинной шеей») и

обратное правило если зверь пятнис­тый и с длинной шеей, то это - жираф»).


Сформулируйте правило, обратное первому. («Если дороги мокрые, значит идет дождь»).

Верно ли это правило? (Нет, не верно, потому что дороги могут быть мокрыми и по другим причинам).

Назовите эти причины. (Дождь прошёл, тает снег, дороги полили машины...)



Обратите внимание: правило 2 записано без слов «если» и «то».

Сформулируйте правило 2 по-другому - с использованием этих слов (в этом нам поможет схема): «если зверь - жираф, то он пятнистый и с длинной шеей».


Правила 3, 4, 5 сначало разберём устно, а затем заполним таблицу.


В 3-ей строке таблицы правила нет, но записано 2 высказывания.

Прочитайте их («Животное - слон» и «У животного есть хобот»).

Сформулируйте правило 3: если животное - слон, то у него есть хобот»).

Возможны и другие формулировки:

«слон - животное с хоботом»,

«у всякого слона есть хобот».
– В каком направлении проведём на схеме стрелку? (слева направо).

Сформулируйте обратное правило: («если у животного есть хобот, то это слон», «животное с хоботом - это слон»).

Верно ли это правило?

(Обратное правило не верно, так как существуют и другие животные с хоботом, например, тапир.)


Посмотрите на схему правила 4. Прочитайте данные высказывания.

(«Все стороны фигуры равны» и «Фигура - квадрат»).

Как его можно сформулировать?

Правило 4: «если фигура квадрат, то все ее стороны равны».

В каком направлении проведём на схеме стрелку? (справа налево).

Верно ли обратное правило: «если все стороны фигуры равны, то это квадрат»? –(неверно).

Почему? –(например, для ромба, правильного пятиугольника, шести­угольника).


Посмотрите на схему правила 5. Прочитайте данные высказывания («У существа нет крыльев» и «Существо не летает»)

Как его можно сформулировать? Что о нём можно сказать?

(Правило 5 нельзя сформулировать и на схеме нельзя нарисовать ни одной стрелки, так как оба правила неверны:)

( правило «если у существа нет крыльев, то оно не умеет летать» – неверно, потому что бескрылый человек может летать на самолете).


А теперь заполним в тетради строки таблицы для правил 3, 4, 5.

{3,4,5 правило на экране}


Обсудим и заполним строки 6-7 таблицы. В них правила записаны (1-ый столбик заполнен), но на схеме отсутствуют высказывания и стрелки.

Схема правила 6: 2 стрелки: 1) «Если число делится на 2, то оно чётное»;

и обратное правило верно: 2) «Если число чётное, то оно делится на 2».


Схема правила 7: 1 стрелка (слева направо)

Правило: «Последняя цифра числа-2» «число делится на 2».

Обратное правило: «Если число делится на 2, то его последняя цифра –2» НЕ верно (Например, для чисел 20, 36, 44).


А теперь заполним в тетради строки таблицы для схемы правил 6, 7.

{6,7 правило на экране}


Правила 8, 9, 10 – сделаете дома.


{ на экране } 3. ФИЗ. МИНУТКА.


{ на экране } Б) ПРАВИЛА «ЕСЛИ-ТО» СО СЛОВАМИ «И» И «ИЛИ»

Выполним задание 21.

{№21 на экране}

Сформулируйте правило 1. («Если идет дождь ИЛИ тает снег, то дороги мокрые».)

Впишите слово «мокрые» в высказывании-заключении.

- В каких ситуациях будет правильным вывод «дороги мокрые»?:

  • если идет дождь;

  • если идет снег;

  • если идет дождь И снег (дождь со снегом)?

(Во всех трех ситуациях вывод «дороги мокрые» будет пра­вильным.)


!!!- Итак, условием правила может быть высказывание со словом «или».


  • Когда истинно такое высказывание? (Когда истинна хотя бы одна его «половинка».)

  • Поэтому правило со словом «или» можно применять, когда истинна хотя бы одна половинка его условия: идет дождь, идет снег или идет снег с дождём.

  • Какую часть рисунка из круга и овала нужно закрасить? (Весь круг и весь овал.)

-– Сформулируйте правило 2. («Если у четырехугольни­ка все стороны И все углы равны, то это квадрат».)

Впишите слово «квадрат» в высказывании заключении.


В каких ситуациях будет правильным вывод «этот четырехуголь­ник - квадрат»?:

  • если у него все стороны равны;

  • если у него все углы равны;

  • если у него и все стороны равны, и все углы равны?
    (Вывод «этот четырехугольник - квадрат» будет правильным
    только в последней ситуации.)

- Почему этот вывод может оказаться неправильным, когда извест­но только одно: все стороны четырехугольника равны?

(вывод: четырехугольник с равными сторонами может оказаться ромбом, а не квадратом.)

- Почему вывод может оказаться неправильным, когда известно только одно: все углы четырехугольника равны?

(вывод: четырехугольник с равными углами может оказаться прямоугольником, а не квадратом.)


  • !!!–Итак, условием правила может быть высказывание со словом «и».

  • Когда истинно такое высказывание? (Когда истинны обе его «поло­винки».)

  • Поэтому правило со словом «и» можно применять, только когда истинны обе половинки его условия: и все стороны равны, и все углы равны.

  • Какую часть рисунка из круга и овала нужно закрасить? (Пересе­чение круга и овала).

Аналогичным образом обсуждаются схемы правил 3 и 4. Обратить внимание: на этих схемах нужно вписать слово «и» или слово «или». При заполнении схемы правила 3 изобразить на доске рисунок из круга и овала, договориться, какое множество будет обозначать каждая фигура (растений с колючками и растений, из цветов которых составляют букеты), и попросить детей расположить в этих фигурах: розу, сосновую ветку, кактус, лилию. Попросить учеников привести другие примеры растений.


4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Задание 20 (правило 8, 9, 10).
Задание 21 (правило 5).

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА КОМП–РЕ

  1. Запустите программу «Мир информатики–3.4».

  2. Зайдите в 4 год обучения.

  3. В меню выберите пункт «Суждения и логические операции».


6. ИТОГИ УРОКА

Сегодня вы познакомились с правилами «если-то», учились состав­лять такие правила и делать выводы с их помощью.

Выставление оценок.


5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ