Конспект урока на тему "Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 1 имени А.С. Пушкина города Томска

















«Склонение имён прилагательных женского рода

с твёрдым согласным на конце основы»


(система Л.В. Занкова)






подготовила Бондарь Елена Александровна,
учитель начальных классов















Томск – 2013


Тип урока: Комбинированный


Тема:  Склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.


Цели урока:

- познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы;

- развивать умения правильно писать окончания имен прилагательных женского рода, определять падежи имен прилагательных.


Задачи урока:

- способствовать развитию умений выбирать эффективные  способы  решения  орфографической  задачи, формированию навыков  орфографического самоконтроля и самооценки, обогащению словаря учащихся;

- упражнять в решении графико-каллиграфических задач; содействовать формированию УУД (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных);

- содействовать воспитанию внимательного отношения к слову, навыков учебного сотрудничества.


Методы обучения:

- частично-поисковый;

- наглядно-иллюстративный;

- словесный.


Формы организации деятельности учащихся на уроке:

- фронтальный теоретический опрос;

- работа по индивидуальным карточкам;

- работа со словарными словами;

- работа в группах, в парах.


Система контроля:

- контроль учителя;

- взаимопроверка, самопроверка.















Ход урока.


1. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД: волевая  саморегуляция.

Коммуникативные УУД: учить планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.


Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Ну-ка, все ль у нас в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки?

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.


Ребята, я рада снова видеть ваши милые лица, любопытные глаза, добрую улыбку. И я думаю, что сегодня на уроке вы порадуете нас своими ответами.


2. Минутка чистописания.

Личностные УУД: заинтересовать учащихся в приобретении, расширении знаний и способов действий.

Регулятивные УУД: проведение учениками самооценки, самоконтроля.

Коммуникативные УУД:

- учить понимать задаваемые вопросы;

- контролировать свою речь при фронтальной работе.


А сейчас у нас минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика.


Пальчик к пальчику подходит –

Друга он себе находит.

Будут пальчики дружить,

В гости часто приходить.


Прочитайте слова и скажите, какое «лишнее». Почему?

Быстро, праздник, слева, интересно, справа

Догадайтесь какую букву мы будем писать. Она обозначает непроизносимый согласный звук в «лишнем» слове.

Эту букву мы будем писать с двумя гласными буквами, которые являются суффиксами в наречиях.


Запишите, продолжив закономерность.

Дооа  Дд  доооаа  Ддд

Подчеркните соединения, которые у вас получились красивее.


Дело мастера боится.

Прочитайте пословицу, как вы понимаете ее смысл?

(У хорошего мастера любая работа в руках спорится, стоит ему только за нее приняться. То есть, как бы работа ни была трудна, настоящий мастер, специалист, с ней справиться. И делу ничего не остается, как «отступить» перед мастерством, «сдаться»). (Молодцы! Вы преодолеете все трудности, справитесь с любыми заданиями).


3. Словарная работа.

Познавательные УУД:

- решение грамматико-орфографической задачи;

- овладение логическими действиями анализа и сравнения.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.


Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Замените одним словом словосочетание: притягательная сила, очарование. Слово рассыпалось, соберите: е я н и б а о (обаяние)

Что можете сказать об этом слове. А как вы понимаете значение этого слова?

Слово обаяние образовано от древнерусского слова обаяти – околдовать словами, которое, в свою очередь, произошло от глагола баятиговорить.

Запишите слово, проговаривая его по слогам, поставьте ударение, подчеркните орфограмму и составьте предложение (Я сразу почувствовал обаяние этой замечательной актрисы).


4. Актуализация опорных знаний.

Личностные УУД: действие смыслообразования.

Регулятивные УУД: проведение учениками самооценки, самоконтроля.

Познавательные УУД:

- уметь структурировать знания;

- выбирать наиболее эффективные способы решения.


Работа по карточкам (ученики выходят к доске).


Карточка 1. Просклонять по падежам словосочетание зеленая трава, выделить окончания.

Карточка 2. Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.  По небу плыло большое белое облако.


Пока ребята будут работать по карточкам у доски, запишите словосочетания  и определите падеж прилагательных:

Свежей газеты, летней порой, крепкому мальчику, деревянной горки, доброй девочке, о теплой шубе.


Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.

Какое словосочетание является «лишним»? Объясните свое предположение (крепкому мальчику, т.к. словосочетание употребляется в м.р.)


5. Усвоение новых знаний и способов действий.

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю.

Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в учебном диалоге;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


Работа в группах.

А сейчас мы с вами разобьемся на группы и проведем соревнование.

Каждая группа придумает подходящее имя прилагательное к данному существительному, просклоняйте прилагательное, выделите окончание.


1 группа – проталина

2 группа – река

3 группа – туча

4 группа –  капель

5 группа – вода

Проверим, как вы справились с заданием.

Что общего вы заметили? Давайте сделаем вывод.


Падеж

Вопрос

Окончание

И.п.

Какая?

-ая, -яя

Р.п.

Какой?

-ой, -ей

Д.п.

Какой?

-ой, -ей

В.п.

Какую?

-ую, -юю

Т.п.

Какой?

-ой, -ей

П.п.

Какой?

-ой, -ей


(Окончания в падежных вопросах такие же, как и у прилагательных. Одинаковые окончания у прилагательных в р.п., д.п., т.п., п.п.)


6. Закрепление  новых знаний и способов действий.

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю.

Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в учебном диалоге;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


Работа по учебнику.

А сейчас самостоятельно выполним упражнение 277 на с 45. Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. Кому не понятно? (Определите род и падеж прилагательных, выделите окончание).


Взаимопроверка.

А теперь обменяйтесь с соседом тетрадью и проверьте выполнение работы у своего товарища.


7. Физминутка.

Личностные УУД: укрепление  здоровья младших  школьников.


а) Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.


б) Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком поймал он мух

И скорей за парту плюх.


8. Обобщение новых знаний и способов действий.

Познавательные УУД:

- поиск и отбор необходимой информации;

- формулирование доказательств, выводов;

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.


Выборочное списывание. (Работа в парах).

Прочитайте текст. Выпишите из текста имена прилагательные вместе с существительными от которых они зависят, определите падеж.


По земле весна движется с юга. В горах поднимается снизу вверх. А в воде – опускается сверху вниз.

Придёт день, и вдоль берегов проступит голубая полоска. Будто кто обведёт берега голубым карандашом. Лежит озеро перед тобой, как белое блюдечко с голубой каёмочкой. Значит, вот-вот пробьются закраины и заплещет в них живая волна.

Пробьётся вода и начнёт отжимать лёд от берегов. Потемнеет лёд, проступят серо-зелёные пятна, лужи воды. Покряхтывает ледяная твердь, упирается. Но распадается на куски.

Волны выбросят ледяную кашу на берег, солнце на капельки растопит. Теперь раздолье весне.

Без помех опускается она в озёрную глубину сверху вниз.


Назовите приметы весны? (Ответы учащихся).

Составьте и запишите мини – сочинение о весне, используя имена прилагательные.


9. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Регулятивные УУД:

- самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия;

- организация рефлексии по применению нового способа действия.


Дифференцированная работа.

Задание для простого уровня.

Поставь вопросы к именам прилагательным. Определите падеж. Выделите окончания.

На (________________) горной вершине.

В (_________________) тенистую аллею.

(___________________) Душистой черёмухой.

О (_________________) летней ночи.


Задание для среднего уровня.

Спишите. Поставьте словосочетания в указанном падеже. Выделите окончания.

Интересная экскурсия (Р.п.), глубокая пропасть (Д.п.), синяя мгла (В.п.), узкая лента (Т.п.), горная река (П.п.).


Задание для сложного уровня.

Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, определите род, число и падеж имен прилагательных.

С длин… удочкой в руках я пробирался к рек… на рыбн… ловлю. Дорога шла дальн… узк… тр…пинк… . С трудом я раздв…гал влажн… траву. Она зелен… ст…ной преграждала путь. Вдруг я увидел у ног блестящ… змею. Она с шипен…ем уп…лзала в высок… траву.


10. Итог урока.

Регулятивные УУД:

- волевая саморегуляция;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Составление кластера (фронтальная работа).


11. Рефлексия.

Коммуникативные УУД: умение объективно оценивать себя.


Сегодня на уроке я узнал…….

Сегодня на уроке я научился ……..

На этом уроке мне понравилось  ………

Мне удалось на этом уроке ……….

Я испытывал затруднения …………


12. Домашнее задание (с. 46, упр. 279).

Регулятивные УУД:

- умение работать по алгоритму, с правилами;

- овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного.


Средства обучения:

1. Полякова А.В. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: 2 ч. / А.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2010.

2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Уроки русского языка в 4 классе. – М.: Издательство «Аквариум», Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2009.

3. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2005.

4. Сладков Н.И. «Весна воды».



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ