Конспект урока на тему "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями “жи-ши”, "ча-ща”, "чу-щу"
Тема: Упражнения в написании слов с буквосочетаниями “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”.
Цели и задачи урока:
Закрепление знаний детей о шипящих звуках;
Формирование навыков правописания и самоконтроля;
Формирование умения обобщать и делать выводы;
Развитие мышления, внимания, памяти;
Расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
Воспитание культуры речи, умения общаться друг с другом, работать сообща;
Воспитание интереса к предмету;
Оборудование:
Карточки с буквами и “звуковые мешки”;
Индивидуальные карточки для записи слов (Приложение 1);
Карточки для групповой работы (Приложение 2, Приложение 3);
Учебник “Русский язык. 2 класс. Ч. 2”, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 6-е издание, М.: Просвещение, 2010.
“Чистописание: рабочая тетрадь №2: 2 класс”, автор Т.В. Игнатьева, 2-е издание, М.: Издательство “Экзамен”,2010.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Мы начинаем урок русского языка. Проверти, готово ли к уроку ваше рабочее место.
- Готовы ли вы сами начать урок?
2. Чистописание.
- А чтобы подготовить к работе наши ручки, выполним задание в тетрадях по чистописанию.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на стр. 12.
- Какую буквы вы учились писать правильно и красиво?
- Прочитайте слоги, в которых буква “К” обозначает твёрдый согласный звук.
- Прочитайте слоги, в которых буква “К” обозначает мягкий согласный звук.
- Какой вывод можно сделать?
- В какой из “звуковых мешков” поместим букву “К”? Почему?
Обосновывая свои действия (т.к. буква “К” может обозначать два звука: твёрдый и мягкий, поместим её в область пересечения “звуковых мешков”), учащиеся помещают карточку с изображением буквы “К” в “звуковые мешки”.
3. Закрепление знаний о шипящих звуках.
- А в каких мешках разместим эти буквы?
Учитель предлагает учащимся карточки с изображением букв “Ж”, “Ш”, “Ч”, “Щ”, “Й” и “Ц”.
Обосновывая свои действия, учащиеся размещают карточки с изображением букв в “звуковые мешки”.
- Почему важно знать какие звуки обозначают эти буквы?
4. Работа над темой урока.
- Какие правила правописания буквосочетаний мы повторяли на прошлом уроке?
- А сегодня мы проверим, умеете ли вы применять эти правила при написании слов.
- Самостоятельно выполните задание на индивидуальных карточках.
Учащиеся самостоятельно вписывают в клеточки слова, соответствующие их лексическому значению.(Приложение 1)
- Определите, какая орфограмма есть в вашем слове.
- Образуйте экспертные группы, по словам с одинаковыми орфограммами.
Учащиеся образуют 3 экспертные группы. Дети свободно перемещаются по классу и занимают удобные для них места. Каждая группа получает комплект карточек для групповой работы. (Приложение 2)
- Прочитайте предложения и дополните их словами, которые вы записали на индивидуальных карточках. Если надо измените форму слова или подберите к нему однокоренное слово.
Работая в группах, учащиеся вставляют в предложения подходящие по смыслу слова.
- Составьте из этих предложений стихотворные тексты и запишите их в рабочие тетради.
Работая в группах, учащиеся составляют и записывают в тетради стихотворные тексты.(Приложение 3)
- Давайте послушаем, что у вас получилось.
В ходе выступления каждая экспертная группа или её представитель прочитывают составленный и записанный в тетрадях стихотворный текст. Учитель задаёт ребятам вопросы, обобщающие знания детей о правописании слов с буквосочетаниями “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”.
(- Какое правило о правописании буквосочетаний мы повторили? – Какая орфограмма встретилась нам в словах этого текста? – В каких словах мы услышали буквосочетания …? – Как их написали? и др.)
После выступления всех групп учащиеся возвращаются на свои рабочие места.
5. Обобщение.
- Молодцы. У вас получились очень интересные стихотворные тексты.
- А теперь откройте учебники на стр. 16 и прочитайте текст упр. 25.
Выполнение учащимися устного задания по учебнику.
- Кто автор этих строк?
- Из какой они сказки?
- Объясните написание выделенных букв.
- Спишите текст.
Выполнение учащимися письменного задания по учебнику.
6. Итог урока
- Какие слова сегодня мы учились писать правильно?
- Как пишутся буквосочетания “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”?
- Чему ещё вы научились сегодня на уроке?
- Благодарю вас за дружную и творческую работу.
- Наш урок русского языка окончен.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(Индивидуальные карточки)
Приспособления, которые надевают на ноги для ходьбы по снегу.
Певчие птицы отряда воробьинообразных, с серым клювом и зеленовато-жёлтой окраской перьев.
Неядовитые змеи, отличительной чертой которых являются два больших светлых пятна, расположенных по бокам головы.
Род человекообразных обезьян с сильными короткими ногами и очень длинными мускулистыми руками.
Травма, полученная в результате падения или удара.
Рыбы семейства окунёвых, различные виды которых обитают в реках и морях.
Небольшой сосуд с ручкой, из которого пьют.
Сосуд, в котором кипятят воду для чая.
Приспособление для освещения из твёрдого горючего материала с фитилём внутри.
Драгоценности, дорогие вещи, которые бережно хранят, а иногда прячут.
Свободное от строений пространство в городе, селе, от которого в разные стороны идут улицы.
Издавать писк.
Человек из чужой страны.
Необычайные и необъяснимые явления и превращения.
Горшок из чугуна.
Хищная пресноводная рыба.
Детёныш щуки.
Подвижные выросты тела у многих представителей беспозвоночных животных (осьминоги, кальмары, коралловые полипы), служащие для добычи пищи или органами чувств.
Сжимать веки, прикрывая глаза.
Маленькие дети.
Птица, обитающая на морских просторах, внутренних водоёмах, а также в пределах населённых пунктов.
Слова и их лексические значения.
Лыжи – приспособления, которые надевают на ноги для ходьбы по снегу.
Чижи – певчие птицы отряда воробьинообразных, с серым клювом и зеленовато-жёлтой окраской перьев.
Ужи – неядовитые змеи, отличительной чертой которых являются два больших светлых пятна, расположенных по бокам головы.
Шимпанзе – род человекообразных обезьян с сильными короткими ногами и очень длинными мускулистыми руками.
Ушиб – травма, полученная в результате падения или удара.
Ерши – рыбы семейства окунёвых, различные виды которых обитают в реках и морях.
Чашка – небольшой сосуд с ручкой, из которого пьют.
Чайник – сосуд, в котором кипятят воду для чая.
Свеча – приспособление для освещения из твёрдого горючего материала с фитилём внутри.
Сокровища – драгоценности, дорогие вещи, которые бережно хранят, а иногда прячут.
Площадь – свободное от строений пространство в городе, селе, от которого в разные стороны идут улицы.
Пищать – издавать писк.
Чужестранец – человек из чужой страны.
Чудеса – необычайные и необъяснимые явления и превращения.
Чугунок – горшок из чугуна.
Щука – хищная пресноводная рыба.
Щурёнок – детёныш щуки.
Щупальца – подвижные выросты тела у многих представителей беспозвоночных животных (осьминоги, кальмары, коралловые полипы), служащие для добычи пищи или органами чувств.
19. Щуриться – сжимая веки, прикрывать глаза.
20. Чайка – птица, обитающая на морских просторах, внутренних водоёмах, а также в пределах населённых пунктов.
21. Малыши – маленькие дети.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(Карточки для групповой работы)
____________________ к нам в гости пришёл.
_______________________ над волной парит.
________________________ я в сказке нашёл.
________________________ на столе стоит.
С __________________ кто-то к печке спешит.
_______________________ на плите кипит.
«_____» с «__» каждый пишет!
Скоро догорит _________________________ .
_________________________ спрятал пират.
Пишем «____» мы с буквой «___»!
На ________________________ много ребят.
Льётся свет в оконце,
________________________ я на солнце.
Птенцы перестали ______________________ .
_________________________ хищная плывёт,
А _________________________ отстаёт.
Слог «_____» надо с «___» писать!
__________________________ – у осьминога.
_______________________ мне нужны зимой.
«_____» с «___» - знаю строго!
А __________________________ поют весной.
Кто _______________________ колено, детки?
Летом ползают _________________________ .
В речке прячутся _______________________ .
«____» пишу я с буквой «____»!
Громко плачут _________________________ .
_________________________ сидит на ветке.
С буквой «___» слог «____» пиши!
(Примерные результаты групповой работы)
Чужестранец к нам в гости пришёл.
Чудеса я в сказке нашёл.
С чугунком кто-то к печке спешит.
«ЧУ» с «У» каждый пишет!
Чайка над волной парит
Чашка на столе стоит.
Чайник на плите кипит.
Скоро догорит свеча.
Пишем «ЧА» мы с буквой «А»!
Сокровища спрятал пират.
На площади много ребят.
Птенцы перестали пищать.
Слог «ЧА» надо с «А» писать!
Льётся свет в оконце,
Щурюсь я на солнце.
Щука хищная плывёт,
А щурёнок отстаёт.
Щупальца – у осьминога.
«ЩУ» с «У» - знаю строго!
Лыжи мне нужны зимой.
А чижи поют весной.
Летом ползают ужи.
«ЖИ» пишу я с буквой «И»!
Шимпанзе сидит на ветке.
Кто ушиб колено, детки?
В речке прячутся ерши.
Громко плачут малыши.
С буквой «И» слог «ШИ» пиши!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ