Конспект урока на тему "Звуки щ - ч. Буквы Щ – Ч"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Ленинского района
Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР.
Тема: Звуки щ - ч. Буквы Щ – Ч.
Подготовила
учитель-логопед
Разуваева Наталья Евгеньевна
г. Нижний Новгород
2011
Цель занятия: учить дифференцировать звуки щ - ч в слогах, словах и словосочетаниях.
Задачи:
- учить выделять звуки [щ] и [ч] и различать их в речи;
- развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа;
- обогащение словарного запаса;
- воспитывать языковое чутье путем практического овладения навыками образования слов при помощи суффиксов: образования существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, качественных прилагательных и глаголов;
- развитие учебно-познавательной мотивации, слухового внимания;
- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
- воспитывать уверенность в своих силах.
Оборудование: электронная презентация, картинки, изображающие лица с разным настроением, предметные картинки, конвертики, индивидуальные зеркала, карточки с напечатанными заданиями.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Покажите на наших нарисованных лицах, какое у вас настроение.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика
Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.
Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упр-е на выработку возд. струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)
Физкультура получилась хороша.
2. Подготовка к восприятию нового материала. Формулирование темы занятия
- «Четвертое лишнее».
Послушайте ряды слов и выделите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.
- скрипка, баян, клещи, гармонь;
- бельчонок, зайчонок, щенок, тигренок;
- зонтик, летчик, домик, бантик;
- груша, чеснок, яблоко, виноград;
- нос, глаз, рот, щеки.
Назовите «лишние» слова и определите, какие звуки в них общие.
Верно, как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
Сегодня мы будем работать со звуками [щ] и [ч], буквами Щ-Ч, которые обозначают их на письме.
Сравнительная характеристика звуков [щ] и [ч].
Произнесите звуки, наблюдая за собой в зеркало.
Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ] по артикуляции.
Произнесите звук [Ч]. Какой он?
Дети: он взрывной, краткий, согласный, мягкий.
- Теперь произнесите звук [Щ]. Какой он?
Дети: долгий, тянется, щелевой, согласный, мягкий.
- Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?
Дети: Оба мягкие, имеют общий компонент (звук [Ш] входит и в состав [Ч], и в состав [Щ].), при обоих звуках воздушная струя теплая
- Чем отличаются эти звуки?
Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.
3. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в слогах и словах
- Знакомство с героями занятия
Сегодня на занятие пришли гости. Давайте отгадаем, кто это.
Соотнесите цифры с соответствующими звуками из названий каждой картинки. Прочитайте слова.
Клещи – белка – носок – сом - цирк
3 2 1 2 4
ЩЕНОК
Ученики – печка – руки – ежи – пингвин – чайка – каша – солнце – щенок – пирог - щётка
2 3 1 1 1 2 3 2 3 4 4
ЧЕРЕПАШОНОК
Они пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли много интересных заданий.
- Развитие фонематического восприятия
Давайте обозначим буквы Щ и Ч с помощью пальцев.
Щ – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, а остальные сжаты. Движение кистью руки вниз.
Ч – указательный и средний прижаты к большому, остальные опущены.
Я буду произносить звуки, а вы «сигнальте» руками, если услышите звуки Щ и Ч.
Т Ш Ч Ц Б В А Щ Ч Ц Щ
ЧА ТА СУ ЩУ РО ЧО ЩИ МИ
ЧАЙКА ЩУКА ПЕЧАТЬ ПЛАЩ МАЧТА КОЧКА ПУЩА ЩЕПКА КАЛАЧ РОЩА
- Прочитайте слоги.
ЧА-ЩА-ЧА
ОЧ-ОЩ-ОЩ
ЫЩ-ЫЧ-ЫЩ
ЧИ-ЩИ-ЩИ-ЧИ
ЕЧ-ЕЩ-ЕЧ-ЕЩ
ЩЁ-ЩЁ-ЧЁ-ЧЁ
- Чтение наоборот.
ЙАЧ АКУЩ АКЧОД
АТЧОП ИЩЕВ АКПЕЩ
ИКЧО УЩОГУ АБОЩАЧ
- Работа над правилом правописания ча, ща, чу, щу
Выберите правильный ответ.
1. Буквы Ч, Щ любят Я, Ю
2. Буквы Ч, Щ любят А, У
- Вставьте нужные гласные после шипящих: а, я; у, ю. (Задания на карточках)
Прощ...й, ч...йка, обещ..ние, щ...ка, ч...й, у богач..., ч...гун, обращ...ть, смущ...ет, щ...пальце, пощ...да, саранч..., грущ... , ч...шка, прощ...ние, утащ..., свеч..., пущ...
- Закончите слово, добавив ча или ща: Подчеркните ч, щ .
Ро … , пи … , све … , встре … , ча … , зада … , ку … .
чу или щу
Та … , то … , пи … , кри … , уго … , втре … , изве … , кру … , защи … .
- Игра с мячом.
В слове, которое я назову, измените звук щ на ч. или наоборот и верни мяч:
Челка – щелка
Щетки – четки
Плач – плащ
Мочь – мощь
Помочь – помощь
Печать – пищать
Горячий – горящий
Лечи - лещи
Размечать – размещать
- «Расшифруйте» слова. Запишите слова с буквами ч, щ в два столбика.
. ётка, …и, . истота, . епка, . истый, . ёки, . тение, ме . , бор . , мя . , кле . , пла . , све . ка, тре . ина, ка . ели, та . ить, то . ить, пе . ера.
4. Физминутка
- Физминутка для глаз
5. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в словах, словосочетаниях, предложениях
- Составление слов из слогов. Игра «Рассыпалось слово».
Каждому учащемуся выдается конверт, в котором части различных слов. На доске и в презентации – предметные картинки-отгадки. Как только учение собрал слово, он снимает с доски соответствующую картинку.
Чи-вол-ще – волчище
Ща-ру-чи – ручища
Точ-ка-щё – щёточка
Но-ще-чек – щеночек
Ки-точ-лис – листочки
Ди-мед-ве-ще – медведище
Чем отличается слово волк от слова волчище? рука от ручища?...
- Щенок и черепашонок очень любят играть со словами. Они меняют слова так, что получаются новые слова.
- Измените слова по образцу. Запишите только те слова, которые получатся. Подчеркни ч, щ. Образец: лук - луковый.
молоко -
вещь -
цветок -
овощ -
аптека -
дача -
мука -
ночь -
- Измените слова по образцу. Запишите их парами. Подчеркни ч, щ.. Образец: идти - иду.
грустить -
крутить -
бормотать -
молчать -
искать -
кричать -
вырастить -
простить -
пускать -
плакать -
лететь -
- Работа у доски. Вставьте пропущенные буквы Ч, Щ, запишите словосочетания. Подчёркивайте их.
а) про:ная :етина
пти:ий :ебет
пе:ёная було:ка
Людо:кин пла:
б) хи:ник в :а:обе
:у:ка на крю:ке
при:епки в я:и:ке
ве:ер в у:или:е
III. Подведение итогов занятия.
Щенку и Черепашонку пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо за то, что они принесли такие интересные задания. Ждем их на следующем занятии.
С какими звуками мы сегодня работали?
Какими буквами эти звуки обозначаются?
Что понравилось? А что нет?
Поднимите карточки с тем настроением, какое у вас стало после этого занятия.
БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
Список литературы
Логопедия в школе: Практический опыт. / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: марТ, Феникс, 2010.
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
Галкина И. А. Электронные физминутки для глаз («Облака»)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ