Урок русского языка для 4 класса «Ярмарка знаний»


Холостых Людмила Дмитриевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ имени В. М. Комарова

Звёздного городка Московской области.



Урок русского языка для 4 класса «Ярмарка знаний»

Учитель: Холостых Л. Д.


Цели:

  • Повторить изученный материал по темам «Предложение», «Части речи»

  • Развивать умение применять изученные орфограммы.

  • Формировать самостоятельное мышление учащихся.

  • Формировать познавательные интересы учащихся.

  • Развивать речь учащихся.

  • Прививать интерес к русскому языку.


Оборудование:

  • Ноутбук

  • Проектор


Ход урока:


  1. Оргмомент.


Дорогие ребята, вы заканчиваете 4-й класс. За 4 года вы получили много знаний в начальной школе. Давайте покажем их сегодня на ярмарке знаний.


2. Работа над лексическим значением слова.


- Что такое ярмарка? Слайд 3-5

- Подберите синонимы к слову «ярмарка» (рынок, базар)

- Прочитайте, как дается определение слова «ярмарка» в толковых словарях. Слайд 6

- Это слово пришло в русский язык из немецкого. Буквально переводится как «яр» - год, «маркт» - рынок, т. е. ежегодный рынок.


В словаре С. И. Ожегова «Ярмарка - большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.» Слайд 6


3. Лавка «Предложение»

Товар на ярмарках в старину продавался в лавках. Давайте и мы с вами зайдем в одну из лавок под названием «Предложение». Слайд 7

- Выберите и спишите сложное предложение:


Весна приближается. Исчезают последние клочки снега в лесу, в оврагах. В озерке урчат лягушки. Цветёт орех. Но его серёжки ещё не покрылись жёлтой пыльцой.


- Можно ли составить сложное предложение, используя данные простые?

- Запишите его, подчеркните основы предложения.

- Проверьте свою работу. Слайд 8


4. Лавка « Имя существительное»


Работа над загадками: Слайд 9


1) Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине огонь да вода. (Самовар)


2) Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается. (Утюг)


3) Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)


- Запишите отгадки.

- Что общего у этих слов? ( Имена существительные, стоят в единственном числе, в именительном падеже, нарицательные, неодушевленные)

- В какую лавку мы попали? (Имя существительное)

- Проверьте свою запись. Кто допустил ошибки?

- Какое слово лишнее? ( Ложка – женского рода, 1-го склонения; самовар – сложное слово, в нем 3 слога, утюг – начинается с гласного, самовар – нет парного согласного)

- Как изменяются имена существительные?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных?


Работа на карточках:


Карточка 1.


Вставь пропущенные буквы. В скобках укажи склонение и падеж существительных. Придумай название рассказу.

________________________________

Лес состоял из огромных дубов и ясеней. Их могучие ств__лы великолепно ч__рнели на прозрачной зелен__ ( ) орешников и рябин. Поднимаясь выше, они стройно рисовались на ясном неб__ ( ). Зяблики проворно бегали по дорожк__ ( ). Осторожный за__ц прокрадывался вдоль опушк__ ( ). Белка прыгала с ветк__ ( ) на ветку ( ).


Фамилия, имя_____________________________________.



Карточка 2.


Вставь пропущенные окончания, укажи склонение, падеж:


Спать в постельк__


Прыгать на постел__


Играть на площадк__


Стоять на площад__


Шел по деревн__


На краю деревн__


Стоял около избушк__


Отдыхал в август__


Фамилия, имя _______________________________


Работа в тетрадях и у доски (3 человека по 1 предложению) Слайд 10


- Ответьте письменно на вопросы:


Где сидели пчёлы? (ветка, сирень)

Где пел скворец? (верхушка, черемуха)

Где росли грибы? (опушка, лес)


- Объясните написание окончаний существительных.

- У кого получились другие предложения?

- Слова каких частей речи вы использовали в предложениях?

- В последнем предложении замените одно существительное однокоренным словом другой части речи, так, чтобы смысл предложения не изменился. (На лесной опушке росли грибы).

- Какая это часть речи?

- В какую лавку мы переходим?


5. Лавка «Имя прилагательное»


Если я права, поднимите руки вверх, пожалуйста.

  • Прилагательное изменяется по временам.

  • Прилагательное в предложении – второстепенный член.

  • А именно, обстоятельство.

  • Род прилагательного зависит от существительного.

  • А падеж зависит от глагола.

  • Во множественном числе прилагательное не изменяется по родам.

  • Прилагательное отвечает на вопросы где, куда, откуда, как.

  • Прилагательные обозначают признак предмета.


- Прочитайте текст. Слайд 11-текст.

Я очень люблю это дерево. Люблю прислониться к его стволу. Я могу подолгу любоваться его листьями.

- Понятно ли вам, о каком дереве идет речь?

- Почему?

- Добавьте в этот рассказ такие слова, чтобы было понятно, о каком дереве рассказ. Слайд 11- картинки.



- Прочитайте получившиеся рассказы.

- Как вы проверяли написание окончаний имен прилагательных?

- Для чего в речи используются имена прилагательные.



6. Лавка «Глагол»


- Подберите слово, соответствующее схеме ит

- Что вы можете о нем сказать?

- Что еще вы знаете о глаголах?






Работа над фразеологизмами. Слайд 12


- Прочитайте.

Зарубить на носу.

Бить баклуши.

Заткнуть за пояс.

Водить за нос.

Бездельничать.

Победить.

Запомнить.

Обманывать.


- Какое задание вы можете предложить к этим словам и словосочетаниям.

- Выполните предложенное задание, проверьте его.

- Что общего у глаголов во 2-м столбике? (инфинитив)

- Разделите глаголы из 2-го столбика на группы (по спряжениям)

- Запишите глаголы во 2-м лице единственного числа, выделите окончания.

- Проверьте работу. Слайд 13


Диктант.


Кто вперед смотрит, тот далеко видит.


- Объясните смысл пословицы.

- Что вы можете сказать о глаголах в данном предложении? (глаголы-исключения).

- Назовите все глаголы-исключения.



7. Итог урока.

- Домашнее задание. Составьте рассказ по опорным словам: корова, купец, ярмарка, копейка, веселье. Слайд 14

- Оценивание ответов и письменных работ.

- Какие задания были самыми интересными для вас? Самыми трудными?

- Спасибо за хорошую работу! Слайд 15











Источники материалов:

http://playroom.com.ru/zagadki.php - загадка (ложка)


http://poslovitsi.ru/zagadka.php -загадки (самовар, утюг)


http://www.mosslov.ru- значение слова ярмарка




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ