Конспект урока обучения грамоте на тему: "Звук [ц], буквы Ц,ц"

Тема: Звук [ц], буквы Ц,ц.

Цель: Познакомить детей со звуком [ц], с буквами Ц, ц.

Задачи:

  1. Личностные: Воспитывать культуру учебного труда, умение применять правила охраны своего здоровья.

  2. Метапредметные: Создать условия по формированию умения ставить цель, наблюдать, делать выводы.

  3. Предметные: Познакомить со звуком [ц], уметь слышать его в словах, научить читать слоги и слова с буквой ц.

УУД:

1)Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой.

2)Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания.

3)Познавательные: развивать мыслительные операции, ориентироваться в условных обозначениях. Умение с большей долей самостоятельности работать с моделями слов.

Оборудование: учебник «Азбука», тетради по обучению грамоте, конверт с элементами букв, модели звуков, карточки для учащихся (повышенной сложности), алгоритм определения звуков, цветок (на лепестках, которого план работы), картинки с буквой ц.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.м.

Психологическая подготовка

Коммуникативные: позитивный настрой, пожелание друг другу добра.

Личностные: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения друг к другу.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра! Ты желаешь мне добра! Если будет трудно, я тебе помогу!

Дети настраиваются на доброжелательное отношение друг к другу. Проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний

Создать ситуацию успеха при изучении нового


-Прочитай пословицу на доске.

Ссора – оружие глупца.

-Объясни, как ты ее понимаешь.

- Почему именно эту пословицу я написала на доске?

Читают, объясняют.




В последнем слове есть буква, которую мы не изучали.

3. Постановка целей урока

Организовать деятельность по определению целей урока

Регулятивные: формирование умения ставить цели.

- Поставим цель нашего урока.

Я приведу в систему то, что вы мне сказали, а поможет мне в этом волшебный цветок.

итог

цель

звук

модель

слова

слоги

буква

ц


Ставят цели урока.

4. Введение новых знаний

Направить работу по изучению новых звуков и новой буквы, по формированию умения читать слоги и слова с новой буквой.

Познавательные: наблюдают, исследуют, делают выводы.

Коммуникативные: работают в парах, учатся договариваться.

Регулятивные: работают по предложенному учителем плану.



















































Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

  1. Знакомство с новым звуком.

-Произнесите первый звук в слове цветок, повернувшись, друг к другу. Понаблюдайте за органами речи своего соседа и дайте характеристику звуку[ц] по плану:

Звук

1.Согл. - Глас.

2.Звонк.- Глух.

3.Тверд. - Мягк.

-Достаньте из конверта модель звука, который соответствует звуку [ц].

- Докажите.

- Что за знак у нас весит на доске?

- Да, этот значок означает цель. Произнесите первый звук в этом слове, повернувшись, друг к другу. Понаблюдайте за органами речи своего соседа и дайте характеристику этому звуку.

Найдите на лепестках волшебного цветка слово «цель».

-Что вы заметили?

- Какую гласную вы видите после изучаемой буквы?

- Что вы можете сказать о гласной «е»?

- Смягчает она или нет впереди стоящий звук?

- Какой вывод сделаем?

Итак, мы познакомились со звуком [ц]. Этот звук всегда твердый.

- Сейчас мы поработаем в группах. Нужно придумать как можно больше слов со звуком [ц]. Ребята, которые умеют читать и писать запишут слова. Время работы 3 минуты.

Представитель из каждой группы должен прочитать слова, остальные ребята слушайте, и если в вашей группе было такое слово, то стучите подушечками пальцев по столу. За каждое слово группа получает 1 балл.

Подведем итоги вашей работы в группе.










Физкультминутка.









  1. Знакомство с новой буквой.

-Какой буквой обозначается звук [ц]?

Сконструируйте букву.

-На что похожа буква?

-Изобразите букву с помощью тела.

-Послушайте стихотворение про букву ц:

Вот какая буква ц:

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.


Буква Ц-

Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Итак, мы познакомились с буквой Ц.

Перед чтением выполним артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика:

  1. Лошадка (щелчки языком)

  2. Щечки (надуваем щеки, смещаем воздух то в одну щеку, то в другую.)

  3. Конфетка (Язычком упираемся то в одну щеку, то в другую.)

Дыхательная гимнастика.

  1. Нюхаем цветы (3 вдоха, 1 выдох)

  2. Одуванчик (вдох носом, выдох ртом, как будто дуем на одуванчик)

  3. Левая, правая ноздря (в одну ноздрю вдыхаем воздух, в другую выдыхаем и наоборот.)

3.Чтение слогов с новой буквой.

Сейчас мы почитаем слова с новой буквой. Работать будем в парах.

Ребята, которые умеют читать, подойдите ко мне, вам я приготовила задание на карточках.

Смотри приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4.

Остальные ребята откройте «Азбуку» на стр.110

Читаем слова в схемах моделях. Девочки читают по модели О- [ц], мальчики по модели [ц]-О.

- Читаем слова в парах. Договоритесь, кто будет читать первый, а кто второй.




Наблюдают, дают характеристику, доказывают.















Наблюдают, дают характеристику.









Наблюдают, делают вывод о том, что звук [ц] всегда твердый.











Называют слова с новым звуком, записывают ребята, которые умеют писать.

Слушают своих товарищей, подают сигнал, если такое же слово было придумано в их группе.


Дети танцуют под песню «Волшебный цветок»








Конструируют букву, находят ассоциации, изображают с помощью тела.















































Читают в парах. Читающие дети выполняют задание на карточках.

5.Первичное закрепление знаний.

Обеспечить осознанное усвоение знаний.

Познавательные: Анализировать звуки, перекодировать звуки в звуковую модель.

Регулятивные: осуществляют контроль.

Угадайте загадку, напишите отгадку, выполнив звуковую модель слова:

Проживают в умной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

Запишите слово «цифры» буквами.

Отгадывают загадку, составляют схему слова.







Записывают, проверяют с доски.

6.Итог. Рефлексия.

Обеспечить условия для самооценки.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Подведем итог урока.

С какой буквой мы познакомились?

Чем особенна эта буква?

Посмотрите на волшебный цветок. Все ли мы успели выполнить?

Оцените свою работу на уроке. Как оценили?

Почему?

Подводят итог, оценивают свою работу на уроке.

















Приложение к уроку.

Карточка №1

Придумай слова, оканчивающиеся на ца, цо, цы

…………………ца ……………………цо ………………………цы

…………………ца …………………...цо ……………………...цы

…………………ца ……………………цо ………………………цы

…………………ца ……………………цо ……………………….цы

…………………ца …………………….цо ……………………….цы



Карточка № 2

Угадай загадки, напиши отгадки. Подчеркни слова-действия.

  1. На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

  1. Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

  1. Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился и оттуда

Живое выбежало чудо.

  1. Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

Карточка № 3

Угадай загадки, напиши отгадки. Подчеркни слова-признаки.

1)На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

2)Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

3)Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился и оттуда

Живое выбежало чудо.

4)Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

Карточка № 4

Угадай загадки, напиши отгадки. Подчеркни слова-предметы.

1)На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

2)Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,



Медом угощают.

3)Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился и оттуда

Живое выбежало чудо.

4)Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ