Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе «Михаил Шолохов «Судьба человека»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат № 7 восьмого вида станицы Казанской Краснодарского края
Конспект урока по чтению и развитию речи
в 9 классе
«Михаил Шолохов «Судьба человека»
подготовила
учитель русского языка
Недобега Наталья Ивановна
ст. Казанская
2012
Чтение и развитие речи 9 класс
Тема: Михаил Шолохов «Судьба человека»
Цели и задачи:
Совершенствовать различные виды речевой деятельности;
Формировать навыки беглого, правильного, осознанного чтения;
Обогащать словарный запас;
Развивать мыслительные операции: анализ и синтез, обобщение, сравнение;
Развивать внимание, память, мышление, воображение;
Формировать умение сравнивать внешний вид, поступки и характеры героев;
Формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.
Развивать положительные личностные качества.
Оборудование: слайды, карточки – характеристики, план пересказа.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
Беседа по вопросам:
Как называется рассказ, который мы изучаем? ( «Судьба человека»)
Кто автор рассказа? (Михаил Шолохов)
Как зовут главного героя рассказа? (Андрей Соколов)
Какому историческому событию в жизни страны посвящен рассказ М. Шолохова «Судьба человека»? (Великой Отечественной войне)
Назовите годы Великой Отечественной войны. (1941 – 1945)
Сколько лет длилась война? (4 года)
Назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово «война» (ужас, боль, смерть, страх, кровь, сражение, танки, взрывы, бомбёжка и т. д.)
Все это пришлось пережить нашему народу, такая у него была судьба. Объясните, как вы понимаете значение слова «судьба» (то, что произойдет в будущем)
Словарная работа: (слова написаны на доске)
Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого – чего - нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).
Лагерфюрер – комендант лагеря
«Оппель - адмирал» - марка легкового автомобиля
О чем эпизод рассказа, который мы изучали? (о том, как попал в плен Андрей Соколов, его жизни в концлагере, побеге )
(показываются слайды)
Как жилось нашим солдатам в фашистском плену? (тяжело жилось солдатам в плену, многие умирали от голода, холода и непосильной работы)
Чего хотели добиться фашисты таким жестоким обращением с пленными? (фашисты хотели покорить русский народ, сломить его дух)
Почему был вызван Андрей Соколов к лагерфюреру? (Андрей громко возмутился требованиями фашистов копать окопы по несколько кубометров в день, сказав, что ему для могилы и одного за глаза хватит)
Как вел он себя во время разговора с фашистом? (Андрей смело разговаривал с лагерфюрером, показывая, что не боится)
Было ли опасным такое поведение? (да, его могли расстрелять на месте)
Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? (Андрей Соколов, лагерфюрер признал его смелым солдатом)
Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? (показываются карточки с характеристиками Андрея, учащиеся определяют, относятся они к Андрею или нет); (стойкость, лживость, уверенность в себе, честность, мужество, верность, трусость, доброта, злоба, патриотизм, сострадание, самоотверженность) (стойкость, уверенность в себе, честность, мужество, верность, доброта, патриотизм, сострадание, самоотверженность)
Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что вы выбрали? (да, он ими обладал)
Как вы считаете, а у вас есть эти черты характера? (учащиеся высказывают своё мнение)
Прочитайте по ролям разговор лагерфюрера и Андрея Соколова. (чтение по ролям)
Физминутка
Остался ли в плену Андрей Соколов? (нет, сбежал из плена)
4. Пересказ по плану отрывка «Побег из плена» (отпечатанный план на столе у каждого учащегося) – 1 группа
5. Чтение цепочкой отрывка «Побег из плена» - 2 группа
Что же произошло с семьей Андрея во время войны? (в его дом попала бомба и вся семья погибла, а старший сын Анатолий был убит в последний день войны)
Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.
(показываются слайды под песню «Враги сожгли родную хату»)
Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (может озлобиться, стать черствым)
Произошло ли это с Андреем Соколовым? (нет, в его сердце осталась доброта, любовь к ближним)
Кого он нашёл? (маленького мальчика – сироту и взял его к себе на воспитание)
(показываются слайды)
Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Это и есть лучшие черты русского характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.
Как вы, думаете, а смогли бы вы в таких тяжелых испытаниях сохранить свои лучшие черты характера? (учащиеся высказывают своё мнение)
6.Подведение итогов:
Подумайте, почему М. Шолохов назвал рассказ «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»? (потому что, на примере Андрея была показана судьба многих людей)
На примере Андрея Соколова, и его участи, и стечении обстоятельств жизни Шолохов описал русского человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа всего народа.
Если бы русский народ не был такой сильный духом, смогли бы мы победить в войне? (нет, не смогли, русский народ выстоял в тяжёлой войне только благодаря силе духа)
Отметить хорошо работающих учеников.
Домашнее задание: стр. 197 – 205 читать, отвечать на вопросы, пересказ – 1 группа, 2 группа: стр. 197 – 202 читать, отвечать на вопросы.
Список используемых материалов:
учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, А. К. Аксенова, М. И. Шишкова «Чтение 9 класс», «Просвещение» 2006 год;
песня М. Блантер, М. Исаковский «Враги сожгли родную хату»;
словарь С.И. Ожегова.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ