Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Звуки [х], [х’], буква Х. Моя малая родина – Хакасия»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бискамжинская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе
«Звуки [х], [х’], буква Х. Моя малая родина – Хакасия».
(система учебников «Перспектива»)
подготовила:
Заковряжина Вера Борисовна
учитель начальных классов
п. Бискамжа, 2011г.
Тема,
тип урока
«Звуки [х], [х’], буква Х. Моя малая родина – Хакасия».
Решение учебной задачи.
Цель урока
Познакомить учащихся со звуками [х], [х’] и буквой Х, с междометиями; учить распознавать новые звуки в словах; закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами; расширить знания о Хакасии.
Планируемые результаты данного урока
Новые понятия
и термины, которые будут введены в ходе урока.
Гласные и согласные звуки. Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие. Парные согласные, непарные согласные. Буквы в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Звуки [х], [х’]. Буква Х. Зрительный образ буквы. Междометие.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения приёмами понимания прочитанного; логические – совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, построение рассуждений в форме связи простых суждений; установление причинно-следственных связей.
Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: уметь: координировать действия по выполнению задания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Межпредметные связи:
Окружающий мир. Технология. Математика. Музыка.
Формы работы на уроке:
Фронтальная – выделение звуков [х], [х’] в словах: хакасы, пастухи; ознакомление с буквой Хх; чтение слогов: хи – ха – хо, текста «Хакасия – земля, где я живу»; ответы на вопросы текста.
Работа в паре – игра «Кто быстрей и правильно прочтёт».
Индивидуальная работа – «жужжащее чтение», чтение «цепочкой».
Ресурсы
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука, ч. 2, с. 30 – 31. Слого-звуковые схемы и наборное полотно, цветные круги: синий, зелёный) для обозначения твердости/мягкости согласных звуков; музыкальная колонка, mp 3 «Мелодия для чатхана»; демонстрационная карточка с буквой Х; счетные палочки; слоги; карточки с междометиями; карточки для дифференцированного задания; выставка книг о родном крае; презентация о Хакасии; карточки с солнышком и тучками.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете много нового. Предлагаю вам самим выявить тему урока, а для этого разгадаем кроссворд.
На доске:
1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. (Хлеб.)
2. Елочная игрушка-трубочка, которая хлопает, когда ее раскрывают. (Хлопушка.)
3. Командная игра на льду на коньках с шайбой. (Хоккей.)
4. Домашняя одежда, запахивающаяся или застегивающаяся сверху донизу. (Халат.)
5. Стекло высокого сорта с красивым блеском. (Хрусталь.)
6. Пресноводная рыба, которая водится в нашей реке. (Хариус.)
7. Наука о строении веществ и их превращениях. (Химия.)
– Выделите в словах первые звуки и сформулируйте первую часть темы сегодняшнего урока.
Дети. Звуки [х], [х’] и буква Х.
У. Глядя на центральное слово в нашем кроссворде, назовите вторую часть темы нашего урока.
Д. «Хакасия».
У. Чем для нас является Хакасия?
Д. Малой родиной.
У. Учитывая темы нашего урока, поставьте перед собой цели нашей работы.
На доске – опорные слова:
Познакомиться...
Учиться отличать новые...
Учиться читать...
Узнать новое о...
Д. Познакомиться с новыми звуками и буквой,
- Учиться отличать новые звуки от других.
– Учиться читать слова с новой буквой.
– Узнать новое о Хакасии.
III. Выделение новых звуков
У. Кто является коренными жителями Республики Хакасия?
Д. Хакасы.
У. Сколько слогов в слове хакасы?
Д. Три.
У. Почему?
Д. Три гласных звука.
У. Какой слог ударный?
Д. Второй.
У. Составьте на парте слого-звуковую схему данного слова. Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику.
Д. Согласный, твердый, глухой,
У. Как мы обозначим на схеме этот звук?
Д. Синей бусинкой.
У. Кто пасёт домашних животных на лугу или в лесу?
Д. Пастух.
У. Определите, в каком числе стоит слово пастух. Поставьте его во множественное число.
Д. Пастухи.
У. Сколько слогов в слове пастухи?
Д. Три.
У. Почему?
Д. Три гласных звука.
У. Какой слог ударный?
Д. Третий.
У. Составьте на парте слого-звуковую схему данного слова. Произнесите третий слог.
Д. Слог -хи.
У. Выделите из слога согласный звук. Дайте ему характеристику.
Д. Согласный, глухой, мягкий.
У. Итак, давайте сделаем вывод. Что мы узнали о новых звуках?
Дети отвечают.
IV. Выделение нового звука в словах
У. Я буду называть слова, а вы определяйте, есть в них новые звуки или нет. Если есть, с помощью кругов показывайте, твердый звук или мягкий.
Хорошо, стихи, охота, хек, запах, ехал, химия, смех, петух, хитрость.
V. Физкультминутка
У. Давайте немного отдохнем. Я включу мелодию для чатхана. Кто знает, что такое чатхан?
Д. Хакасский национальный инструмент.
У. Расставьте ноги на ширину плеч, глаза закройте. Представьте себе, что вы – могучее дерево – кедр, с высокой раскидистой кроной, протянувшей высоко к солнцу свои ветви-руки, на которых шелестят листья-пальцы. Подул сильный ветер, кедр закачался.
Дети выполняют команды под музыку.
VI. Знакомство с новой буквой
У. С какими новыми звуками мы сегодня познакомились? Кто знает, какой буквой они обозначаются на письме? Кто покажет ее в ленте букв?
Дети отвечают на вопросы и выполняют задания.
- На что похожа буква Х?
- Составьте букву Х из счетных палочек.
Дети выполняют задание.
У. Составьте букву из карандашей.
Дети выполняют задание.
VII. Чтение слогов
На доске:
ха, хо, хи, ах, ох, ух, их
У. На какие группы можно разделить эти слоги?
Д. Первая группа – слоги, которые начинаются с гласных.
– Вторая группа – с согласных.
У. Какие слоги могут являться словами?
Д. Ха! Ах! Ох! Ух! Их.
VIII. Знакомство с междометиями
У. Слова «Ах!», «Ох!», «Ух!» – особенные. Называются они междометия. Междометия ничего не обозначают, только выражают наши эмоции. Хоровое чтение слов.
IХ. Беседа о Хакасии
У. Что вы знаете о нашей республике? (Дети отвечают.) По площади территория Хакасии небольшая. Зато природа у нас самая разнообразная: есть и горы, и степи, и реки, и озера. Давайте послушаем ребят, которые немного расскажут о Хакасии.
Ученик 1. Хакасия – это необъятные степи с хлебными нивами, бесчисленными стадами, с городами и селами. Бурные реки текут и поют вольные песни.
Ученик 2. Простираются дремучие леса. Небо у нас голубое. Трава изумрудная. И воздух чистый, тоже голубой.
Ученик 3. Да, чудесная земля у нас! Не полюбить ее просто невозможно! Мы гордимся своей малой родиной.
У. Действительно, природа Хакасии завораживает, настолько она красива. Мы родились в Хакасии, поэтому она считается нашей малой родиной. Каждый человек любит свою родину, заботится о ней. О Хакасии написано немало книг. Многие из них мы с вами со временем прочитаем.
Учитель показывает детям выставку книг о Хакасии.
Х. Чтение слов, предложений с новой буквой
У. Сейчас вы будете работать в парах. У каждого свой объем чтения, напечатанный на листах. Вы будете читать вполголоса друг другу. Сначала начинают читать те, у кого синий круг, а затем те, у кого зеленый круг. Игра «Кто быстрей»
хакас хлеб
Хакасия хлебный
хакасский хлебороб
пастух хлебозавод
Хакасия – моя малая родина.
У. А сейчас мы прочитаем текст жужжащим чтением:
Хакасия – моя малая родина. Это – очень красивый край. О нем сложены песни, написаны стихи, созданы картины. Хакасские поэты написали стихотворения о Хакасии.
У. Читаем текст по цепочке:
Хакасия – земля, где я живу
Хакасия со всех сторон окружена горами, по-хакасски – тасхылами. Саяны, Кузнецкий Ала-Тау, Абаканский хребет – так называются эти тасхылы.
К северу от города Абакана Енисей-Ким течет, разливаясь. Почти всю Хакасию пересекает река Абакан.
Зима в Хакасии мягче и теплее, чем во всей Сибири. Это долина, окруженная горами, где много солнечных дней.
_____________________________________________________________
Как по-хакасски называются горы?
Какими горами окружена Хакасия?
Какие известные реки есть в Хакасии?
Какая в Хакасии зима?
Какие чувства вы испытываете к своему краю?
У. Какие слова вам были непонятны? Какие знания вы получили из прочитанных текстов? (Дети отвечают). Мало говорить о красоте Хакасии, лучше увидеть все собственными глазами.
Учитель представляет презентацию о Хакасии.
ХI. Итог урока
У. Давайте подведем итог нашей работе.
Вспомните, какие цели мы ставили перед собой на этот урок.
Всё ли мы выполнили?
Что нового узнали?
С каким настроением вы уходите с урока? Если с хорошим настроением то покажите солнышко, а если с плохим то покажите тучку.
Оцените себя на «Шкале успеха».
Интернет-ресурсы:
Балгазина А.Н. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края». Пособие для учащихся 1-2 кл / А.Н. Балгазина. – Абакан: Хакасская кн. изд – во, 1998.
Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учащихся / В.Я. Бутанаев. - Абакан: Хакасская кн. изд – во, 2007.
http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200801403
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ