Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Шипящие согласные»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 города Новоалтайска Алтайского края»














Конспект урока по русскому языку



в 1 классе



«Шипящие согласные»











подготовила



учитель начальных классов



Дмитриева Светлана Анатольевна









г. Новоалтайск, 2012


Тема урока «Шипящие согласные»

Цель:

Познакомить с шипящими согласными.

Задачи:

Сформировать у учащихся умения распознавать шипящие согласные звуки, различать твердые и мягкие шипящие, научить обозначать их на письме соответствующими буквами.

Развивать навыки грамотного письма, речь, наблюдательность.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, стремление к познанию нового, чувство взаимопомощи.

Оборудование: карточки для групповой работы, карточки- слоги, ключевые слова определения темы урока.

Организационный момент.

  1. Каллиграфическая минутка.

Ла ля ру рю ца че

-На какие две группы можно разделить слоги?

(С твердыми согласными: ла ру ца. С мягкими согласными ля рю че)


  1. Определение темы и целей.

Отгадать загадки:

Хвостиком виляет.

Зубаста, но не лает. (Щука)


Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? (Цапля)


Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (Черепаха)

По мере отгадывания загадок на доске прикрепляются карточки- слоги: ши пя щие, ключевое слово темы урока)

-Для чего нужно изучать шипящие согласные?


  1. Работа над новым материалом.

–Найдите шипящие в словах отгадках. (Ц,Ч,Щ)

-Что мы о них знаем? Как они произносятся?

Запишем то, что знаем в таблице.


Что знаем?

Что хотим узнать?

Что узнали?

При произношении согласных ч,ц, щ слышится шипение, выдыхаемый воздух встречает препятствия


 








1

- Что хотели бы еще узнать? Фиксирование в таблице вопросов учащихся по данной теме.

Что знаем?

Что хотим узнать?

Что узнали?

При произношении согласных ч,ц, щ слышится шипение, выдыхаемый воздух встречает препятствия

Какими они бывают?

Можно ли их разделить на какие- то группы?

 


-Все ли это шипящие? Какие еще есть в русском языке?

Упражнение 71.

Прочитать скороговорки.

  • Шапкой Миши шишки сшибли.

  • В живом уголке жили ежи и ужи.

-Какой шипящий звук много раз слышится в словах первой строчки?

-В словах второй строчки?


Составление краткой записи шипящих.

Ж Ш Ц Ч Щ- шипящие согласные


Словарная работа.

Найдите в словаре учебника слова, которые начинаются с шипящих согласных.

Желток человек честный четверг шарф шофер щенок


Комментированное письмо.

Составление предложений со словарными словами учащимися, запись одного из них с комментированием. Найти основу. Шипящие согласные подчеркнуть.


Письмо по памяти.

Упражнение 72.

Щеткой чищу я щенка.

Щекочу ему бока. (Взаимопроверка)

- В этих словах есть шипящие или нет? Подчеркните их.

- Сравните произношение шипящих?

- Твердо или мягко они произносятся?


Физминутка.

Если в словах есть шипящие, то делать хлопок в ладоши, если нет, то тишина.


Работа по группам.

Подобрать подходящие по смыслу слова с шипящими согласными.

Коровы _______________,

сороки -_________________,

мыши -_______________,

медведи -________________,

петухи -_______________,

дятлы -_________________.

2

  • Слова для справок: пищат, трещат, летают, мычат, пасутся, кричат, стучат, рычат, спят.

Итог урока.

- Что изучали на уроке? Что узнали нового?

Что знаем?

Что хотим узнать?

Что узнали?

При произношении согласных ч, ц, щ слышится шипение, выдыхаемый воздух встречает препятствия.

- Можно ли их разделить на какие- то г руппы?

  • Ж, ш, ц, ч, щ- шипящие согласные.

  • Эти согласные бывают твердыми (Ж,Ш) и мягкими (Ц,Ч, Щ).

Тест.

Если согласны с моим утверждением, ставим +, если нет, то -.

  • 1. В русском языке 5 шипящих согласных.

  • 2. Выдыхаемый воздух при произношении шипящих согласных звуков не встречает преград.

  • 3. Шипящие согласные бывают только твердыми.

Ответ: +, -, -





























3


Список использованной литературы:




1.Яковлева С. Г. Реализация нового образовательного пространства:

потенциал системы Л. В. Занкова, 2006


2.Горностаев П. В. От Конфуция до Занкова. Проблема общего развития учащихся в истории педагогики, 2007


3.Сборник. В содружестве с родителями. Вып. 1 (Библиотечка учителя-занковца)


4.Сборник. В содружестве с родителями. Вып. 2 (Библиотечка учителя-занковца)


5.Сборник. В содружестве с родителями. Вып. 3 (Библиотечка учителя-занковца)



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ