Урок русского языка в классе-комплекте для 3 класса "Единообразное написание корня в однокоренных словах, Изменение имен прилагательных по родам"


Конспект

УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

в классе-комплекте (2-3 классы)


Тема:

Единообразное написание корня в однокоренных словах (2класс)

Изменение имен прилагательных по родам (3 класс)


Цыганова Ирина Вячеславовна,

учитель начальных классов

МБОУ Захолынской основной

общеобразовательной школы

Ярцевского района Смоленской области


Цели и задачи урока:

2 класс

3 класс

Цель: провести с учащимися наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах

Задачи:

Образовательные:

- наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах, совершенствовать умение подбирать однокоренные слова


Развивающие:

- развивать мелкую моторику кистей рук, каллиграфический навык письма,

- развивать орфографическую зоркость, умение грамотно, логично, полно давать ответ на вопрос,

- развивать мышление, внимание,

- самоконтроль

Воспитательные:

- формировать качества аккуратности при выполнении заданий,

- воспитывать усидчивость,

- воспитывать любовь к пернатым друзьям

Цель: познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение определять род имен прилагательных в единственном числе,

- закреплять умение образовывать имена прилагательные от имен существительных, выделять окончания имен прилагательных

- совершенствовать умение написания сложных слов

Развивающие:

- развивать мелкую моторику кистей рук, каллиграфический навык письма,

- развивать умение грамотно, логично, полно давать ответ на вопрос,

- развивать мышление, внимание, самоконтроль

Воспитательные:

- формировать качества аккуратности при выполнении заданий,

- воспитывать усидчивость,

- воспитывать любовь к пернатым друзьям

КОНСПЕКТ УРОКА

Этап урока

2 класс

3 класс

1. Оргмомент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

2. Минутка чистописания


















- Подготовим пальчики к письму (гимнастика для рук):

Наши пальчики проснулись.

С добрым утром!

Потянулись, потянулись, потянулись.

Стали дружно умываться.

Полотенцем вытираться.

Каждый пальчик вытираем,

Ни один не забываем.

Дружно делаем зарядку!

Пришли в школу.

И уселись за тетрадку.

- Посмотрите на слова (слайд 2)

красногрудый белобока_______________

снегирь сорока________________________

-Догадались, о каких птицах идет речь? Встречаются они в нашей местности?

Объясните орфограммы в словах.

- Запишите красиво в тетрадь слова: 2 класс- снегирь, сорока; 3 класс – красногрудый, белобока.

- Составьте распространенное предложение с одним из данных слов

- Составьте вопросительное предложение с одним из данных слов

3. Орфографическая минутка

У доски по карточке работает один ученик.

Задание: образуйте от имен существительных имена прилагательные с суффиксами –ов-, -н-.

Клен - … сок, звезда - … ночь, честь - … ученик, степь - … полоса,

лес - … озеро, малина - … варенье.

Все остальные :

1. Запишите слова. Учащиеся 3 класса запишите эти же слова в единственном числе (слайд 3):

Мыши, ужи, карандаши.

На какое правило данные слова? ЖИ-ШИ, Ь на конце существительных после шипящих.

- Запишите свое слово на данное правило.

2. Запишите слова. Какое слово «лишнее»? Докажите (слайд 4)

Моряк, морской, речной, приморский.

Речной, так как не является однокоренным к данным словам. Моряк, так как это имя существительное, а все остальные слова имена прилагательные.

3. Комментированное письмо:

Длинной шеей поверчу, груз тяжелый подхвачу.

- Напишите отгадку.

4. Проверка у доски:

- Являются ли данные слова однокоренными?

- Какие орфограммы встретились при написании имен прилагательных? Объясните.

4. Актуализация знаний






Постановка проблемы для учащихся 3 класса. Формулирование темы урока, целей.





Алгоритм рассуждения

Самостоятельная работа по карточке.

- Найдите однокоренные слова, поставьте знак ударения, выделите корень (слайд 5)

  1. Нефтяники добывают нефть из нефтяной скважины.

  2. Кислый вкус имеет трава кислица.

  3. Крепление крепко прикрепили к лыжам.

  4. Чайник вскипел, и кипяток разлили по чайным чашкам.

  5. Рядом со страусом в загоне был и страусенок.

  6. Почтальон зашел за почтой на главпочтамт.


- Как написаны корни в однокоренных словах?

- Сделайте вывод.


Работа с учителем.

На карточках у учащихся словосочетания:

Новая синяя лента.

Новый синий пенал.

Новое синее платье.

- Выделите окончания имен прилагательных.

- Почему окончания разные? От чего это зависит?

- Определите род имен прилагательных.

- В чем затруднение? Какой возникает вопрос? Чему мы будем учиться на уроке? Что для этого надо узнать?

- С какой частью речи связано имя прилагательное? Следовательно, что надо определить?

- Сделайте вывод: как изменяются имена прилагательные?

Как определить род имени прилагательного в единственном числе?

В ходе рассуждения составляется схема-опора. (слайд 6)

5. Физкультминутка

Буратино подтянулся.

Раз – согнулся,

Два – согнулся.

Руки в стороны развел,

Раз - присел, и два – пошел.

Чтобы ключик наш достать,

Нужно на мысочки встать.

6. Закрепление

изученного на уроке

- Откройте учебник на с.50, прочитайте правило и выполните упр.305.



Работа с учителем.

Запись с комментированием:

Повар, вареник, поварешка, варево, варенье.

Зимовщик, зимовка, озимь, зимний, зимовать.

Ледник, ледяной, лед, ледниковый, наледь.

- Подчеркните слово с ударной гласной в корне.

Что можно сказать о написании корня в однокоренных словах? (слайд 7)

- Откройте учебник на с.56, прочитайте правило и выполните упр.491.

(Учащиеся по очереди отвечают на вопросы упражнения и выполняют задание)

Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированные задания) с проверкой по опорной схеме.

(Приложение 1)



7. Подведение итогов урока

Заполнение кластера

- Посмотрите на доску. Какое важное правило вы расскажете дома родным? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

- Посмотрите на кластер (слайд 8)

Что нового об имени прилагательном мы узнали сегодня на уроке? (Имена прилагательные изменяются по родам в единственном числе)

На кластер выставляется табличка «изменяется по родам».

- Кто может повторить алгоритм определения рода имени прилагательного?

8. Домашнее задание

Правило с.50, упр. 308

Дополнительно по желанию: придумайте свою цепочку однокоренных слов.

Правило с.56, упр. 493

Дополнительно по желанию: придумайте и запишите три словосочетания прилагательное + существительное разного рода.

9. Рефлексия

( слайд 9)

- На полях в тетради схематично изобразите ваше личико. Какое у вас сейчас настроение?

На уроке я узнал…

На уроке я научился…

Я чувствовал себя на уроке…

(- Кто хочет озвучить вслух?)

















Приложение 1



КАРТОЧКА №1 для Вити (с обратной стороны изображение птицы)


Спиши. Выдели окончания имен прилагательных, определи род.


Красивая птица, чёрная шапочка, щёки белые, чёрный галстучек, крылья серые, хвост серый, спина жёлто-зеленая, брюшко жёлтое.

Напиши название этой птицы.

КАРТОЧКА №2 для Саши


Выпиши имена прилагательные вместе с именами существительными. Выдели окончания имен

прилагательных, определи род. Что это за птица?


Птица - величиной с воробья. Оперение пушистое, густое. Спинка голубовато-серая, брюшко белое, с рыжими боками, крылья и хвост бурые, от клюва через глаз к уху черная полоса, на хвосте белые пятна. Конический, сильный клюв, сильные лапы с нескончаемыми пальцами и невозможно короткий хвост из мягких перьев. Обитатель лесной полосы, иногда находится в садах и парках. Насекомоядная птичка.



КАРТОЧКА №3 для Миши



Опиши птичку. Вставь в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные. Выдели окончания имен прилагательных, определи род. Что это за птица?

Это довольно … птица, размером со скворца. Оперение …, на голове … хохолок, а … хвостик заканчивается … полоской. А если присмотреться, то можно увидеть, что на крыльях большинства особей второстепенные маховые перья, а на них - … пластиночка.


Слова для справок: пушистый,

крупная,

дымчато-розовое,

широкой желтой,

темный,

маленькая алая.





Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс. Ч.2.- М.: Дрофа, 2009.

  2. Рамзаева Т.Г.Русский язык. 3 класс. Ч.2.- М.: Дрофа, 2009.

  3. Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Контрольные работы по русскому языку – М. Издательство «Экзамен», 2007.

  4. http://www.liveinternet.ru

  5. http://www.gla-mur.ru/animal

  6. http://naturelight.ru/show

  7. http://www.birds-pets.ru

  8. http://ru.picscdn.com/domain/ukraine-rg.com/

  9. http://blogs.mail.ru/mail/super_20/tag/карандаши

  10. http://www.all4pet.ru/printable_article/index/24761.html

  11. http://images.google.ru

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ