Конспект урока по русскому языку "Часть речи – имя прилагательное" 3 класс
Урок русского языка в 3 классе с использованием мультимедийной презентации
Тема урока: Часть речи – имя прилагательное
Тип урока : Урок открытия новых знаний
Цели урока: познакомить учащихся с новой частью речи, её ролью в русском языке, грамматическими признаками.
Задачи:
1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
2. Развивать самоконтроль, мышление, речь;
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Учитель: Лебедева Наталья Александровна
ХОД УРОКА
Структура урока
Цель этапа
средства
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивационно-ориентировоч-ный этап
Подготовка учащихся к работе на уроке
Презентация
Приветствие учащихся. Настрой на урок.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайд 1).
Давайте улыбнемся друг другу.
Пусть сегодняшний урок принесёт
Всем радость общения друг с другом.
Приветствие. Включение в ритм урока.
Практический этап
1)актуализация опорных знаний
Проверить усвоение пройден-ного материала
Тетради, презентация
1. Актуализация и мотивация. Откроем тетради, запишем число и классная работа .
Цель: - Я заметила, что не все ребята красиво написали…
- Как вы думаете, почему так получилось? (посадка неправильная, тетрадь лежит без наклона, ручку держат неправильно, неаккуратно пишут буквы)
- Как это исправить? (потренироваться, минутка чистописания) Что мы для этого делаем на уроке русского языка? (проводим минутку чистописания)
2. Организует чистописание, проводит обобщение знаний о имени существительном как части речи.
На доске запись (Слайд 2)
ду. ястре. верблю.. ланды.
ДП3 ?
- Прочитайте слова. Какие буквы пропущены?
- Какую букву вы будете писать сегодня?
(Дуб - это дерево, поэтому под ним стоит буква Д, ястреб - это птица, внизу стоит буква П, верблюд - зверь, поэтому внизу 3, ландыш - это цветок, нужно написать букву Ц.)
-Что общего между этими словами?
-все на одно правило
-все имена существительные
-все мужского рода
-Что такое имя существительное?
-На какие группы можно разделить эти имена существительные?
Ответы учащихся
Выполняют логическую задачу
Производят анализ и синтез слов
Обобщают свои знания по имени существительному
Целеполагание Определение темы, постановка цели
Презентация, карточки
1. Ставит проблемный вопрос:
- Прочитайте предложение. (слайд 3)
У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.
- Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?
(Это сделать трудно.)
- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
- А как вы думаете почему? (Нет признаков)
- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?
- Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.(приложение 1)
- Вы должны, вставить пропущенные слова.
- Слова для справок у вас записаны внизу в скобках.
- Прочитайте, что же у вас получилось?
- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?
- А теперь поставьте к словам, которые вам помогли решить проблему, вопросы (Слайд 4)
Какие? Острые
Какое? Тоненькое
Какие? Чуткие
Какая? Рыжая
Какой? Пушистый
- К какому слову относятся, прилагаются все эти слова?
- Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)
- Какой частью речи они являются?( не знаем, но узнаем)
- Я слово ищу необычное, звучное, (слайд 5)
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное. (рассказывает сказку о прилагательных – приложение 2)
- Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное) Слайд 6
-Какова цель урока? (слайд 7)
-Какие задачи нужно выполнить к концу урока? (слайд 8)
III. Создание проблемной ситуации.
Решают проблемный вопрос
Работают индивидуально на карточках
Сообщают результаты работы, обсуждают
Ставят вопросы к словам
Решают проблемный вопрос
Определяют тему урока, цель и задачи
Мотивационный
Обеспече-ние мотивации и принятия учащимися цели и учебно-познавательной деятельно-сти
Презентация
- Молодцы! Вы правильно определили тему урока.
Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,
Какую роль играют в речи имена прилагательные?
Предлагает ответить на вопрос: (слайд 9)
-Для чего в речи нужны имена прилагательные (с опорой на выполнение проблемного задания)
Вывод:
-Без имени прилагательного наша речь была бы непонятной и некрасивой.
-Какова же роль имени прилагательного в нашей речи?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Для чего нужен сегодняшний урок?
Мотивация и принятие учебной цели
Изучение нового материала
Обеспече-ние усвоения новых знаний, проверка понимания
Презентация
1. Предлагает вернуться к задачам урока:
Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными. (слайд 10)
-Какова роль имён прилагательных в речи? (слайд 11)
Чтобы ответить на этот вопрос Маши и Миши, выполните задание (слайд 12)
- Посмотрите на экран, перед вами текст.
- Прочитайте его.
Наступила весна. Наступила ранняя весна.
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят голосистые птицы.
- О чем этот текст? (О весне)
- А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.
- А этот текст о чём? (О весне)
- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
- Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?
(Наличие прилагательных)
- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?
Сделаем вывод (слайд 13)
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.
- А теперь обратите внимание на вторе предложение. (Слайд 14)
- Назовите прилагательное, которое там используется?
Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.
- Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?(слайд 15)
- Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.
Например, прилагательное серебристый.
- А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?
- Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?
- Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?( Слайд 16)
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
2. Организует игру:
- Давайте, поиграем. Игра от Миши и Маши. Отгадайте кто это? (слайды 17-18)
Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь
Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса
Серый, хищный, жадный. Волк
Белый, пушистый. Снег
Круглое, сладкое, сочное. Яблоко
- А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.
Работа по карточке задание № 2 (приложение 3)
Широкая, глубокая …… река
Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз
Кудрявая, белоствольная …… берёза
- Давайте проверим, что же у вас получилось?
- Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?
(имена существительные)
3. Предлагает вернуться к задачам урока и отметить, что уже выполнили, что осталось узнать?
-Чтобы ответить на вопрос – как изменяются имена прилагательные, выполним задание Маши:
Прочитай отрывок из стихотворения (слайд 19) в учебнике на стр.32 упр.24
Ох, до чего же рыжий
Мой новый братик Миша!
И волосы – рыжие,
И ресницы – рыжие,
Проснусь – и сразу весело,
Когда его увижу я.
-Найдите имена прилагательные. Что заметили? Это одно и то же слово или разные формы слова? Почему? Значит слово РЫЖИЙ изменило форму. Почему? От чего зависит форма слова рыжий? Посмотрите внимательно, к какому существительному относятся разные формы слова РЫЖИЙ.
-Есть ли у прилагательного свой собственный род или он меняется?
- Есть ли у прилагательного своё число, или оно меняется?
-Сделайте вывод. (слайд 20) Как изменяется имя прилагательное.
Вывод: Имя прилагательное изменяется по родам, числам, команде вопросов.
-Выпишите в тетрадь все прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, определите их число и род, пользуясь алгоритмом (слайд 21)
Проверьте работу друг друга.
4. Предлагает вернуться к цели урока и сделать вывод, всё ли узнали о имени прилагательном.
-Дайте определение имени прилагательного. Проверьте себя по слайду 22 и правилу на стр. 34 учебника!
Смотрят презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы.
Работа с текстом
Коллективно
Сравнение двух текстов, делают вывод о роли прилагательного в речи
Подбирают существительные к прилагательным, делают вывод
Работа по карточкам в паре
Отмечают, какие задачи урока уже выполнены
Индивидуальная работа по учебнику
Находят имена прилагательные в тексте
Делают вывод по упражнению
Закрепление учебного материала
Формиро-вать навыки использования изученного материала
презентация
Организует тест «Проверь себя» (приложение 4)
И проверку по ключу (слайд 23)
Отвечают на вопросы теста, анализируют, доказывают правоту своих ответов
Рефлексивно-оценочный этап
Формиро-вать личную ответствен-ность за результаты своего труда.
Презентация
Возвращает детей к поставленной цели, предлагает учащимся ответить на вопросы : (слайд 24)
Чему мы научились на уроке:
Я научился…
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Хочу похвалить…
-Сегодня на уроке вы были (слайд 25)
Умные
Внимательные
Активные
Красивые
Добрые
Воспитанные
- Какие слова я использовала, чтоб оценить вас на уроке? Как их можно назвать? Что теперь вы о них знаете?
Подводят итоги работы на уроке, отвечают на вопросы, делают вывод о достижении ими цели.
Домашнее задание
Дифференцированный выбор д/з
Презентация
Предлагает выбрать д/з (слайд 26)
Благодарит за работу (слайд 27)
Организует выбор д/з (дифференцированно), благодарит за работу.
Приложение 2
От рождения у Прилагательных был очень покладистый характер. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа.
- А что, если нам попросить их у существительных ну хоть бы на время – мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.
Приложение 4
Тест по теме: «Имя прилагательное».
__________________________________________________________
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б). признак предмета;
в). действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
5. Укажи имя прилагательное.
А) утеплять;
Б) теплый;
В) тепло.
6. Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) местоимения.
7. Выбери верное утверждение:
А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения;
Приложение 3
Карточка № 2
Подбери к прилагательным подходящие имена существительные:
Широкая, глубокая …… (______________)
Зелёный, сладкий, сахарный ……. (______________)
Кудрявая, белоствольная …… (______________)
Хмурое, низкое, дождливое (__________________)
Приложение 1
Карточка № 1
Вставь подходящие по смыслу слова, чтобы стало понятно, что в тексте говорится о белочке.
У неё______________ зубки, ______________рыльце, ______________ушки, _______________шерсть, ___________________хвост.
Слова для справок: тоненькое, острые, рыжая, чуткие, пушистый.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ