Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Разделительный твёрдый знак"

3 класс

УМК «Планета знаний»

Русский язык

Технологическая карта темы

Тема

Разделительный твёрдый знак (1 час)

Цели


Сформировать умение писать слова с разделительным твёрдым знаком.

Ввести правило написания слов с разделительным твёрдым знаком.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы


Актуализация знаний о написания слов с разделительным твёрдым знаком.


Термины и понятия

Однокоренные слова, корень слова, приставка слова, суффикс слова. Разделительный твёрдый знак и мягкий знак. Словосочетания.



Планируемый результат


Личностные умения


Личностные умения:

-проявлять интерес к изучению темы;

- оценивать результат собственной деятельности.

- проявлять позитивное отношение к процессу помощи герою сказки (Незнайке)

- осознание собственной успешности при изучении темы.


Метапредметные умения

Познавательные умения:

- определять в каких случаях пишется разделительный твёрдый знак в словах;

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для письма под диктовку.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью, используя правило на правописания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака;

- выполнять учебное задание с взаимопроверкой;

- проверять учебное задание и вносить корректировку;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения

-писать слова с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком;

- выполнять задания, используя правило правильной постановки разделительных знаков (Ъ и Ь);

- использовать правило на правописания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака при письме.


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема – Н.Н. Носов «Незнайка на Луне»

Информационный материал

Учебники «Русский язык » Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Портреты литературного героя Незнайки.

Раздаточный материал

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Незнайки.


5слайд

Жил-был на свете мальчик Незнайка. Он учился в третьем классе.

Однажды Незнайка писал диктант: «Сел» кашу, «пю» воду, веду «сёмку», забить «коля», - старательно выводил он.

-Ой, ой, ой! - испугались, написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе, нас на смех поднимут!

- А, что с вами случилось? – удивился Незнайка.

Ребята, как вы думаете, почему слова заволновались, когда увидели, как их Незнайка написал.

-На какую тему сделал ошибки?

-Какую роль занимают в словах эти буквы?(разделительную)

-Что разделяют?

-Где стоят в словах?(ъ-перед корнем, после приставки)

(ь-после корня)

Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им пока не хватает определенных знаний и умений, чтобы убедительно представить своё мнение.

Есть ли у вас желания помочь Незнайке исправить его ошибки, чтобы слова остались довольны?

7слайд

Чистописание

ЬЪ ЪЪ ЬЬЬ ЪЪЪ

-Какую закономерность заметили?

-Что общего в этих буквах(не имеют звуков,разделяют буквы в словах)

Съел, пью, съёмку, колья.

9слайд

Словарная работа

Об…ект, об…ективный,суб…ект, суб…ективный, …доровье, …десь,

дешний, …начала,…верх,…низ,…перёд,г…мнастика, гимнастёрка.

-Что нужно сделать?

-Какие слова относятся к теме урока?

-Какой знак вставили?

-Дайте характеристику этой букве?

-Для чего служит в словах?

-Где стоит?







Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Незнайки.


II этап. Учебно-познавательная деятельность


Цели деятельности


Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

и методы работы с информацией

Планируемый результат

Блок А. Наблюдение за словами с разделительным твёрдым знаком.

Цели:

• Актуализировать знания об однокоренных словах;

•Ввести понятие «разделительный твёрдый знак» в словах;

• Научить:

- определять разделительный твёрдый знак в словах и обосновывать своё мнение;

- определять признаки постановки разделительного твёрдого знака в словах и обосновывать своё мнение;

- рассказывать о правописании слов с разделительным твёрдым знаком;

- выделять в словах приставку, твёрдый разделительный знак и гласную букву после него;

- писать слова с разделительным твёрдым знаком, используя известное правило;

– выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание с взаимопроверкой и с самопроверкой;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.


10слайд




Прочитайте слова

ВЫЕЗД, ПЕРЕЕЗД, ПРОЕЗД, ЗАЕЗД.

Можно ли эти слова считать однокоренными? Обоснуйте своё мнение.

Задание 2 (П)

Верно ли, что в составе каждого из этих слов присутствует приставка? Обоснуйте свой ответ.

Задание 3 (У)

Спишите эти слова и разберите по составу.

Задание 4 (З)

Верно ли, что суффиксы в этих словах помогли образовать новые слова? Обоснуйте свой ответ.

Задание 5 (У)

С этим же корнем – езд - образуйте слова используя приставки с-,об-,в-, под-. (Слайд № 11 )

По ходу ответов производится запись на экране.


Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: подъезд, съёмка, объявление, предъюбилейный.


Сообщение учителя сопровождается презентацией. (Слайд № 11 )


Задание 6 (З)

Назовите значение выражения «разделительный Ъ знак»

Расскажите о правописании слов с разделительным твёрдым знаком.

Задание 7 (З) с взаимопроверкой

Прочитайте слова и назовите в этих словах приставку, если она там есть. Определите слова с разделительным твёрдым знаком.



РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Стр.64 УПР.60



-Ь- -Ъ-

съезд

объявить

подъехал

объяснить

гостья

обезьяна




-Все ли слова будут выписаны?

-На какую орфограмму выписываем слова?

-Почему?



Работа с тренажёром


Слайд15


необъятная фильма

съёмка грибы

первый подъезд

съедобные разъяснения

необходимые страна



Итог исследования





Самоанализ


1 Мне важно знать, как правильно пишутся слова с разделительным твёрдым знаком (Ъ) , потому что……

2. Чтобы написать слова без ошибок, нужно ………….

 


Самооценка

Я доволен(льна)

(очень, не очень)

как помог(ла) исправить ошибки Незнайки.

Выполнял(а) задания(сам(а),

с помощью одноклассника, учителя).










Диагностические задания

1. Прочитайте предложение. Спишите, вставляя в слова разделительный твёрдый знак. Подчеркните Ъ и гласную букву после него. Выделите приставку.


Под…ездные пути к городу закрыты - придётся ехать в об…езд.


Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «разделительный твёрдый знак» и использовать в активном словаре;

- определять признаки постановки разделительного твёрдого знака в словах и обосновывать своё мнение.


- Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание с взаимопроверкой и самопроверкой.



Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

-узнавать слова с разделительный твёрдый знаком;

- выделять приставку и корень в словах с разделительным твёрдым знаком;

– писать слова с разделительным твёрдым знаком, используя известное правило.



Познавательные умения:

- раскрывать значение разделительного твёрдого знака (Ъ) и разделительного мягкого знака (Ь).

- различать способы постановки в словах Ъ и Ь знаков и обосновывать своё мнение.







Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя известное правило, алгоритм;

-выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения

- формулировать речевые высказывания, представляя свою позицию.





Предметные умения:

-рассказывать о правописании слов с разделительным твёрдым (Ъ) и мягким (Ь) знаками;

-писать слова с разделительным твёрдым (Ъ) и мягким (Ь) знаками, используя правило;

-распределять слова на группы;

-узнавать в словах разделительные Ъ и Ь знаки и уметь выделять соответствующим цветом.




7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ