Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Разделительный твёрдый знак"
3 класс
УМК «Планета знаний»
Русский язык
Технологическая карта темы
Тема
Разделительный твёрдый знак (1 час)
Цели
Сформировать умение писать слова с разделительным твёрдым знаком.
Ввести правило написания слов с разделительным твёрдым знаком.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы
Актуализация знаний о написания слов с разделительным твёрдым знаком.
Термины и понятия
Однокоренные слова, корень слова, приставка слова, суффикс слова. Разделительный твёрдый знак и мягкий знак. Словосочетания.
Планируемый результат
Личностные умения
Личностные умения:
-проявлять интерес к изучению темы;
- оценивать результат собственной деятельности.
- проявлять позитивное отношение к процессу помощи герою сказки (Незнайке)
- осознание собственной успешности при изучении темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- определять в каких случаях пишется разделительный твёрдый знак в словах;
- выбирать вариант выполнения задания;
- использовать приобретенные знания для письма под диктовку.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью, используя правило на правописания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака;
- выполнять учебное задание с взаимопроверкой;
- проверять учебное задание и вносить корректировку;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;
- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения
-писать слова с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком;
- выполнять задания, используя правило правильной постановки разделительных знаков (Ъ и Ь);
- использовать правило на правописания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака при письме.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы
Литературное чтение
Тема – Н.Н. Носов «Незнайка на Луне»
Информационный материал
Учебники «Русский язык » Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина
Демонстрационный материал
Электронная презентация
Портреты литературного героя Незнайки.
Раздаточный материал
Карточки с учебными заданиями.
Фронтальная.
• индивидуальная –
• парная -
• групповая -
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый результат
• Мотивировать учащихся к изучению темы.
• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Незнайки.
5слайд
Жил-был на свете мальчик Незнайка. Он учился в третьем классе.
Однажды Незнайка писал диктант: «Сел» кашу, «пю» воду, веду «сёмку», забить «коля», - старательно выводил он.
-Ой, ой, ой! - испугались, написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе, нас на смех поднимут!
- А, что с вами случилось? – удивился Незнайка.
Ребята, как вы думаете, почему слова заволновались, когда увидели, как их Незнайка написал.
-На какую тему сделал ошибки?
-Какую роль занимают в словах эти буквы?(разделительную)
-Что разделяют?
-Где стоят в словах?(ъ-перед корнем, после приставки)
(ь-после корня)
Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им пока не хватает определенных знаний и умений, чтобы убедительно представить своё мнение.
Есть ли у вас желания помочь Незнайке исправить его ошибки, чтобы слова остались довольны?
7слайд
Чистописание
ЬЪ ЪЪ ЬЬЬ ЪЪЪ
-Какую закономерность заметили?
-Что общего в этих буквах(не имеют звуков,разделяют буквы в словах)
Съел, пью, съёмку, колья.
9слайд
Словарная работа
Об…ект, об…ективный,суб…ект, суб…ективный, …доровье, …десь,
…дешний, …начала,…верх,…низ,…перёд,г…мнастика, гимнастёрка.
-Что нужно сделать?
-Какие слова относятся к теме урока?
-Какой знак вставили?
-Дайте характеристику этой букве?
-Для чего служит в словах?
-Где стоит?
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Незнайки.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности
Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
и методы работы с информацией
Планируемый результат
Блок А. Наблюдение за словами с разделительным твёрдым знаком.
Цели:
• Актуализировать знания об однокоренных словах;
•Ввести понятие «разделительный твёрдый знак» в словах;
• Научить:
- определять разделительный твёрдый знак в словах и обосновывать своё мнение;
- определять признаки постановки разделительного твёрдого знака в словах и обосновывать своё мнение;
- рассказывать о правописании слов с разделительным твёрдым знаком;
- выделять в словах приставку, твёрдый разделительный знак и гласную букву после него;
- писать слова с разделительным твёрдым знаком, используя известное правило;
– выполнять учебные задания в соответствии с целью;
- выполнять учебное задание с взаимопроверкой и с самопроверкой;
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
10слайд
Прочитайте слова
ВЫЕЗД, ПЕРЕЕЗД, ПРОЕЗД, ЗАЕЗД.
Можно ли эти слова считать однокоренными? Обоснуйте своё мнение.
Задание 2 (П)
Верно ли, что в составе каждого из этих слов присутствует приставка? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3 (У)
Спишите эти слова и разберите по составу.
Задание 4 (З)
Верно ли, что суффиксы в этих словах помогли образовать новые слова? Обоснуйте свой ответ.
Задание 5 (У)
С этим же корнем – езд - образуйте слова используя приставки с-,об-,в-, под-. (Слайд № 11 )
По ходу ответов производится запись на экране.
Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: подъезд, съёмка, объявление, предъюбилейный.
Сообщение учителя сопровождается презентацией. (Слайд № 11 )
Задание 6 (З)
Назовите значение выражения «разделительный Ъ знак»
Расскажите о правописании слов с разделительным твёрдым знаком.
Задание 7 (З) с взаимопроверкой
Прочитайте слова и назовите в этих словах приставку, если она там есть. Определите слова с разделительным твёрдым знаком.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Стр.64 УПР.60
-Ь- -Ъ-
съезд
объявить
подъехал
объяснить
гостья
обезьяна
-Все ли слова будут выписаны?
-На какую орфограмму выписываем слова?
-Почему?
Работа с тренажёром
Слайд15
необъятная фильма
съёмка грибы
первый подъезд
съедобные разъяснения
необходимые страна
Итог исследования
Самоанализ
1 Мне важно знать, как правильно пишутся слова с разделительным твёрдым знаком (Ъ) , потому что……
2. Чтобы написать слова без ошибок, нужно ………….
Самооценка
Я доволен(льна)
(очень, не очень)
как помог(ла) исправить ошибки Незнайки.
Выполнял(а) задания(сам(а),
с помощью одноклассника, учителя).
Диагностические задания
1. Прочитайте предложение. Спишите, вставляя в слова разделительный твёрдый знак. Подчеркните Ъ и гласную букву после него. Выделите приставку.
Под…ездные пути к городу закрыты - придётся ехать в об…езд.
Познавательные умения:
- раскрывать значение выражения «разделительный твёрдый знак» и использовать в активном словаре;
- определять признаки постановки разделительного твёрдого знака в словах и обосновывать своё мнение.
- Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное задание с взаимопроверкой и самопроверкой.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
-узнавать слова с разделительный твёрдый знаком;
- выделять приставку и корень в словах с разделительным твёрдым знаком;
– писать слова с разделительным твёрдым знаком, используя известное правило.
Познавательные умения:
- раскрывать значение разделительного твёрдого знака (Ъ) и разделительного мягкого знака (Ь).
- различать способы постановки в словах Ъ и Ь знаков и обосновывать своё мнение.
- выполнять учебное задание, используя известное правило, алгоритм;
-выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения
- формулировать речевые высказывания, представляя свою позицию.
Предметные умения:
-рассказывать о правописании слов с разделительным твёрдым (Ъ) и мягким (Ь) знаками;
-писать слова с разделительным твёрдым (Ъ) и мягким (Ь) знаками, используя правило;
-распределять слова на группы;
-узнавать в словах разделительные Ъ и Ь знаки и уметь выделять соответствующим цветом.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ